Информационное
агентство России
1°C
19 ноября, 13:10

Эксперты: в Латвии растет количество мусульман

Rustam
Эксперты:  в Латвии растет количество мусульман
Праздничную проповедь читает рижский имам Мамун Саид

В Латвии растет популярность ислама. Все больше жителей становятся мусульманами. И хотя наметившийся процесс пока почти незаметен, со временем Латвия, как и многие страны Европы, может стать прибежищем для многочисленных мусульманских общин. Что же привлекает людей, представляющих традиционно не исповедующие ислам народы, в этой религии?

Еще в январе этого года в прессе появилось сообщение о том, что Полиция безопасности ожидает в стране усиления мусульманской диаспоры. Тогда Антитеррористический центр озвучил прогноз, согласно которому в долгосрочной перспективе в Латвии, как и в других странах Евросоюза, значительно увеличится количество мусульман. Причем приводились данные о том, что после присоединения Латвии к Шенгенской зоне увеличилось число прибывающих в республику из других стран Евросоюза людей, исповедующих ислам.

По данным Регистра предприятий, в настоящий момент в Латвии зарегистрированы 12 мусульманских общин. Это рижские организации «Иман», «Коран», «Ислам»; мусульманские общины «Амина», «Мардзани», «Салам», «Раян», «Алшабаб Алмуслим», а также общины Екабпилса, Рижского района, Видземского и Земгальского предместьев города Риги. При этом три из них были зарегистрированы в течение последних двух лет.

Преподаватель факультета теологии Латвийского университета Валдис Тераудкалнс также признает рост количества мусульман в Латвии. По его словам, у ислама есть своя ниша в обществе, и в этом нет ничего удивительного, но в то же время определить точное количество приверженцев этой религии невероятно сложно, так как среди мусульман есть и часть людей, принадлежащая к исламу благодаря культурной традиции, но не исповедующая его активно.

"Количество мусульман, конечно, увеличивается. Это незаметный процесс. Есть и латыши, которые переходят в ислам, и русские. Но у нас, как и во многих других странах, существует исламофобия. И многие боятся незнакомого, — признается эксперт-теолог в беседе с корреспондентом рижской газеты "Телеграф". — Негативный имидж ислама создается во многом за счет недостатка информации о нем. Ни одна религия сама по себе не является агрессивной. В каждой религии заложен потенциал как к агрессии, так и к совместному формированию общественного блага. Часто у людей существуют неправильные представления, и они могут приводить в том числе и к террористическим актам. Но если мы начинаем их анализировать, то понимаем, что частично это является результатом миссионерской политики Соединенных Штатов по навязыванию другим странам своего понимания демократии. Мы это видим в Ираке, в Афганистане и в других местах, где исламским терроризмом объявляется сопротивление народа агрессорам".

Валдис Тераудкалнс считает, что те, кто принимает ислам, делают это во многом потому, что это «простая» религия, которая не ставит сравнительно много условий, ритуалы в которой расписаны, а молитвы регулярны. Она привлекает своей простотой и неоспоримостью.

Гражданин Судана и лидер мусульманской общины «Иман» имам Мамун Саид еще одной причиной привлекательности исламской религии для латвийцев считает ее отрицательный имидж.

"Сейчас в прессе пишется очень много плохого об исламе. Люди это читают, об этом думают. Но, как говорится, антиреклама — это тоже реклама, — подчеркнул представитель мусульманской общины. — Негативный образ ислама происходит от незнания. Многие не знают об исламе, но пишут о нем. А некоторые знают, но пишут с целью очернить его".

Согласно отчету Министерства юстиции за 2008 год, членами мусульманских организаций числятся 369 человек. Однако реальное количество латвийских мусульман намного больше. По оценке директора Института прав человека Илзе Брандс-Кехре, оно достигает приблизительно пяти тысяч, а вот имам Мамун Саид озвучил цифру в 10 000 проживающих в Латвии мусульман. Причем, по его мнению, большую часть латвийских мусульман составляют вовсе не представители традиционно исламских народов, а в основном русские, а также латыши. Впрочем, под "русскими" Мамун Саид скорее всего понимает также и выходцев из бывшего СССР. В этом случае его слова не расходятся со сказанным Илзе Брандс-Кехре, которая заявила, что основную часть латвийских мусульман все же составляют представители народов распавшегося Советского Союза, для которых ислам — религия традиционная.

Но на взгляд директора Института прав человека, с наибольшими трудностями и дискриминацией в Латвии сталкиваются все же не выходцы из Союза, а мусульмане, приезжающие из стран Азии, Африки и Западной Европы. Во многом это связано с тем, что у общества нет достаточной информации об исламе, а также с тем, что проблемы экстремизма и терроризма в последние 10 лет часто связывают с мусульманами. Впрочем, по словам эксперта в области прав человека, есть и проблемы, общие для всей мусульманской общины Латвии. Главная из них — отсутствие мечети.

"Нет причин тревожиться о том, что со временем вся страна станет мусульманской и будет исповедовать ислам. Этого не будет, — заключила Илзе Брандс-Кехре. — Но вообще нам надо готовится к тому, что уже есть в других странах. Сегодня уже есть Европа мусульманская, христианская и вообще без религии. Такое явление, конечно, рано или поздно будет наблюдаться и у нас. И это нормальная современная жизнь, что есть разные религии, что люди понимают что-то друг о друге и могут жить вместе. Но, к сожалению, думаю, что мы к этому еще не готовы".

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: