Божественное Мироздание и человек в нем глазами мусульманина

Вся необъятность материального образует поле действия духа

Вся необъятность материального образует поле действия духа

Теги:



0
25 Ноября 2009г. (07 Зу-ль-хиджа)
Ислам (араб., букв.: «предание (вверение) [себя Богу без всяких условий»]) – последняя по времени возникновения из трех монотеистических (авраамических) религий, отличительной особенностью которой является, в частности, строгое единобожие (чистое богопочитание), отрицающее какую бы то ни было возможность локализации извечно существующего единственного и единого (единосущного) Бога (араб. Аллах), сотворившего два мира – посюсторонний (некоторые другие названия: этот, дольний, земной, греховный, ближний, чувственный, тленный, бренный, преходящий) и потусторонний (иной, горний, вышний, будущий, последний, последующий, сверхчувственный, грядущий, занебесный, вечный) – и управляющего их развитием, будучи трансцендентным им обоим.



Населив земной мир, Господь решил поставить над ним наместника (см.: 6: 165). Устрашившись колоссальной ответственности, от предложения Создателя отказались небеса, земля и горы; согласие же отвечать за судьбы Мироздания дал человек (см.: 33: 72). Всевышний по достоинству оценил это решение и, желая облегчить вылепленному Им из «сухой звонкой глины» человеку (15: 26; 6: 2; 32: 7) наместническую миссию, облагодетельствовал его бесценным даром – разумом и волей, для чего «вдохнул» в избранника «от Своего Духа» (32: 9; 15: 29; 38: 72), а также сделал бессмертным, наделив способностью к умножению (земная жизнь людского рода продлится вплоть до Страшного суда, бытие же духа индивида нескончаемо во времени). Инициировав таким образом человека, Бог выказал ему огромное доверие, ведь, обретя способность к рефлексии, к самостоятельному суждению и волевому усилию, человек в отличие от других тварей Божьих обрел беспрецедентное право – решать, соблюдать ему установления Всевышнего или нет – «Кто хочет, пусть уверует, а кто не хочет – может отказаться» (18: 29). Тем самым человек взвалил на себя главный груз – быть свободной личностью (свободной в произволении вменять себе в обязанность Закон Божий или игнорировать его) и вместе с тем нести перед Господом ответственность за собственные деяния. Но Создатель и тут не оставил человека Своими благими заботами, поведав в удобной человеческому разуму форме – Откровения – то главное о Своем Творении, знание чего должно предостеречь наместника от совершения греховного (греховное есть только то, что неугодно Богу). В награду за стойкость в вере человек по завершении земного пути будет определен в лучшую часть вышнего мира – Рай.



В свете сказанного весьма уместно вспомнить об одном из фундаментальных принципов современной космологии – Антропном принципе, фиксирующем связь между свойствами Метагалактики и существованием в ней человека. Известно, что мир, в котором мы живем, представляет собой реальность, «каркасом» которой служит ансамбль физических констант, численные значения которых с необычайной точностью подогнаны друг к другу. Вероятность эволюционного сложения такого ансамбля ничтожно мала. Меж тем в иных условиях человек никогда не возник бы. А потому даже атеисты в большинстве своем не склонны отрицать целеполагание в развитии вселенной, на пике которого находится не просто жизнь, а мыслящая материя. По достижении этой, в определенном смысле конечной, стадии («настройки» на человека) вселенная обрела возможность взглянуть на самое себя, осмыслить себя и продолжить свое развитие уже в новом качестве – в диалоге с человеком, наделенным способностью к богопознанию – «Небеса, землю и всё, что между ними, Мы сотворили только для проявления Истины» (15: 85).



Итак, Творение (так в дальнейшем будем именовать этот мир) и человек с его мыслями образуют одно целое. Собственно человек – составная, вершинная часть Творения, причем часть активная, наделенная потенциалом к созиданию. И что бы он ни предпринимал, плохое или хорошее, на Творении сказываются его мысли и поступки. В пользу этого свидетельствует фундаментальный Принцип всеобщей взаимосвязи, действующий на всем пространстве бесконечной вселенной («всё оказывает влияние на всё, и со временем это всё неумолимо расширяется»). Кстати, физическое единство мира – одно из весомых доказательств единственности Творца.



Схематично человека можно представить как неустойчивую систему, в которой «земное» противостоит «духовному». И то, сохранит эта система равновесие или выйдет из него, зависит, помимо Бога как Вседержителя, от самого индивида, его разума. Оптимальной точкой в кривой качаний этой системы является точка равновесия, «золотой середины». Если эту точку развернуть во времени, получится линия, называемая в исламе «прямым [Богом указанным] путем» (1: 6). Всякое же отклонение от этой линии следует толковать как знак совершения прегрешения, и, чем «отпадение от Бога» значительнее, тем сильнее амплитуда отклонения. Понятно, что жизненный путь каждого человека начинается в момент его рождения, когда младенцем он покидает тело матери – гармонизированную с окружающим миром среду (это начальная точка «пути»), и с неизбежностью завершается на Страшном суде у Бога (соответственно в конечной точке «пути»). А вот то, насколько «прямым» окажется этот «путь», всецело зависит от воли и разума индивида, если, разумеется, Создатель не распорядится иначе (как начальная, так и конечная точки «пути» всегда остаются неизменными, независимо от того, жизнь блаженного или жизнь грешника они маркируют). Лишь у абсолютного праведника линия жизни совпадает с «прямым путем».



Оказавшись свободной личностью, человек отнюдь не перестал быть частью Творения. Что бы ни попало в человеческие руки – всё это достояние Бога. Даже собственные тело и жизнь не принадлежат человеку, ведь он никоим образом не причастен к их появлению – не создавал ни рук, ни ног, ни даже отдельных молекул. Но, поскольку в момент его рождения ему было оказано Творцом величайшее доверие и человек удостоился чести стать своего рода биологической оболочкой для «дуновения» Самого Бога («человек как храм Божий»), жизнь его приобрела священный статус. Поэтому Коран и ставит знак равенства между убийством/сохранением жизни одного безвинного человека и гибелью/сбережением жизней всех людей (см.: 5: 32; причем такой грех, как распространение нечестия, также кодифицируется Священным Писанием мусульман как старание к погублению человечества, ведь терзающий собственное естество беззаконием угашает в себе свет искры Божьей, повергая охладевающую душу в богопустынную мглу).



Вдохнув в Творение «от Своего Духа» и активизировав в нем (Творении) разумное начало с креативным потенциалом, Бог предоставил этой мыслящей субстанции относительную самостоятельность, оказав ей тем самым высочайшее доверие и объяснив, чего от нее ожидает.



Выражаясь формально, проинструктированному Богом человечеству его Домоустроитель доверил управлять сложной открытой нелинейной самоорганизующейся системой. Объектом управления при этом является, в частности, и сам орган управления. Иначе говоря, будучи частью Божественного Универсума, множество индивидуальностей, составляющих человечество, должно управлять наряду с внешним материальным миром еще и самим собой, всей людской массой, неся в полной мере ответственность за совершенные ошибки. Всё плохое, как и всё хорошее, содеянное человеком, равно как и его мысли, накапливается в Творении, изменяя его, и, в соответствии с Принципом всеобщей взаимосвязи, «эхом» отзывается на человеке.



Человечеству всякий раз приходится осмысливать происходящие изменения как результат своей деятельности. В этом процессе оно выступает как единый организм, обладающий коллективным разумом. (Фундамент этого единства – Божественное основание человеческой природы; строгое единобожие, в сущности, и означает преданность человека собственной идеальной природе.) Мысль здесь – действующая природная сила, оказывающая определяющее влияние на состояние преобразуемой реальности. И чем эффективнее в следовании заповедям Создателя труждается человечество, тем более значимым в Творении становится пространство ноосферы, как бы разрастаясь в объеме по отношению к «бездумной» материи. С появлением разума состояние Творения оказывается в прямой зависимости от состояния мысли.



В свете сказанного уместно говорить о духовности Творения. Дух открывает для себя возможности в природном, материальном, светском (что неудивительно, ведь Творец всего сущего один). Вся необъятность материального образует поле действия духа.



Из книги Ю.А. Михайлова "Пора понимать Коран"

Автор: Юрий Михайлов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика