Борьба за огонь и воду

Узбекистан страдает от безводия, Таджикистан от холода

Узбекистан страдает от безводия, Таджикистан от холода

Теги:




0
07 Декабря 2009г. (19 Зу-ль-хиджа)
Узбекистан будет и далее настаивать на том, чтобы все проекты строительства планируемых крупнейших в регионе Центральной Азии гидросооружений осуществлялись только после проведения объективных международных экспертных оценок под эгидой ООН, чтобы исключить возможные катастрофические последствия. Об этом министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов заявил 2 декабря в Афинах на 17-й встрече Совета министров иностранных дел ОБСЕ, передает "Мусульманский Узбекистан" со ссылкой на пресс-службу узбекского МИДа.



Такая позиция Узбекистана вызвана тем, что "в настоящее время ведется интенсивная обработка общественного мнения и попытки привлечь масштабные инвестиции доноров для строительства [в регионе] еще двух новых крупнейших гидростанций – Рогунской на Амударье и Камбаратинской на Сырдарье, не учитывая, что из года в год сокращаются ледники на Памире и Тянь-Шане – основные источники подпитки этих рек, и, что особенно важно, не считаясь с возможными трагическими последствиями в случае возникновения техногенных катастроф на этих объектах, если иметь в виду 9-10 балльную сейсмичность этих мест".



Напомним, что находящиеся выше по стоку трансграничных рек Кыргызстан и Таджикистан планируют строительство гидроэлектростанций, которые значительно сократят поступление воды на посевные площади в Узбекистане с весны до осени.



Самое острое противоборство по воде происходит между Узбекистаном и Таджикистаном. Первая страна имеет превалирующий аграрный сектор, с доминированием такой влагоемкой культуры, как хлопок, являющейся одной из главных статей дохода. Вторая страна страдает от дефицита энергоресурсов, восполнить который призвана Рогунская ГЭС.



На днях Узбекистан вышел из общей энергосистемы, оставляя Душанбе на пороге зимы без столь необходимых стране поставок электроэнергии. В Душанбе дают понять, что правительство Таджикистана не намерено позволить администрации президента Ислама Каримова помыкать собой. Некоторые в Таджикистане полагают, что если Узбекистан в кратчайшие сроки не изменит своего решения, Душанбе предпримет ответный шаг, ограничив подачу воды, в которой отчаянно нуждается Ташкент, чтобы удержать на плаву свой хлопковый сектор в весенне-летний период.



Таджикской электроэнергией планируется не только обеспечить собственные потребности, но и продавать ее в Афганистан и Пакистан, причем по тарифам, превышающим ныне действующие расценки в Центральной Азии. Как раз коммерческая составляющая проектов вызывает решительное противодействие со стороны узбекского президента Ислама Каримова.



Крупный двусторонний конфликт на данном этапе может создать серьезную проблему для военных операций США в Афганистане. Таджикистан и Узбекистан являются важными звеньями в Северной сети поставок грузов военного назначения наземным путем из стран Европы для американских и натовских войск в Афганистане. В случае прекращения сотрудничества со стороны Душанбе и Узбекистана могут возникнуть сбои в поставках грузов в Афганистан.



В Киргизии и Таджикистане не склонны прислушиваться к узбекским доводам. Лишенные энергоресурсов, эти страны намерены получать примерно те же дивиденды от продажи электричества, которые имеют три другие страны Центральной Азии (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан) от экспорта газа и нефти.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика