Информационное
агентство России
10°C
22 сентября, 00:25

Объединение или единение: что нужнее российским мусульманам?

Rinat
Объединение или единение: что нужнее российским мусульманам?

Идея объединения мусульманских религиозных организаций в единую структуру, столь неожиданно овладевшая умами многих представителей мусульманской клерикальной среды, поставила на повестку дня закономерные вопросы. Наиболее часто задаваемые из них сводятся к следующим: соответствует ли интересам мусульманского сообщества предлагаемая схема и можно ли вообще рассуждать о каком-то объединении при фактической раздробленности и дезинтеграции муфтиятов, более того – отсутствии у муфтиев элементарного уважения друг к другу?

Если обратиться к истории, можно увидеть, что сама идея централизации управления мусульманским духовенством была предложена в эпоху абсолютизма и попыток насильственной христианизации мусульманского населения, которые нередко приводили к бунтам и восстаниям последнего. Эти выступления сливались с восстаниями С. Разина, К. Булавина, Е. Пугачева, основной движущей силой которых, по мнению некоторых историков, собственно, также являлось мусульманское население.

Осознав, что только лишь военной силой ничего не добьешься, царский режим в лице Екатерины II решил создать централизованную структуру из самих мусульман под руководством верховного муфтия, которая облегчала бы управление мусульманским сообществом. Таким образом, муфтий сосредоточил в своих руках управление и контроль за всеми мечетями, их персоналом, и тем самым оказывал влияние на мусульманскую общину в целом. Сам же он превратился в своего рода чиновника, наделенного в силу своего положения значительными привилегиями. По сути дела подобная схема с некоторыми изменениями действовала и в советский период.

В связи с начавшейся перестройкой и демократизацией российского общества произошел кризис в системе ДУМ, исправно работавшей во времена монархии и коммунизма. Учитывая, что последователи ислама в России не имели иного опыта строительства мусульманских структур, взамен одного "удобного" образовалось множество независимых духовных управлений. Потерявший власть верховный муфтий, стремясь сохранить это звание, начал обвинять своих бывших подчиненных в приверженности "нетрадиционному" исламу. В свою очередь руководители обособившихся муфтиятов обрушились с ответной критикой на самого муфтия. Все это способствовало дискредитации мусульманского сообщества России в глазах власти и общества.

Несмотря на демократические преобразования в современной России, сбросившей идеологический груз прежних времен, идею централизации управления духовной жизнью мусульман уже не первый раз вытаскивают из пыльного мешка. В 2001 – 2002 гг. ЦДУМ, ДУМЕР и КЦМСК предпринимали попытку создать так называемый Высший совет мусульман России. Несмотря на то, что создание этого органа было поддержано государством, в последний момент от идеи по непонятным причинам отказался ЦДУМ.

В конце ноября этого года глава ЦДУМ снова выступил с аналогичной инициативой, написав письмо Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать объединение российских духовных управлений, в котором назвал президента РФ "тенью Бога в России". По своей замысловатости данная фраза может поспорить разве что с предлагаемой структурой нового органа, отображенной на схеме в виде звезды Давида. Она предполагает возведение главы ЦДУМ в новую должность шейхуль-ислама со штаб-квартирой в Казани. Его главному конкуренту Равилю Гайнутдину уготовано кресло верховного муфтия. Заместителем же Гайнутдина станет муфтий Чеченской Республики Султан Мирзаев. По мнению некоторых руководителей духовных управлений, реализация этой схемы значительно усилит позиции кавказских муфтиев в создаваемой духовной вертикали. Однако в совокупности с другими факторами, например, дезорганизацией одной из самых стабильных мусульманских организаций – ДУМ Татарстана — открытием в Казани резиденции так называемого шейхуль-ислама, данная схема может стать существенной предпосылкой к возникновению новых противоречий.

Между тем, как отмечают эксперты, главная проблема объединения ДУМов в единую структуру заключается в том, что оно происходит на фоне фактического отсутствия единения в мусульманской клерикальной среде. Притчей во языцех стали конфликты, периодически вспыхивающие между различными духовными управлениями, действующими как на федеральном, так и на региональном уровне. В последнее время все чаще слышится мнение, что данная инициатива исходила не от самих муфтиев, а от третьих лиц, впоследствии она была санкционирована Равилем Гайнутдином, и лишь озвучена Талгатом Таджуддином.

Между тем, сама идея объединения мусульманских организаций представляется весьма привлекательной и полезной. Однако для этого должны быть подготовлены соответствующие условия. Вот лишь некоторые из них:

– объединение не должно быть направлено на усиление и обособление региональных структур, тем самым идя вразрез с интересами российского государства и общества;

– объединение не должно сводиться к воспроизведению морально устаревшей схемы, сконструированной при монархическом режиме для решения задач, связанных главным образом с организацией управления на освоенных территориях;

– люди в чалмах должны отказаться от попыток заниматься всем и сразу, не имея для этого ни знаний, ни кадрового потенциала и элементарных физических возможностей;

– организации, претендующие на объединение, должны стать более открытыми для простых верующих, их деятельность – более понятной и прозрачной, а принцип формирования административных органов – более демократичным;

– руководители организаций должны не заниматься постоянным переделом сфер влияния и перераспределением властных полномочий в ущерб общественным интересам, а решать реальные проблемы мусульманского сообщества.

Последний пункт означает, что какому бы то ни было формальному объединению должно предшествовать реальное духовное единение, предполагающее не пустые декларации и прохождение регистрации в органах юстиции, а реальную повседневную работу по выполнению вышеперечисленных условий. Благо сегодня российское государство делает очень многое для достижения единения мусульманского сообщества. В частности, власти одобряют и всячески поддерживают создание единого образовательного пространства, о чем свидетельствует появление Совета по исламскому образованию. Эти усилия собственно и могут стать платформой реального единения мусульманского сообщества. Но, к сожалению, именно это не находит сегодня понимания и поддержки в клерикальной среде.

Показательно, что сами инициаторы, по-видимому, не до конца верят в успех своего мероприятия, оставляя на всякий случай возможность "включить заднюю скорость". Так, Талгат Таджуддин, устами своего сына, руководителя администрации ЦДУМ, сделал публичное заявление о том, что их структура передумала объединяться. По всей видимости, Равиль Гайнутдин также несколько дистанцировался от неожиданно свалившихся на его голову интеграционных процессов. Видимо, пошли на попятную и в КЦМСК, заявив в последний момент, что не только не намерены самораспускаться, но и выдвинули в качестве условия наделение центра правом вето и сохранение доминирующей роли в создаваемой структуре.

Все это означает, что пока не реализованы указанные выше условия, пока нет реального единения – а такового, скорее всего не предвидится в ближайшем будущем – нет смысла говорить о каком бы то ни было объединении, рисовать головоломные геометрические фигуры, придумывать новые саны и должности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. sergej17.12.2009 13:26

    Пусть останутся все эти структуры, главное, чтоб была от них польза. А "людям в чалмах" пожелал бы меньше эти чалмы увеличивать, меньше блеска на халатах и прочей внешности. Чисто внешне мне больше нравятся шиитские муллы — много черного цвета, нет мишуры.

  2. altaec17.12.2009 13:51

    Естественно,муфтии не любят друг друга,можно сказать ненавидят.Объединение противоборствующих чалмоносцев это завуалированное лицемерие.Простые мусульмане об этом пороке в среде мулл знает и естественно брезгует всякими замудренными идеями их.Аллаh сакласын.

  3. Rafael17.12.2009 14:24

    В конце ноября этого года глава ЦДУМ снова выступил с аналогичной инициативой, написав письмо Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать объединение российских духовных управлений, в котором назвал президента РФ "тенью Бога в России" — астагфируЛЛАХ!!!!!!!!!!!!!!!

    ЦДУМ во главе с Талгатом Таджуддином вообще не имеет ничего общего с канонами Ислама.
    О каком "объединении" наши муфтии могут вести речь а ЦДУМ!??

  4. sergej17.12.2009 15:06
    _QUOTE
    Аллаh сакласын.

    Что это значит?

  5. altaec17.12.2009 15:29

    С Татарского,"Да упасёт Аллаh"

  6. mullaaa18.12.2009 11:53

    "ВЕРСИЯ": УММАПОМРАЧЕНИЕ. Влиятельные исламские кланы сошлись в схватке за власть над душами и кошельками мусульман России.
    Адрес материала: http://versia.ru/articles/2009/dec/16/obyedinenie_duhovnih_obschin_musulman

  7. Атар22.12.2009 19:01

    К сожалению Думдуки больше озабоченны своим влиянием, а не состоянием уммы. Известно, что подавляющая часть муфтиев это суфии (секты), а секты это все таки ограниченный тарикатом, шейхом, круг и несогласные с шейхом (устазом), которые частенько «гоняют», притесняются ими же, некоторые вообще дошли до того что призывают убивать, так называемых ваххабитов, коим может быть любой обыватель. Если судить по масштабам притеснений мусульман в России, можно себе представить, кого и как представляют, защищают, думдуки. Во всяком случи правомерно задаться вопросом, насколько легитимны и компетентны сами муфтии со своими ДУМами с точки зрения шариата.

  8. Башкир10.01.2010 9:00

    К сожалению представители ДУМ зачастую ставят выше власть политическую нежели власть Аллаха и естественно находятся в явном заблуждении. Любое инакомыслие воспринимается как вахаббизм, и непонимание самого этого термина показывает насколько они далеки от единобожия.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: