На джихад с горящими сердцами

news-Zv4RRDjTX5
Большинство экспертов и комментаторов ситуации на Кавказе очень много внимания уделяют институциональному оформлению предложения президента по назначению в регионе своего спецпредставителя. Это правильно. Но на самом деле это не главное. Важно, чтобы человек пришел на Кавказ с новой философией и с новыми подходами.



Яркий пример. Недавно в Дагестане была проведена серия круглых столов. Их организовывал член Общественной палаты и ведущий Первого канала Максим Шевченко. Но он приехал на Кавказ и говорил о существующих проблемах с кавказской молодежью совершенно другим языком.



Не тем казенным языком, на котором говорят местные чиновники и которых молодежь не желает слушать. Он говорил на языке, который понимает и жаждет услышать народ, пассионарная кавказская молодежь. И она доверяет ему больше, нежели своим же чиновникам во власти.



Сегодня на Кавказ должно придти поколение технократов, управленцев-профессионалов, которые пока рассеяны по всей России. Не нужно бояться делать ставку на молодых. Именно из таких молодых специалистов сегодня должна выбираться фигура спецпредставителя президента на Кавказе.



Многие эксперты сразу же кинулись угадывать, кто мог бы стать этим представителем. Владимир Жириновский предположил, что этим представителем мог бы стать Сулейман Керимов или прощенный ныне олигарх Михаил Гуцериев. Глава Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас Бибарсов поддерживает кандидатуру бывшего полпреда в ЮФО Дмитрия Козака. Кто-то озвучивает фамилию вице-спикера Совета Федерации Александра Торшина и даже Рамзана Кадырова.



Каждая подобная позиция и мнение обсуждаема. Но, наряду со всеми этими проблемами, основная проблема Кавказа, в первую очередь, заключается в том, что не получается эффективно управлять и направлять в созидательное русло человеческую энергию, которая копится в этом регионе. А энергия социальная, общественная копится здесь огромной силы.



Я уже неоднократно приводил пример с расщеплением ядерного топлива, при котором выделяется огромное количество энергии. На Кавказе же сегодня катастрофическими темпами под влиянием западной массовой культуры идет разрушение традиционной нуклеарной структуры кавказского общества. При этом высвобождается огромная социальная энергия.



К сожалению, сегодня эта энергия направлена зачастую на разрушение. Но есть возможность направить ее и на созидательные цели.



Поэтому на Кавказе нужен человек не столько, в первую очередь, представляющий президента. Нужен человек, представляющий, в первую очередь, народ, наряду с президентом. Человек, который сможет совладать с этим импульсом социальной энергии огромной силы, исходящей с Кавказа и направить его в позитивное русло.



А какой окрас имеет сегодня эта социальная энергия? На Кавказе сегодня мы наблюдаем бурное исламское возрождение. И этого не нужно бояться. Сегодня пик атеизма и секуляризма в мире уже пройден. Идет активное возвращение религиозных ценностей в политику. Сегодня президент, премьер-министр посещают церковь, посещают мечеть, принимают патриарха.



Сегодня мы на примере Чечни и Ингушетии видим, что без апеллирования к исламским ценностям не получается справиться с ситуацией. Самый молодой кавказский политик Рамзан Кадыров являет нам пример привнесения исламских ценностей в политику и использования их в управлении и восстановлении региона.



Его же примеру следует Юнус-бек Евкуров. Кто бы мог подумать, что полковник военной разведки, вернувшись на Кавказ в качестве президента, войдя в правительственный комплекс, в первую очередь спросит: «Где здесь молитвенная комната?»



Я предполагаю, что ситуация и в Дагестане останется не разрешимой до тех пор, пока президент, глава республики, представитель президента не будут отвечать чаяниям народа, который жаждет быть услышанным, чтобы его духовные запросы нашли отклик на уровне власти. И здесь работает формула, которую предложил европейский интеллектуал Тарик Рамадан. Он предлагает Ислам воспринимать не как проблему, а как средство ее решения.



На мой взгляд, сегодня, когда происходит разрушение традиционного общества, когда происходит слом всех прежних традиционных связей, которые сохранялись до сегодняшнего дня, даже у Рамзана Кадырова могут возникнуть большие сложности в стратегической перспективе. Он сделал ставку на традиционную составляющую чеченского народа, на тейповую структуру, чеченские адаты, кадирийский тарикат и «традиционный Ислам», но эта почва будет уходить из-под ног.



Да, его подход сегодня в целом работает, но будущее, на мой взгляд, весьма чревато проблемами. Радикализация молодежи уже сейчас дает нам такой пример.



Почему так происходит? Да потому что идет разрушение этой традиционной почвы под воздействием двух мощнейших факторов. Первый – это наступление агрессивной западной массовой культуры, размывающей и расщепляющей традиционное кавказское общество. И второй – наступление на кавказское традиционное общество неотвратимо надвигающейся экспансионистской волны глобального процесса исламского пробуждения и модернизации.



Сегодня исламская модернизация и на российских просторах, и на Кавказе в частности, идет стремительными темпами. К сожалению, пока не мы, не сторонники поступательного развития исламского общества управляем этой энергией и этими процессами на Кавказе. Не мы управляем этой инициативой по модернизации Ислама и исламского сообщества.



Ею управляют иные силы. Только тот человек, который способен перехватить инициативу на этом поле по управлению социальной энергией мусульманского сообщества, только тот человек, который способен задать правильный вектор модернизационных процессов в самом исламском сообществе, способен справиться с нарастающим комом проблем.



И сегодняшняя проблема радикализации молодежи коренится не только и не столько в социально-экономических проблемах. Многим мусульманским народам, к сожалению, не привыкать к бедности. Потом эти проблемы ведь встречается не только в нищих Сомали или Афганистане, но и в живущих в достатке Лондоне и Нью-Йорке.



Это общая проблема всех мусульманских сообществ по всему миру независимо от уровня их развития и экономического состояния. Ключевой момент радикализации не только в социально-экономической ситуации. Ведь зачастую в «лес уходят» и ребята из состоятельных семей, не знающие экономических проблем.



Проблема в том, что они не могут реализовать весь свой потенциал, как мусульманина в той системе, где это не предусмотрено институционально, законодательно, административно. Нет таких ниш, полномочий, постов, где они могли бы реализоваться, как мусульмане на благо своей религии, народа и отечества.



И если была бы сделана ставка на таких людей с горящими сердцами, которые воспринимают свое усердие и работу на этом поприще, как сказал недавно Юрий Лужков на конференции «Россия и Исламский мир», в качестве «созидательного джихада», вот тогда бы мы перехватили инициативу в управлении социальной энергетикой обновляющегося исламского общества и поставили бы ее службу конструктивным целям.



Из выступления на пресс-конференции «Пути решения проблем на Северном Кавказе» в РИА Новости



Ислам.ру

Автор: Руслан Курбанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Ruslan 19 Декабря 2009г.
Ответить

Наивная утопия! Центр, создавший во всех мусульманских регионах кланы на условиях -делайте что хотите,но не допустимо Единобожие(страшные "вахабизм", салафия) поклоняйтесь чему и кому угодно,но не Аллаху Всевышнему,поставит руководить регионом человека,способного перенаправить кипучую разбросанную пассионарную энергию мусульман в единый лазерный луч чистого зеленного цвета,Иблису питающемуся харамной энергией от пьянства,разврата и взаимной ненависти мусульман такая трансформация вряд ли понравится...А истину знает Аллах Всевышний...

Яндекс.Метрика