Информационное
агентство России
1°C
20 ноября, 11:00

Тарик Рамадан: Интеллектуальное гетто рождает химеры расизма

Abdulla
Тарик Рамадан: Интеллектуальное гетто рождает химеры расизма
Тарик Рамадан

В жизни бывают радость и счастье, слезы, боль, бесконечные сомнения относительно смысла жизни, и смерти. Глядя вокруг, наблюдая за обществом и отдельными личностями, изучая философии и религии, мы понимаем, что не одиноки в своем одиночестве. Каждый сам по себе, все мы похожи своей единственностью и непохожестью. Ведь с незапамятных времен и до наших дней существовали разные пути, бесконечное количество путей, пролегающих через наши города, районы и кварталы: разнообразие является отличительной чертой человечества. В конце концов, у нас нет другого выбора.

И все же, достаточно ли этого осознания, чтобы заставить нас принять реальность со всем ее разнообразием? Может ли осознание того, что у всех нас одинаковые устремления и надежды, само по себе заставить нас примирится с нашими различиями, признать то, что в нас есть похожего, и обратить эти различия на пользу? Сидя за рабочим столом, в кафе, за обедом, на учебе, в гостиной, на лекции или конференции… мы снова и снова повторяем все что можно сказать по этому поводу, со всей убежденностью и мудростью, на которую способен наш интеллект. В теории, или в повседневной жизни, когда мы, возможно, благодаря своему материальному положению, сталкиваемся с отличиями других только в очень незначительной степени, великодушие, конечно, очень полезно, но оно не имеет отношения к реальной жизни и никак не помогает разрешить трудности, возникающие из-за наших различий. Когда жизнь ограничена тесным мирком друзей, которые выглядят как мы, и думают так же, как и мы, построение величественных и прекрасных философских систем, основанных на толерантности и плюрализме — это только виртуальное проявление великодушия, ловкий способ избежать необходимости быть объективными и непредвзятыми. Это всего лишь добрые намерения, демонстрация нашего неприятия расизма в интеллектуальном плане, ведь в своей повседневной жизни мы не сталкиваемся – или почти не сталкиваемся – с неграми, арабами или азиатами (или белыми, если мы негры, арабы или азиаты). Неприятие антисемитизма или исламофобии, когда мы живем, намеренно или нет, на приличном расстоянии от евреев и мусульман, это, конечно, достойная интеллектуальная позиция, но в сущности она ничего не говорит об истинном отношении человека, теоретизирующего подобным образом, к этим явлениям. У жизни в гетто, будь оно физическим, социальным, интеллектуальным или умственным, есть свои отличительные черты и последствия: представления жителей гетто о себе или окружающем мире всегда скорее надуманные, чем истинные. В гетто интеллектуальных и идеалистических теорий немало людей нетолерантных и расистски настроенных, и даже не осознающих этого. На самом деле, таких людей довольно много.

Оглядеться вокруг и понять, осознать своим разумом необходимость существования человеческого разнообразия, образов жизни и убеждений, это только начало. Этого далеко недостаточно. Приняв это разнообразие, мы должны будем отказаться от своих возвышенных теоретических и идеалистических представлений, и окунуться в реальную жизнь; мы должны будем покинуть безопасное гетто своего благородного ума и вступить в мир грубых, настырных, а иногда и безумных и опасных эмоций. Мы должны будем перейти из контролируемой и упорядоченной умственной сферы в область хаоса и беспорядка – того, что мы чувствуем сердцем и, как говорится, "нутром". Чтобы жить с другими, воспринимать их отличия в плане цвета кожи, манеры одеваться, верований, обычаев, привычек, психологии и умственной логики, нам нужно обратиться к самим себе, своим внутренним горизонтам и своей субъективности. Невозможно все контролировать умом: другие органы чувств тоже реагируют и проявляют себя. За пределами гостиных и лекционных залов они вполне могут овладеть нами. Благодаря присутствию "других", со всеми их видимыми и/или предполагаемыми отличиями, проявляются как светлые, так и темные стороны нашей человеческой сущности. Если эти "другие" кажутся такими уверенными в себе и спокойными в то время как мы сами сомневаемся в своих истинах, если заметность их присутствия ощущается как вторжение в наше жизненное пространство и нарушение устоявшихся привычек, если нам кажется, что они захватывают немногие оставшиеся рабочие места, если их благополучие напоминает нам о собственных затруднениях или даже бедности… они пробуждают в нас эмоции, аналогичные инстинкту выживания у животных. Эту реакцию почти невозможно контролировать: все наши красивые слова теряют смысл, и мы возвращаемся к своей грубой человеческой сущности. Мы должны одолеть свои эмоции, сердечные склонности и чувства нашего "нутра", которые поселяют в уме страх, подозрение, чувство неприятия и предвзятость. Чистый, осознанный расизм, это явление редкое и маргинальное. Неприятие другого – осознанное или нет – всегда вырастает из смеси сомнений, страхов, чувства незащищенности и нарушенности привычного образа жизни, в сочетании с реальным или воображаемым соперничеством в богатстве, количестве или силе: из повседневных проблем иммиграции, безработицы, бедности, из ощущения что "понаехали", "все захватили" и так далее. Это, на самом деле, глубинная сущность человека и человеческой жизни: заключенные в своем уютном мирке мы презираем и осуждаем догматиков и расистов, но ни в коем случае нельзя пренебрегать часто совершенно инстинктивными страхами и сомнениями, которые, в конкретных ситуациях, вызывают полное неприятие других. Это не попытка оправдать или преуменьшить вред расизма, нетолерантности и ксенофобии, а скорее попытка понять, откуда они появляются, как развиваются и как, в конечном итоге, их можно раздувать и использовать. Сила популистских рассуждений и призывов, направленных против "других", заключается именно в их способности пробудить и затронуть эти грубые эмоции, страхи и "нутряные" чувства, вскормить их крайне упрощенными доводами и объяснениями. Идеалистические теоретические рассуждения необходимо привести в соответствие с жизнью; нельзя пренебрегать реалиями человеческой природы, во всех ее смыслах.

Тарик Рамадан, доктор философских наук, профессор Фрайбургского университета в Швейцарии, президент Мусульманской организации Швейцарии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Orthodox22.12.2009 20:49

    Проповедь Тарика… да к родным бы исламским странам обратить. Ведь именно они занимают первые места в мире в вопросах дискриминации.
    Верна евангельская притча о бревне в собственном глазу, которого не замечают

  2. rusionist23.12.2009 9:28

    Нет проблем у образованного человека работать и жить бок о бок с человеком другого цвета кожи, вероисповедания, культуры и обычаев. Проблемы возникают при столкновении интересов. Мой друг учился в университете с двумя арабами. Один был очень приятен, скромен и уважителен. Он соблюдал свои обычаи, знакомился с жизнью в России, дружил и общался. Другой при каждом удобном случае указывал, что он — мусульманин, в отличие от всяких там, и вел себя заносчиво и спесиво (Но не агрессивно, что нет — то нет). Это раздражало. Будь таких больше — могло выплеснуться. Вот вам и дискриминация. Но кто ее источник?

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: