Информационное
агентство России
-6°C
25 ноября, 01:28

Пищевые предписания в исламе

muh
Пищевые предписания в исламе
Коран подробно описывает продукты, категорически запрещенные для употребления

До прихода ислама у каждого народа было своеобразное отношение к потреблению в пищу мяса животных. Начиная с тех, которые все разрешали, до тех, которые все запрещали. Выяснение того, что относится к дозволенному — халяль, а что к запретному – харам, было одной из важных проблем, в разрешении которой народы мира пытались обрести истину, но сбивались с пути, блуждали, дозволяя многое из того, что является нечистым, и запрещая чистое. В священной книге мусульман – Коране – зафиксированы многие пищевые предписания, которые обязаны соблюдать верующие.

Пятая сура Корана так и называется – «Трапеза» (араб. Аль-Маида). В ней вопросам питания отводится значительное место. В суре «Корова» Всевышний обращается ко всем людям со словами: «О люди! Вкушайте на этой земле дозволенные блага и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас – явный враг!» (Коран, 2:168).

Затем Аллах обращается специально к верующим: «О вы, уверовавшие! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь. Воистину, (Аллах) запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный!» (Коран, 2:172-173).

В этом специальном послании для верующих Всевышний повелевает им питаться доброй пищей, которой Он их наделил, и быть благодарными за Его щедроты. Затем Он разъясняет, что никакая пища не запрещена, кроме четырех видов, изложенных выше, о которых более подробно упоминается в других местах Корана: «Скажи (Мухаммед): «В том, что дано мне откровением, я вижу запретным употреблять в пищу мертвечину, пролитую кровь, мясо свиньи – ибо все это скверна, а также (мясо) запретного (животного), заколотого), не с именем Аллаха». Если же кто-либо будет вынужден съесть (вышеупомянутое) без умысла, не будучи нечестивцем и преступающим (предписание), то воистину, твой Господь – Прощающий, Милосердный» (Коран, 6:145). Далее более подробно: «Вам запрещено (есть) мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха, (убоину) удавленную, забитую палками, издохшую при падении (с высоты), убитую рогами, и (скотину), которую задрал хищник, — если только вы не заколете ее по предписаниям, и то, что заколете на (языческих) жертвенниках» (Коран, 5:3).

Таким образом, запретными являются четыре вида. Первым из категорически запрещенных продуктов питания, является мясо мертвых животных, т.е.мясо дикого зверя или птицы, умерших естественной смертью (не будучи заколотыми или убитыми человеком во время охоты). В чем же смысл запрета?

Во-первых, мертвечина отвергается человеческой сущностью как скверна. Здравомыслящие люди считают потребление такой пищи унижением своего достоинства. Не случайно у всех народов Писания запрещено есть мясо животного, не заколотого человеком, несмотря на разные методы убоя.

Во-вторых, мусульманин не должен получать плоды чего-либо без цели, намерения и затраченных усилий. Ведь смысл заклания, которое выводит животное из состояния мертвечины, заключается в желании умертвить животное ради того, чтобы употребить его в пищу.

В-третьих, существует вероятность того, что умершее животное скончалось от какой-либо болезни, ядовитого растения и т.п. Нет гарантии, что подобная мертвечина не причинит вреда человеку. В той же степени можно считать опасным мясо животного, издохшего по причине сильной слабости или других физических отклонений. Как правило, мясо, полученное от больных животных, по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям не соответствует ГОСТ. Кроме того, общая микробная обсемененность такого мяса будет значительно выше, вероятность наличия условно-патогенной и патогенной микрофлоры будет также высокой, чем, например, у мяса, полученного после убоя от здоровых животных.

В-четвертых, запрет на мертвечину вынуждает человека бережно относиться к имеющимся у него скотине, следить за ее состоянием, и в случае невозможного излечения ускорить для нее легкую смерть. Более того, Всевышний, запретив мертвечину людям, дал возможность использовать ее животным и птицам, проявляя таким образом к ним Свою милость. Поскольку популяции животных и птиц подобны человеческой. Второй упомянутый вид запретной пищи, — это пролитая кровь, т.е. уже вылившаяся. Когда у Ибн Аббаса, сподвижника Пророка, спросили о селезенке. Он ответил: «Вы можете питаться ею». Спрашивающие воскликнули: «Но ведь это кровь?!» Он ответил: «Лишь пролитая кровь запрещена вам». Причина этого запрета состояла в том, что кровь нечиста, а значит, неестественна для человека и может навредить здоровью подобно мертвечине. Третьим запретным видом является свинина. Здоровая человеческая природа находит свинину несъедобной, так как основной рацион свиньи составляют нечистоты и скверна. Современная медицина установила, что употребление свинины вредно для людей, проживающих во всех географических регионах, особенно в жарких. Кроме того, употребление свинины обуславливает появление такого паразитарного заболевания как трихинеллез. В настоящее время он является неизлечимым недугом и вероятность летального исхода очень высока. Четвертым запретным видом является мясо животного, «заколотого не с именем Аллаха», то есть в момент заклания над животным не было произнесено имени Аллаха, а, например, упоминались имена идолов. Здесь исключительно религиозная причина запрета, выражающаяся в сохранении единобожия, очищения вероубеждения, в борьбе с многобожием и проявлениями идолопоклонства во всех сферах. Таким образом, Коран содержит четыре основных видов запретных в пищу животных, которые в суре «Аль-Маида» были подразделены на десять подвидов. Из них к подвиду мертвечины относятся нижеследующие:
— животное удавленное — это означает, что оно погибло от удушья. Подобное может произойти в результате затянутой веревки на шее животного, или застревания головы в узком отверстии, или другого аналогичного происшествия;
— забитое ударами – это означает, что животное забито до смерти палкой или любым другим предметом;
— издохшее при падении – означает, что животное разбилось, упав с высоты;
— убитое рогами – это означает, что животное погибло в результате того, что было забодано другим животным;
— то, которое задрал хищник, — означает, что животное было истерзано хищником, в результате чего погибло.
После перечисления пяти подвидов Аллах говорит: «…кроме того, что заколете по предписаниям» т.е. если вы успели заколоть животное, пока оно еще было живо, то оно будет для вас халял. Правильное понимание фразы «еще живо» означает, что животное еще сохраняет признаки жизни, доказательством чего являются льющаяся кровь и рефлекторные движения.

Главным основанием для запрета употребления мертвечины является вред, причиняемый здоровью человека. Другое основание, предусмотренное Наимудрейшим Законодателем – это Его желание приучать, таким образом, людей быть снисходительными по отношению к животным и беречь их.

По этой причине исламские законоведы запретили, есть мясо животного, которое было забодано до смерти в случае, когда оно было ранено рогами другого животного и его кровь вытекла. Запрет остается в силе, даже если кровь вытекла из раны в том месте, где обычно совершают убой. Цель этого запрета заключается в том, чтобы наказать владельца животных, оставившего их без присмотра и позволившего им забодать друг друга до смерти.

Главным основанием для запрета употребления в пищу истерзанного хищником животного является сохранение человеком своего достоинства, так как унизительно доедать остатки за зверьми. Люди до ислама употребляли в пищу мясо овец, верблюдов или коров, недоеденное дикими животными. Но Всевышний запретил это верующим.

К десятому подвиду запрещенной пищи относятся животные, которые были принесены в жертву идолам на языческих жертвенниках (алтарях). До ислама язычники размещали свои алтари вокруг Каабы, считали, что, таким образом, они отдают дань уважения Священному Дому. Коран своим ясным запретом исключил это заблуждение людей, отнеся его к категории «то, что заколото не для Аллаха».

Шариат исключил рыбу, китов и других морских животных из категории запретной мертвечины. Когда у Пророка (мир ему) спросили о морской воде, он ответил: «Вода (морская) чиста, и умершие (его обитатели) в ней являются халялем».

В Коране говорится: «Дозволено вам ловить морскую тварь и (другую морскую) еду» (Коран, 5:96).Умершая саранча подобна морской мертвечине, поскольку Пророк (мир ему) разрешил ее есть.

Запрет на мертвечину касается лишь употребления в пищу мяса животного. Человек может, и даже должен, использовать его кости, рога и шерсть, ибо выбрасывать их – это расточительство, а расточительство недопустимо.

Таким образом, Коран подробно описывает продукты, категорически запрещенные для употребления, а также приводит перечень рекомендуемых, не рекомендуемых и осуждаемых продуктов. В исламе немало и других пищевых предписаний, которые должен соблюдать мусульманин. Последователи ислама имеют право питаться в соответствии с выше изложенными принципами и если продукты дозволены с точки зрения мусульманского права (шариата).

Альбикова Г.М., канд.вет.наук, доцент Российской международной академии туризма

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. sergej24.12.2009 15:09

    Можно также почитать в книге "ДОЗВОЛЕННОЕ И ЗАПРЕТНОЕ В ИСЛАМЕ" шейха Юсуфа Кардави.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: