В Центральной Азии тепло относятся к Сталину, в России - к Дзержинскому

Бюст Сталина у чайханы его имени в Канибадаме (Таджикистан)

Бюст Сталина у чайханы его имени в Канибадаме (Таджикистан)

Теги:





0
24 Декабря 2009г. (07 Мухаррам)
21 декабря 2009 года сталинисты постсоветского пространства отметили день рождения Отца всех народов. Ползучая реабилитация Сталина, которая тихо происходит в российской государственной идеологии, находит сочувствие и понимание у части жителей независимых республик Центральной Азии, где очень тепло относятся к советскому периоду истории вообще, и к Сталину, в частности.



Международное исследовательское агентство «Евразийский монитор» провело исследование на тему: отношение к советскому и постсоветскому периоду истории в четырнадцати бывших республиках Союза. Исследование проводилось в форме опросов, в каждой стране было опрошено не менее тысячи человек, в том числе не менее трехсот человек от 18 до 30 лет. Во время опроса было важно выяснить отношение людей к основным историческим событиям советской и постсоветской истории, к наиболее распространенным интерпретациям этих событий (явлений, процессов) и к самым популярным историческим личностям того периода.



Отметим некоторые данные исследования, полученные в четырех республиках Центральной Азии: Казахстане, Киргизстане, Таджикистане и Узбекистане, и отчасти в России. Туркмения, по словам исполнительного директора «Евразийского монитора» и руководителя проекта Игоря Задорина, остается «зоной, свободной от социологических исследований».



Как оказалось, во всех четырех центральноазиатских республиках люди довольно живо интересуются историей – и полагают, что неплохо ее знают. Во всяком случае, они заявляли о своем интересе и высоко оценивали собственные знания. Историей интересуется 74 процента казахов, 78 процентов киргизов, 84 процента таджиков и 74 – узбеков. Из других постсоветских стран самыми любознательными к истории оказались жители Грузии (92%) и Армении (84%).



Респондентам был предложен список из одиннадцати исторических событий, которые можно считать «общими» и значимыми для всего постсоветского пространства. Необходимо было выразить свое отношение к этому событию по пятибалльной шкале, от «безусловно негативного» через «нейтральное или безразличное» до «безусловно позитивного». Вот эти события: 1. Февральская революция 1917 года в Российской империи (падение самодержавия); 2. Приход к власти Ленина и партии большевиков (Октябрьская революция 1917 года); 3. Политические судебные процессы 1937-38 годов, массовые аресты, репрессии и расстрелы политических заключенных; 4. Нападение Германии на СССР в июне 1941 г. (начало Великой Отечественной войны 1941-45 годов); 5. Капитуляция Германии перед СССР в мае 1945 г. (победа Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.); 6. Создание в СССР ракетно-ядерного оружия в 1950-е годы; 7. Заключение Варшавского договора 1955 г., образование военно-политического союза социалистических государств; 8. ХХ съезд КПСС 1956 г., осуждение культа личности Сталина и политических репрессий во время его правления; 9. ХХII съезд КПСС 1961 года, принятие Программы построения коммунизма в СССР; 10. Перестройка и социально-экономические реформы в СССР 1985-1990 гг; 11. Распад Советского Союза 1991 г.



Исследование показало, что значительная часть населения в некоторых республиках и слыхом не слыхала о многих обозначенных событиях, а значит, делают вывод исследователи, большинство важнейших событий советской истории уже по факту не являются «общими» для граждан новых независимых государств». «Общими» остаются лишь два события, о которых слышало подавляющее большинство граждан новых республик: это Великая Отечественная война (или – как корректно сформулировано в исследовании, «нападение Германии на СССР в июне 1941 г.» и «капитуляция Германии перед СССР в мае 1945 г.») и распад Советского Союза в 1991 году, положивший конец общей истории новых государств. Остальные события, которые раньше считались важнейшими вехами советской (читай – общей) истории и были зафиксированы во всех школьных учебниках СССР, постепенно вымываются из памяти населения. Можно назвать четыре события, о которых люди во всех республиках знали меньше всего: это Февральская революция, ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина, заключение Варшавского договора и принятие программы построения коммунизма. Жители Узбекистана и Таджикистана продемонстрировали наименьшую степень осведомленности о советской истории в целом: например, более трети жителей этих республик ничего не слышали о политических судебных процессах 1937-38 гг., а почти половина участников опроса в Узбекистане не слышала о заключении Варшавского договора.



По результатам исследования все страны постсоветского пространства были разделены на три группы: страны, которые оценивали эти события «просоветски» (республики Средней Азии), страны, где доминировала «антисоветская» оценка событий (Грузия и прибалтийские республики) и неопределенное (смешанное) восприятие исторических событий (Россия, Украина, Армения и др.).



Особо отмечено в исследовании, что молодежь (до 30 лет) во всех странах, и даже в России, воспринимает советский период, как далекое прошлое и мало интересуется им.



Республики Средней Азии, как правило, положительно оценивают большинство событий советского периода (за исключением политических судебных процессов 1937-38 годов и нападения Германии на СССР), кроме того, распад СССР воспринимается ими скорее неодобрительно. Исключение – лишь в этом пункте – составляет Узбекистан, граждане которого продекларировали положительное восприятие распада Союза. Во всех остальных пунктах республики Средней Азии идут «единым фронтом», положительно оценивая и коллективизацию, и индустриализацию, и программу построения коммунизма.



Особая тема – отношение к Сталину. Если в Казахстане и Кыргызстане количество положительных откликов на ХХ съезд, когда был осужден культ личности Сталина, совсем чуть-чуть превышает количество отрицательных, то в Таджикистане и Узбекистане тех, кто осудил ХХ съезд, гораздо больше, чем тех, кто его приветствовал.



Вот как относятся к самой фигуре Сталина в странах Средней Азии. Казахстан: 35 процентов относятся положительно, 36 – отрицательно, 19 процентов – нейтрально, 6 процентов затруднились с ответом. В Кыргызстане положительно оценили Сталина 61 процент опрошенных, отрицательно – 11, нейтрально – 19. В Таджикистане с симпатией о Сталине говорили 57 процентов, отрицательно оценивали его 13 процентов, и 19 процентов высказали нейтральное отношение. В Узбекистане Сталин собрал 53 процента положительных отзывов, 12 – отрицательных и 18 процентов нейтральных.

Кроме Сталина, жители центральноазиатских республик симпатизируют Ленину, Дзержинскому и Брежневу, немного недолюбливают (по сравнению с Ильичами) Хрущева и Горбачева, уважают Жукова, Гагарина, Сахарова и недоумевают по поводу Николая II. Так, положительно оценивают личность Ленина почти три четверти жителей этих республик: в Таджикистане – 74 процента, в Киргизии – 73 процента, в Узбекистане – 70, в Казахстане – 60. О Брежневе хорошо говорили в Таджикистане (63 процента), Узбекистане (55 процентов), в Казахстане (50 процентов) и в Киргизии (49 процентов).



Большинство из опрошенных в центральноазиатских республиках продолжают пребывать в уверенности, что «Советский Союз был миролюбивым государством, проводившим политику мира и добрососедства, защищавшим свои законные национальные интересы», а «распад СССР – крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века, принесшая страдания и беды его народам».



Интересно, что фиксируя и подсчитывая отдельно данные опросов «молодежи» – то есть людей от 18 до 30 лет, – исследователи заметили, что в республиках Средней Азии мнения молодых людей совершенно незначительно отличаются от мнений старшего поколения. При этом молодежь читала новые учебники и взрослела в период, когда в республиках вовсю пересматривалось официальное отношение к советскому прошлому. Это значит, что новый взгляд на советскую историю как на период жесткого подавления и репрессий, который часто декларируется и в учебниках, и в официальных СМИ, пока не вошел в массовое сознание жителей этих республик. Исследователи пишут: «С большой долей вероятности можно допустить, что с выбытием носителей советской идентичности (в том числе культурно-исторической) возможность трансляции непосредственного исторического опыта будет сокращаться, и новые интерпретации некогда бесспорных исторических событий и явлений будут находить более глубокий отклик в массовом сознании молодежи».



В этих республиках взгляд на историю воспроизводится в семье, он есть результат уважения к старшим и внимания к словам старших, и сегодня историческое сознание молодежи – и нации – формируют те, кто с ностальгией вспоминает советское – в том числе и сталинское – время, те, кто учился по советским учебникам и думал о своей жизни и о своей истории фразами из передовиц газеты «Правда».



К слову – все сказанное, может за исключением уважения к старшим, относится и к России. 35 процентов опрошенных россиян положительно оценили Сталина, и 130-летие отца народов, которое повсеместно, широко и в открытую отмечали и в России, и в республиках Центральной Азии, – тому очередное доказательство. Но лучше всех в России, согласно исследованию, относятся к Феликсу Дзержинскому – основателю ЧК. Его положительно воспринимают 39% россиян.



Многим известны проблемы народов Центральной Азии сегодня. Растет межгосударственное напряжение в регионе, некоторые участки границ заминированы. На уровне правителей спорят, кто из них древней, национальные историографии обрастают мифами. Не решаются проблемы воды, энергетики, Арала. И хотя большинство противоречий и проблем были, как мины замедленного действия, заложены именно при советской власти, как раз к этому периоду общего исторического прошлого жители центральноазиатского региона относятся очень тепло, высоко оценивая и советских вождей, и собственные «экономические и культурные достижения» тех лет.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика