Итоги 2009 года: Возрождение ислама в России. Молодежь составляет большую часть уммы

Праздничная молитва в Москве

Праздничная молитва в Москве

Теги:



12
31 Декабря 2009г. (14 Мухаррам)
Информационное агентство "IslamNews" обратилось к мусульманским общественным деятелям, политикам и бизнесменам с вопросом: "Какие наиболее важные события произошли в уходящем 2009 году в жизни российских мусульман?".



Шамиль Султанов, президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир»:

- В 2009 году произошло резкое обострение на Северном Кавказе, прежде всего в Ингушетии и Дагестане. Это связано с тем, что межклановая конфронтация в этом регионе вышла на новый виток. В этой ситуации заложниками могут оказаться или уже оказались тысячи мусульман в северокавказских республиках. С моей точки зрения, ситуация в Ингушетии и Дагестане постепенно приближается к точке невозврата, когда управляемость над ситуацией вообще может быть потеряна. Это первый момент, который характеризует ситуацию в 2009 году.



Второй момент, на что я хотел бы обратить внимание: глобальный экономический кризис существенно ударил по мелкому бизнесу. К сожалению, статистику по этому виду деятельности не очень ведут, но именно мелкий и средний бизнес понес наиболее существенные потери. А что такое мелкий бизнес? Это как раз та часть экономики, где очень высокий уровень мусульманских бизнесменов.



Также кризис, о котором мы говорили в течение 2009 года, еще сильнее ударил по среднеазиатским республикам. Это вызвало волну неконтролируемой миграции мусульман из Средней Азии, которые спасаются от голода, от безработицы в России. Но ухудшение ситуации в самой России привело к тому, что десятки тысяч среднеазиатских мусульман оказались в тяжелейшем положении на территории РФ. Мигранты являются наиболее бесправными населением в России и находятся в жутком положении. Наиболее наглядный пример положения мигрантов демонстрирует последняя новость, когда раскрыли в Ногинске цех, где трудились киргизские дети-рабы, которые работали ночами напролет для того, чтобы просто получить какой-то паек, кусок хлеба.



И последнее, на что я хотел бы обратить внимании, это то, что в январе, когда ХАМАС выиграл героическую войну против Израиля, против сионистского агрессора, реакция на это в мусульманской умме была удивительной. Очень многие мусульмане и сердцем, и душой, и материально поддерживали своих палестинских братьев и в этом процессе, несмотря на многие формальные и неформальные препятствия, участвовали, по моим оценкам, многие тысячи мусульман в России. Вот эти четыре момента, которые очень важны для меня лично в прошедшем 2009 году.



Камиль Исхаков, постоянный представитель России в ОИК:

- Мне наиболее ярким событием представляется продолжающееся, в том числе и в ушедшем году, становление российского ислама. Очень важно, что российская умма ощущает себя неотъемлемой частью мирового мусульманского сообщества. В этом году в России прошел целый ряд мероприятий, которые еще раз подтвердили это.



Значимым фактом является и развитие отношений России со странами-членами Организации Исламской конференции. О твердой линии на укрепление связей с исламским миром, в частности, говорит двукратное расширение нашего постоянного представительства в ОИК, а также интенсификация контактов: в Москве побывал генеральный секретарь ОИК Экмеледдин Ихсаноглу и его первый заместитель Абдулла Алим. Все это имеет очень большую цену.



Абдурауф Забиров, руководитель общественной организации «Просвещение», первый заместитель председателя Единого Духовного управления мусульман Пензенской области:

- В минувшем году мусульмане начали себя осознавать частью мировой уммы не просто декларативно, а сделав определенные шаги в этом направлении. Мусульмане России и Пензенской области болезненно отреагировали на проблему Палестины и Газы, заняли принципиальную позицию. А для всех мусульман мира стало важным в минувшем году событие в Давосе, когда турецкий премьер-министр Тайип Эрдоган покинул высокое мероприятие в знак протеста против политики Израиля в Палестине. Очень справедливый и порядочный человек.



Важно, что в России набирают силу общественные мусульманские организации. Они становятся серьезной опорой общества, появляется новый креатив, и главное – эта активность востребована.



Важно в историческом плане, что пензенские мусульмане в этом году оказали помощь мусульманам Палестины и Африки. Жители этих регионов пребывают в тяжелейшем положении, испытывают нехватку воды, еды, в некоторых населенных пунктах за водою отправляются за 10 километров. Но как говорит наш любимый Пророк, воистину Всевышний Аллах помогает этой умме благодаря ее слабым. Благодаря их молитвам, и искренности служения. Нуждающиеся люди имеют право на нашу помощь, мы живем лучше их и должны помогать им. Мусульмане Пензенской области потихоньку начали понимать принцип нашей религии «Аль-мульку лиляхи» – имущество принадлежит Аллаху. Капиталистическая система говорит, что имущество – это частная собственность, коммунистическая идеология смотрит на это как на общественную собственность, а ислам смотри на это как на имущество Аллаха. Радует, что люди начинают понимать смысл этой концепции, смысл социального служения, служения творениям Аллах.



Деньга Халидов, политолог, сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа:

- Движение в сторону объединения мусульман, инициированное Советом муфтиев России и поддержанное рядом мусульманских организаций – это важное событие в истории российских мусульман. Думаю, что было бы желательно, чтобы такое объединение не ограничивалось носителями только духовного сана – муфтиями и имамами мечетей, а включало в себя многих мусульманских активистов, ученых, экспертов, общественных деятелей. На слуху достаточно много имен, которые активно сотрудничают в этом плане, проявляют озабоченность судьбой мусульманской уммы в России, куда мы можем причислить Шамиля Султанова, Мухамеда Саляхетдинова, Марата Сайфутдинова. Таких людей в России много.



В исламе есть принцип шуры, принцип демократии, он ограничен для ислама, но, к сожалению, зачастую не соблюдается в наших мусульманских организациях. Роль общины при мечетях снижена, хотя со времен праведных халифов эта роль должна быть высокой. Ибо каждый мусульманин отвечает перед Богом за свои решения. А если он активно не включен в социальные и политические дела, то, как правило, наступает отчуждение между властью и мусульманами, между общественностью и властью. Власть сама по себе функционирует, в том числе и мусульманская власть, и масса мусульман – отдельно. Этот барьер надо снимать.



Адалет Джабиев, эксперт по исламской экономике:

- Изменения произошли в сознании мусульман, мы еще глубже осознали свою раздробленность, свое неподобающее место в российских общественных реалиях, в экономической жизни.



На сетевом уровне, на уровне общин все больше обсуждается вопрос объединения усилий в разных сферах: политической, социальной. Частота упоминаемости темы возросла, и чаще всего звучит жалоба на самих себя, самокритика по поводу того, что мы раздроблены, ни в чем не можем консолидироваться, не имеем таких объединяющих идей. Особенно мы разрознены политически, экономически.



Нужна сетевая система, куда бы вошли общины от Карелии до Урала и дальше, в рамках которой была бы достигнута идентификация и консолидация. А если мы не будем идентифицироваться, то невозможна интеграция и с мировой уммой. Интеграция будет имитацией в форме спорадических встреч делегаций бюрократов и "деятельности" неких "советов", которые будут имитировать наличие платформ для объединения между российскими мусульманами и мировой уммой. Т.е. раздробленность основная проблема для мусульман, как интеллектуалов, так и для малообразованных искренне верующих мусульман, переживающих что тридцать, двадцать, три человека не могут найти общий знаменатель. А что касается создания вертикально интегрированной бюрократической структуры ОАО "Духовное управление" – это не то же самое, что объединение уммы. Если муфтии будут мешать объединению общин, то они сами будут маргинализироваться.



Валиулла Якупов, заместитель председателя Духовного управления мусульман Татарстана:

- Для мусульман Российской Федерации наиболее важными событиями были встречи высшего мусульманского духовенства с президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым, которые прошли в начале в московской соборной мечети, а затем в Южном федеральном округе. Это была первая встреча нового президента в таком расширенном составе, где он выслушал все чаяния, проблемы, волнующие мусульман России. И были намечены конкретные проекты, которые будут пользоваться, судя по всему, поддержкой государства. Это в первую очередь преподавание религии в средних школах, появление феномена военного духовенства. Уже в скором времени появятся муллы, ахунды в Российской армии. И также мне кажется немаловажным создание исламского канала в российском телевизионном пространстве. Три федеральных православных канала действуют, а исламского телевизионного проекта до сих пор нет. Телеканал, естественно, насущно необходим, иначе мусульмане так и останутся маргинальной группой, чье присутствие в телевизионном пространстве сейчас фрагментарно.



Вот эти три наиболее важных для верующих проблемы были в принципе решены, и мы надеемся, что они найдут свое адекватное воплощение в жизнь и при воплощении на практике интересы мусульман будут учтены.



Мухамед Саляхетдинов, руководитель Ассоциации культурно-просветительских и общественных объединений «Собрание»:

- Особо стоило бы отметить возросшее внимание руководства страны к проблемам российских мусульман. Ярким показателем этого стал первый в истории России визит лидера страны в столичную мечеть.



В области внешнеполитических отношений – медленное, но уверенное продвижение в сторону развития стратегических отношений с мусульманским миром.



Нельзя не отметить, что все больше студентов различных вузов страны и молодежи в целом проявляют интерес и стремление улучшить положение российской уммы.



Одним из важнейших событий в научно-образовательной сфере явилось издание в конце этого года фундаментального академического двухтомного труда "Жизнь пророка Мухаммада". Это первая на русском языке, не имеющая европейских аналогов, монументальная, полномасштабная биография пророка Мухаммада, ставшая итогом 15-летних изысканий ведущих отечественных исследователей, сумевших на основе изучения свода многих авторитетных в мусульманской традиции источников воссоздать образ заключительного божьего посланника.



Рустем Валиуллин, адвокат, ведущий дела мусульман:

- Исламскую умму в России невозможно рассматривать в отрыве от всего российского общества, поэтому сразу же отмечу, что 2009 год в целом для всех ознаменовался продолжением наступления на права человека. В российских судах становится практически невозможным признать незаконными нарушения государственными органами даже базовых прав граждан, таких как право на жизнь, свободу слова, собрания и т.д. Эта деятельность государственных органов перестает ориентироваться на общественное мнение. Даже по делам, получившим большой общественный резонанс, принимаются шокирующие общество решения. Это происходит на фоне того, что законодательство в целом соответствует стандартам демократического общества, но правоприменители не используют его на практике.



Мусульмане же, видимо, в силу своих религиозных убеждений, наиболее остро воспринимают происходящее и в результате бывают наказаны, как показывает практика, даже за высказывание своего мнения. В правоохранительных органах большой штат сотрудников занимается исключительно работой с мусульманами.



Наиболее резонансные дела в уходящем году – запрет деятельности «Таблиги джамаат», приговор 12 членам «Хизб ут-Тахрир» в Казани, обвиняемых в приготовлении к насильственному захвату власти и изменению конституционного строя России, а так же приговор Рустаму Зайнагутдинову, обвиняемому в подготовке теракта от имени «Уйгуро-булгарского джамаата», якобы одновременно функционирующем от имени «Аль-Каида» и «Талибан». В первом деле Россия ясно дала понять, что призыв к исламу запрещен. Два последних дела показательны тем, что в первом случае столь тяжкое обвинение последовало после разговоров членов «Хизб ут-Тахрир» о несправедливости иных правлений, кроме исламских, а во втором случае обвинение последовало также только за разговоры о желании переселиться из России в «исламскую» страну. По обеим делам суд не принял никаких доводов защиты.



Еще один метод, используемый правоохранительными органами,- попытка загнать всех мусульман в рамки «традиционного ислама», отдать монополию на призыв к исламу определенным лицам. Против лиц, по мнению указанных организаций, не исповедующих «традиционный ислам», принимаются различные меры. Тенденции неутешительные, но опыт прошлого показывает, что подобные режимы недолговечны, поэтому мусульманам остается только терпеть.



Марат Сайфутдинов, главный редактор портала "Ислам.ру":

- Прошедший год принес, прежде всего, концепцию объединения всевозможных духовных управлений России. Концепция, которая предлагается сейчас, – это вопрос спорный и противоречивый, но я думаю, что если в своей основе мы будем соответствовать имени и духу мусульманина, то этот тезис может стать основой для объединения всей российской уммы. Если же объединение произойдет назло всем нашим врагам, то это будет способствовать активизации всех структур, которые есть в нашей умме: общественных объединений, социальных структур, исламских финансовых институтов, духовных управлений. Базой для объединения не являются только духовные управления, хотя они служат базой консолидации уммы. Но считать, что произойдет объединение уммы, если объединятся духовные управления, в корне неправильно.



Айрат Хайбулов, председатель Духовного управления мусульман Чувашии, руководитель общественной организации "Познание":

- В этом году в среде мусульман мы прослеживаем очень важную тенденцию: растет интеллектуальный потенциал мусульман. В стране зарождается новый класс мусульманских деятелей, за которыми, если захочет Всевышний, последует настоящий ренессанс российского ислама. Нужно также отметить, что никогда еще в истории российского государства мусульманам не давались такие широкие возможности. Нужно в этом плане размышлять историческими категориями. Другой вопрос, насколько умело и профессионально сами мусульмане России воспользуются данной исторической возможностью.



Многие мусульмане начинают осознавать, что без научного потенциала, без образования, без грамотно выстроенной политической и экономической деятельности путь в будущее закрыт – и это, своего рода прогрессивный прорыв в сознании российской уммы.



Сегодня старые механизмы, существовавшие задолго до большевистской революции, перестают работать вообще. Кто-то возразит, что другой системы пока нет. Но и старая уже не может объективно справляться с современными проблемами российской уммы. Сегодня каждый ответственный, порядочный, действительно заботящийся о умме мусульман и руководитель должен набраться мужества и сказать, что, по крайней мере, нужна глубокая модернизация «умов», замена механизмов, замена лидеров. И это все, для многих, проявилось именно в этом году.



Салават Кучумов, руководитель общественной организации «Здоровая жизнь», мусульманский деятель Кузбасса:

- В минувшем году мусульмане России осознали, что сегодня российская умма – это не только духовные управления, умма – разнолика. Сегодня у мусульманской молодежи происходит качественное осмысление ислама как образа жизни. И на сегодняшний день духовные управления не являются лидерами молодежи. Молодежь сегодня составляет большую часть уммы и она ищет новые формы даавата. Сегодняшние молодые мусульмане большую часть информации об исламе получают через интернет. За последние годы много открылось исламских сайтов и это радует.



В последние годы происходит демографическое изменение население России за счет мусульманских, в основном кавказских республик, и это не могут не замечать властные структуры. Понимая, что это – часть российского населения, они хотят держать процесс под контролем. Это их заставляет и неспокойная обстановка на Кавказе, и так называемый исламский терроризм. Поэтому власти всячески стараются и будут влиять на процесс контроля через духовные управления и другие мусульманские структуры.



Для мусульман Кузбасса этот год оказался интересен тем, что в свете вышесказанного была, сверху, при поддержке чиновника, курирующего религиозные вопросы, создано так называемое единое духовное управление мусульман под единоначалием муфтия. Хотя пользы от этого самим мусульманам не видно.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

altaec 31 Декабря 2009г.
Ответить

Где вмешиваются в дела мусульман нечистоплотные чиновники как в Кузбассе ничего хорошего не будет.По заявлению чиновницы Кемеровской администрации,ДУМ Кемеровской области будет работать автономно и независимо от Российской уммы.Это очень негативно и к хорошему не приведёт.Не повторяйте такой экперимент.

Атар 31 Декабря 2009г.
Ответить

Исламская молодежь пассионарна ее максимализма не выдержит ни какие псевдо исламские организации типа ДУМов и именно она иншАлла, выведет российскую умму из этой тьмы и не какое насилие ее не остановит.

Orthodox 31 Декабря 2009г.
Ответить

Судя по картинке - это не "возрождение" ислама, а бегство мусульман от ислама к нам в Москву :) Мусульмане должны отправиться к себе домой

Rafael 31 Декабря 2009г.
Ответить

ИншаАллах будущее мусульманской уммы в России только за молодежью!

galas 01 Января 2010г.
Ответить

Ортодокс: Судя по картинке - это не "возрождение" ислама, а бегство мусульман от ислама к нам в Москву Ортодокс, Вы же не москвич, а провинциал

Атар 01 Января 2010г.
Ответить

Ортодокс! поздно пить боржоми! Мы уже Москвичи в ...надцатом поколении.

_cCc_ 01 Января 2010г.
Ответить

_QUOTEмежклановая конфронтация в этом регионе вышла на новый виток. В этой ситуации заложниками могут оказаться или уже оказались тысячи мусульман в северокавказских республиках. С моей точки зрения, ситуация в Ингушетии и Дагестане постепенно приближается к точке невозврата, когда управляемость над ситуацией вообще может быть потеряна после этих слов вообще не стоит читать дальше слова марионетки,какие "меж-клановые конфронтации"?Назовите мне эти кланы! Кто сейчас упра...
Читать дальше

Rafael 01 Января 2010г.
Ответить

_cCc_ термин "меж-клановые конфронтации" используется для создания общественного мнения об этом регионе через СМИ, чтобы скрыть правду о небывалом росте верующих и стремлении жить по Шариату, а не по милицейксому приказу! "меж-клановые конфронтации" удобный придлог для того, чтобы проводить "зачистки" среди мирных мусульман. Посмотрите, очередной раз показывая Кавказца по ТВ, его представляют в роли приступника, боевика, экстремиста или религиозного фанатика.

Rafael 01 Января 2010г.
Ответить

Orthodox судя по картинке для вас там вообще нету места!!

Orthodox 02 Января 2010г.
Ответить

Rafael, спасибо за честность. Понятное дело, что там где муслимы в большинстве - для других места нет. Но вы нас рано хороните. Более того - вам никогда не видать ни Москвы ни Запада. Ислам пойдёт к себе домой в отсталый Исламостан

123456 09 Января 2010г.
Ответить

Ортодокс, надоел, честное слово. Возвращайся в свою Грецию или Киев, тебя наверное там ждут. Если нет, то ты - БОМЖ!

sergej 09 Января 2010г.
Ответить

Ислам дает человеку и смысл жизни, и образ жизни. Именно от отсутствия того и другого загибается современное общество, где бы то ни было. Враги ислама - те, кому ближе алчность, разврат, вседоволенность. Но эти дела противны самой природе человека. Душа человека, даже если он этого сам не понимает, хочет праведности и руководства свыше. Поэтому победа - за исламом!

Яндекс.Метрика