Информационное
агентство России
1°C
19 ноября, 13:24

Барвиха открывает новую эру

Религия приходит в школу и в армию России!

Rinat
Барвиха открывает новую эру
РПЦ выступила главным лоббистом прихода религии в армию и школу

Одним из важнейших событий ушедшего 2009 года для мусульман России стало решение Президента Д.А.Медведева о введении уроков религиозной культуры в средней школе, а также разрешение имамам работать с военнослужащими в составе Вооружённых сил России. Несомненно, на встрече с представителями религиозных общин страны, среди которых были и представители Ислама, началась по сути новая эпоха государственно-конфессиональных отношений. Ранее религия не допускалась ни в светскую государственную школу, ни в армию. Теперь же ясно, что 21 июля 2009 года и само название подмосковной резиденции Президента Барвиха особой строкой войдут и в историю мусульманства – ведь ничего подобного ранее не было ни в практике Российской империи, ни тем более в СССР, и даже в новейшей истории Российской Федерации.

Доказательства от противного?

Что же привело к принятию таких решений, на первый взгляд – неожиданных и даже по-своему революционных? Первое – это необходимость выставить заслон тем негативным процессам, которые ставят под вопрос само физическое выживание народов нашей страны. Кратко перечислим всем известные и оттого ещё более горькие реалии наших дней: коррупция, демографическое вырождение (превышение смертности над рождаемостью), тотальные эпидемии алкоголизма и наркомании, игромании и токсикомании, столкновения на межнациональной и межрелигиозной почве, вызванные массовой миграцией и взаимным невежеством, в армии своя специфика – дедовщина…

Да, эти негативы осознаны уже не первый год и на самом высоком уровне — им теперь противопоставлены огромные по затратам национальные программы. Но есть одно «но» — все эти нацпроекты пробуксовывают в среде, утерявшей мораль. Ну как бороться с коррупцией, например, в обществе, где нет чётких понятий о добре и зле, о материальном и вечном, о жизни земной и посмертии? Ведь прав был герой Достоевского: «Если Бога нет, то всё позволено». Понятия о жизни в обществе должны корениться не в уголовном «этикете» с его блатными «понятиями», а в философских и религиозных представлениях, отработанных веками. Вся практика постсоветской Перестройки показала ярко и жёстко – без возрождения религии общество скатывается в цинизм и лихорадочное потребительство, теряет не только свою национально-культурную идентичность, но даже человеческий облик. Последние трагедии, потрясшие страну – пожар в «Хромой лошади» в Перми, авария на Саяно-Шушенской ГЭС, стрельба пьяного милиционера по людям в магазине в Царицыно – всё звенья одной цепи. Имя ей – потеря религиозного благоговения перед жизнью, потеря ответственности за себя и за близких, вообще – потеря человечности. Фиаско безрелигиозного пути развития России. Угроза государству.

Говоря по-простому, «пока гром не грянет – мужик не перекрестится». Так что решения, принятые в Барвихе, увы, вызваны к жизни не свободным полётом мысли — но, как говорят математики, благодаря «доказательствам от противного».

И всё же у нас был опыт!

Однако инициатива Барвихи выросла не на пустом месте. И в практике Российской империи, и даже в ранний период РСФСР существовали социальные ниши, где мусульманам позволялось быть если и не полностью, то частично равноправными с иными гражданами. До революции часть регионов имела право на применение Шариата, в российской армии были и спецчасти, укомплектованные мусульманами, и свои имамы, действовали медресе, как образовательные учреждения негосударственного статуса.

Практику поощрения мусульман, как в школе, так и в армии первое время вела и советская власть, получившая в лице мусульман союзников – увы, на краткое время, до тех пор, пока большевики не проявили атеистическую суть своего эксперимента. И тогда атеистический террор прошёлся по всем традициям всех религий России.

Специфика возрождения Ислама сегодня в том, что сугубо мусульманские образовательные институты стали действовать сразу же после принятия современной демократической Конституции и законов относительно религии – но в государственные структуры не допускались. Теперь же и преподавание ОИК (основ исламской культуры) и работа имамов в воинских частях обеспечиваются внутри институтов государства, по его программам, при его финансировании. Здесь пройдена та грань, которая все перестроечные годы обосновывалась тезисом «религия отделена от государства». Теперь найдена иная формула – религия отделена от государства, но не от общества, и государство имеет свои интересы в обеспечении прав граждан на знания о религии и духовное окормление военных.

Вот именно здесь, в таким образом понимаемом взаимодействии трёх компонентов (религия-государство-общество) – уникальность момента. Повторю – для мусульман в России такого никогда ранее не было! Но если посмотреть на это радостное событие с иной стороны и задать вопрос: а готовы ли мусульмане, педагоги и руководство армии к решению этих задач, то придётся честно сказать – нет, никто не готов! Если у ведущей конфессии РПЦ МП нет в достатке педагогов и священников-капелланов, то что говорить об умме, которая на берегах Волги была гонима с 16 века, а на Кавказе с 19 века? Потери среди мусульманских учёных, алимов, проповедников огромны. И восстановиться вся исламская среда, со своей духовно-интеллектуальной элитой, быстро не сможет.

Парадоксы развития: плюсы и минусы

Так кто же пробил стену постсоветского отчуждения религии и государства? Ответ прост – это Московский патриархат. Но первые годы он действовал столь навязчиво и без учёта многонационального и поликонфессионального богатства России, что проводимая им агитация получила отпор не только среди атеистов, но и практически всех неправославно верующих, включая мусульман – и её назвали «клерикализация общества». Назревал конфликт. Однако, его удалось избежать.

Весной и летом Президент Медведев – первое лицо государства и впервые в отечественной истории! – посетил московскую Соборную мечеть и буддийский Иволгинский дацан в Бурятии. С другой стороны, пришедший на престол патриарха Кирилл (Гундяев) дал понять, что РПЦ МП отныне не настаивает на преподавании в школах только основ Православия, и не против аналогичных курсов для мусульман, иудеев, буддистов. Консенсус был найден: им стал многомодульный курс ДНК (Духовно-нравственной культуры), с возможностью для учащихся выбирать между курсами «светской этики», «истории мировых религий», «основами православной, мусульманской, иудейской, буддийской культур». В столь сложносоставном объединении, каковым является Российская Федерация, иного и быть не могло!

И всё же, радуясь очевидным позитивным изменениям и осознавая собственные недостатки, попытаемся заглянуть хоть немного вперёд – а что в ближайшие годы дадут стране все эти начавшиеся эксперименты в армии и в школе? Как через 20 лет, когда подрастут дети, получившие в школах, а кто-то потом и в армии, новые знания о религии, изменится этика в обществе, и в целом – религиозность населения? Такой вопрос я задал кандидату исторических наук, научному руководителю проекта энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации» Дамиру Хайретдинову.

– У нас будет, если можно так сказать, четыре разных России. – пояснил учёный. – Первая – в границах Московии: это нынешний ЦФО (без Москвы) плюс ряд областей по периметру. Здесь с давних времён Православие господствует в мировоззрении русского населения. Картина не изменилась и сегодня, как мы видим по Тамбовской и Смоленской областям: от 55 до 60% учеников выбрали ОПК.

«Вторая Россия» – это почти все остальные регионы с русским большинством. Это территории, которые были заселены русскими из Московии, начиная с 16 века и позднее (в виде исключения сюда относится также Москва). Здесь народ достаточно индифферентно относится к религии. Смотрим примеры. Калининград: 30% – ОПК, остальные – светская этика и мировые религии. Новосибирск: соответственно 18% и 75%. Свердловская область: 21% и почти 78%. И даже Ставрополь показал совсем не те результаты, которые ожидались церковными кругами. Без сильного давления на школу, учителей и родителей со стороны государства (с подсказки Церкви, разумеется) разрешить ситуацию в пользу ОПК здесь невозможно. Потому что «вторая Россия» – это совсем не Московия. Этот феномен подробно исследовался в ряде специальных работ, в частности – в книге С.Б. Филатова «Религия и общество».

«Третья Россия» – это регионы с мусульманским и буддийским большинством или значительным меньшинством. Необходимо заранее предпринимать значимые шаги, чтобы эти регионы через 20 лет всё ещё оставались в составе единого государства, поскольку преподавание иной религии, иного мировоззрения и идеологии в школе, с младых ногтей, приведёт – хотим мы этого или нет – к ещё большему ментальному отчуждению населения от Российского государства.

Наконец, «четвёртая Россия» – это русское национальное меньшинство в регионах с мусульманским и буддийским большинством. Все дети из русской среды в этих регионах поголовно выберут ОПК. Это, опять-таки, известный феномен в этнологии, когда религия играет роль этнического идентификатора, способствует сохранению малой группы в инонациональной среде. Именно эти группы русского населения будут отличаться самой высокой религиозностью без примеси шовинизма (агрессивный национализм, увы, с раннего Средневековья является данностью Московии).

Итак, если принять прогнозы Хайретдинова, можно, с одной стороны, порадоваться за население мусульманских районов, но при этом обозначить как минимум две проблемы: как сохранить целостность страны при более явной разнице в менталитете проживающих в разных регионах, как избежать межконфессиональных конфликтов в обществе с более ярким конфессиональным самочувствием? Кстати, когда многие мусульманские деятели выступали против «клерикализации», они предупреждали именно об этом. Альтернатива была – это курс истории мировых религий, без конфессионального направления, а конфессиональное образование – только в рамках самих конфессий, вне общего государственного поля.

Но в Барвихе началось то, что началось. Мы будем действовать теперь в заданных там координатах, со всеми возможными проблемами и уже очевидными для мусульман плюсами. Аллаху алим!

Выскажи свое мнение

В настоящее время все большее и большее число жителей Барвихи осознали достоинства семейного такси: такси барвиха предлагает на выбор среди множество компаний перевозчиков, но «Семейное Такси» — было и остается самым качественным и популярным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Alexey08.01.2010 0:19
    _QUOTE
    Итак, если принять прогнозы Хайретдинова, можно, с одной стороны, порадоваться за население мусульманских районов, но при этом обозначить как минимум две проблемы: как сохранить целостность страны при более явной разнице в менталитете проживающих в разных регионах, как избежать межконфессиональных конфликтов в обществе с более ярким конфессиональным самочувствием?

    Все очень просто, религиозное образование не должно прививать ненависть к представителям других религий! Опасность будет заключаться, если такая ненависть будет прививаться… Если, например, мусульманским детишкам будут бездумно повторять слова шейха Ибн Усаймина:

    _QUOTE
    "Распространились на языках людей недостоверные хадисы, среди которых: "Любовь к родине — из имана". Это не верный смысл! Наоборот, любовь к исламской земле — из имана! А что касается родины, то человек оставляет ее и переселяется из земли неверных в землю Ислама. Поэтому любовь к неверной родине не является иманом, наоборот, страна неверных и ее жители являются ненавистными. А исламские земли и их обитатели, являются любимыми, несмотря на то твоя это родина или нет!" См. "Шарх Рияд ас-салихин"

    Проблема тут не в том достоверен или недостоверен хадис, а в следующем посыле слов: "Поэтому любовь к неверной родине не является иманом, наоборот, страна неверных и ее жители являются ненавистными". А теперь задайтесь вопросом, как эти слова буду восприниматься детьми? К чему они их будут призывать? Или, если православным детишкам будут прививать ненависть в мусульманам, будут приводить аяты из Курана, искажая их смысл. Например, аят:

    _QUOTE
    5:51
    О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей.

    Представьте, что этим аятом и др. аятами в головки православных детишек будут вбивать, что мусульмане нас, христиан ненавидят, что религия Ислам от лукавого и т.п.

    Поэтому это все очень серьезные вещи, и уж заигрывать с религией(религиозным образованием) крайне опасно!

    Но проблема решается при соблюдении, как минимум 2-х правил:
    1) обучение религиозного образования не должно прививать, делать инъекцию ненависти к представителям других религий;

    2) должны проводится общие мероприятия между представителями различных конфессий, особенно среди молодежи.

    Какие могут быть мероприятия? Это могут быть споривные состизания, когда в каждой из команд присутствуют представители разных конфессий. То есть, посыл следующий: "мы разные, но при этом способны решать задачи совместно, способны вместе добиваться положительных результатов!" Это могут быть различные конкурсы среди студенческих коллективов… Можно проводить ежигодную конференцию "Россия — многоконфессиональная страна" на которой мусульмани, православные, буддисты, иудеи и т.п.(важно, чтобы было много молодежи) обсуждали бы различные проблемы. Особенно очень ценно, когда представители разных конфессий делают, что-то совместное, общее. Если все это будет проводиться, то существенных проблем в будущем не должно быть!

  2. Атар08.01.2010 11:06

    Хотели как лучше получилось как всегда.
    Как то в одном из городских районов РД, местные жители организовали в школе уроки по основам ислама и истории народа.Оборудовали одно из пустующих помещений,сторож организовал уроки арабского, люди пренесли книги и через месяц, отцы и дети вместе изучали ислам, историю,готовили школьный музей.Через некоторое время колониальные власти и некоторые имамы из ДУМД, посчитали, что детей учат "вахабизму". Начались преследования, аресты, обыски, отцов и детей.Класс был закрыт!
    Нацисты колонисты, посчитали это возрождением национального самосознания и соответственно угрозой их акупационной власти.

  3. Adam08.01.2010 15:54

    Согласен с Alexey.
    Очень важно что бы эти "преподаватели" прививали любовь к своей религии , а не ненависть к другой. Я бы вообще запретил обсуждение не своей религии на этих занятиях. Ведь при желании можно исказить любое писание, в силу его высокой информативной концентрации и, как следствие, многогранности толкования.

  4. Alexey08.01.2010 18:13
    _QUOTE
    Adam

    Я бы вообще запретил обсуждение не своей религии на этих занятиях

    Вот это и есть очень опасная грань… Нужно говорить открыто, для мусульман истиной будет Ислам, а Христианство для них будет заблуждением, аналогично и для представителей

  5. Alexey08.01.2010 18:44
    _QUOTE
    Adam

    Я бы вообще запретил обсуждение не своей религии на этих занятиях

    Вот это и есть очень опасная грань… Нужно говорить открыто:" для мусульман Истиной будет Ислам, а Христианство и др. религии для них будут заблуждением, аналогично и представители других конфессий свою религию будут считать Истиной, а другие религии заблуждением…" Понятно, что вопросы о других религиях в адрес преподавателя будут поступать неизбежно, например, мусульманин может у преподавателя спросить о других религиях. И тут важно объяснить, ответить человеку в таком ключе, чтобы не прививать ненависть к представителям других религий! Собственно, этот момент меня и настораживает! Где гарантии, что на таких занятиях не будет прививаться ненависть к представителям других религий? Ибо эту хорошую идею(религиозное образование в школах) можно испоганить, и в последствии получить кучу проблем! Поэтому, считаю важным реализовывать то, о чем я писал выше! А именно:

    _QUOTE
    1) обучение религиозного образования не должно прививать, делать инъекцию ненависти к представителям других религий;

    2) должны проводится общие мероприятия между представителями различных конфессий, особенно среди молодежи. Посыл всех этих мероприятий следующий: "мы разные, но при этом способны решать задачи совместно, способны вместе добиваться положительных результатов!"

    П.С. С религиозным образованием очень опасно заигрывать…

  6. Adam08.01.2010 19:46

    "Ибо эту хорошую идею(религиозное образование в школах) можно испоганить, и в последствии получить кучу проблем!" — У нас в стране с "завидным" постоянством так и получается всегда.
    Важно что бы до первых лиц от религии дошло, что есть огромный фронт работы на своём поле. Сколько христиан понятия не имеющих о христианстве? И так со всеми. Вот и пусть занимаются, каждый своей паствой. Уверяю на их век хватит , ещё и останется.Важно не количество , а качество!

  7. Атар08.01.2010 19:48

    Полагаю, что для государства важно привить обществу критерии совершения поступков, а вероубеждения, это добровольный выбор каждого. С этой точки зрения, на мой взгляд, было бы логичным преподавать основы религии, а в последующем, подробно о каждой религии по желанию ученика. В том, что идеологическое соперничество есть и будет, нет сомнений, вопрос в том, чтоб оно не переходило за рамки дискуссий. Очень важно строго ограничить или вернее регламентировать, деятельность РПЦ и ДУМов в этой сфере.

  8. Adam08.01.2010 19:50

    "мы разные, но при этом способны решать задачи совместно, способны вместе добиваться положительных результатов!"
    Согласен Алексей. Для того, чтобы получить неповторимый аромат нужно смешать разные запахи!

  9. Alexey08.01.2010 20:34
    _QUOTE
    Adam

    Согласен Алексей. Для того, чтобы получить неповторимый аромат нужно смешать разные запахи!

    Adam, красиво сказали! Но, хочу подчеркнуть, чтобы все слово "смешать" не понимали буквально! Если мусульманин дружит с человеком, который иногда выпивает алкоголь, потребляет в пищу свинину и т.п., то это не должно означать, чтобы мусульманин тоже стал иногда выпивать алкоголь и есть свинину! Собственно, об этом и говорится в аяте 5:51, который предостерегает мусульманина от отхода от своей религии! Но, другие этот аят могут использовать в корыстных целях, для прививки ненависти к не мусульманам… Мусульманин может дружить и с не мусульманами, но эта дружба не должна его увести от Ислама! Недаром многие мусульмане друг другу желают крепкого имана, то есть крепкой веры! А вот когда люди разных конфессий между собой занимаются общими делами(в бизнесе, в спорте, в науке и т.п., да и просто общаются между собой), то во-первых, это разрушает ряд стереотипов о друг друге, а во-вторых, это является хорошим иммунитетом против провокаций и стравливания между собой людей разных религий, ну и в третьих, где-то способно обогащать друг друга!

  10. Adam08.01.2010 23:24

    "хочу подчеркнуть, чтобы все слово "смешать" не понимали буквально!"
    Ув. Алексей , если человек заряжен на негатив, он будет видеть везде зло.
    У меня не мало друзей, с которыми я с удовольствием общаюсь , занимаюсь бизнесом, провожу время. Среди них и христиане и евреи, и ещё кто нибудь есть , я просто не заостряю на этом внимание. Для меня важна суть человека. А история знает не мало примеров когда вчерашние лютые враги принимали веру и становились образцами добродетели. Так что -"Не суди …"

  11. Alexey09.01.2010 0:10

    Adam, так эти слова не Вам были адресованы… а людям с предубеждениями… А по поводу:

    _QUOTE
    если человек заряжен на негатив, он будет видеть везде зло.

    Согласен на все 100%!

  12. казах09.01.2010 15:21

    «Как-то мы сидели у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В это время появился человек в ослепительно белой одежде, с черными волосами. На нем не было следов путешествия но и никто из нас его не знал. Человек медленно подошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), сел рядом с ним, прижав к его коленям свои, а затем сказал:
    — О, Мухаммад! Поведай мне об Исламе!
    — Ислам – свидетельство того, что нет Бога, кроме Аллаха и Пророк его Мухаммад, выстаивание молитвы, выплата Закята, пост в месяц Рамадан, совершение паломничества к запретному Дому если у тебя есть возможность».
    — Ты прав.
    Говорит Умар: «Мы все удивились незнакомцу: сначала спрашивает, а потом подтверждает слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Вот он снова обратился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует):
    — Поведай мне о Вере,
    на что тот ответил:
    — Это вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, в Его Пророков, в Судный день и в добрую и злую судьбу.
    — Ты прав, — опять сказал незнакомец. – А что есть Совершенство?
    — Совершенство предполагает поклонение Аллаху так, как будто ты Его видишь, если даже ты Его не видишь, то Он видит тебя».
    Этот человек сказал: "Ты сказал правду" — , и далее в этом хадисе (рассказе) сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Это Джибрил (ангел) явился, чтобы у учить вас вашей религии".
    Алексей мы не можем что-то добавить, изменить по желанию других что либо в религии Единого Бога. У истинной религии должна быть основа которая держит человека, общество в рамках разумного. И мы не виноваты когда миллионы людей продолжают принимать Ислам, находя в ней ответы на свои вопросы во всех аспектах жизни. И не мы виноваты что кто то, кто так боится распространения религии Единого Бога на земле ведет с ней бой, искажая ее, давая неправильное толкование, вырывая из контекста Св.Корана.
    Наша задача доносить истину в полном объеме. И у нас сейчас для это есть все. Когда вы познаете ее что бы хотя бы иметь представление, то поймете что эта религия мира. Само название религии в переводе имеет смысл как мир, покой, полное подчинение законам Творца.
    К другим религиям мы относимся спокойно, их много. Человек вправе сам выбирать. Но Алексей!!!!!! Смотри!!!!! Почему такая пропаганда против Ислама.
    Сатана Попросил у Аллаха отсрочку:
    "….«За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути.
    А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными».
    Он сказал: «Изыди отсюда презренным и отверженным! А если кто из них последует за тобой, то Я заполню Геенну всеми вами." (Св.Коран, сура Преграды, 16-18)

    "О люди! Бойтесь вашего Господа и страшитесь того дня, когда родитель никак не защитит своего ребенка, а ребенок – своего родителя. Обещание Аллаха истинно, и пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель (сатана) не обольщает вас относительно Аллаха."(Св.Коран, сура Лукман , 33)

  13. Adam09.01.2010 19:46

    Алексей, я эти слова на свой счёт и не принимал…))))
    Удачи!

  14. р212.01.2010 13:57

    р2
    Введение религиозного обучения в школе кроме усиления православия титульной нации ничего даст и то нескоро.Кто будет учить… вчерашние атеисты?Чтобы учить детей надо быть глубоковерующим и знать всесторонне предмет обучения.Таких людей в самих школах нет.
    По-моему в школу религия вносится на волне популизма политиков и очередной "моды".Если мусульман,то учить детей надо на курсах при мечетях или медресе(школах с преподаванием основных предметов,религиозного обучения и воспитания).В школе на факультативах невозможно это полноценно сделать.Обучение должны вести люди имеющие специальное соответствующее религиозное образование.
    А в армии придется мусульман,христиан,буддистов объединять в частях по исповеданию.Немало молодежи вообще к религии безразлично.При нынешней учебной недельной нагрузке учеников где-то проходить обучение религии тоже практически невозможно.Отнимать у детей детство ни к чему.Хотя вопрос спорный.Это тоже придется учитывать.Сложностей,если все делать серьезно много,а польза будет только через годы.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: