За экономическим сотрудничеством Турции и России скрывается большая политика

Премьеры Путин и Эрдоган
Завтра начинается визит премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Москву. Ожидания от этого визита, равно как и прогнозы, отличаются. Некоторые эксперты предполагают, что Эрдоган и Путин будут говорить об экономическом сотрудничестве, оставив политические вопросы.



Другие политологи, в частности азербайджанские, считают, что на переговорах в Москве будет продолжен политический торг, где на одной чаще весов будут энергетические проекты, а на другой карабахская проблема. Как утверждают Vesti.Az со ссылкой на турецкие источники, на переговорах карабахская тема станет центральной. По их мнению, совпадение визита Эрдогана в Москву и Сергея Лаврова в Ереван не случайно. Можно констатировать, что в любом случае переговоры между Россией и Турцией способны более четко очертить баланс сил в регионе.



Безусловно, в Москве в первую очередь будут обсуждены региональные энергетические проекты. Россия в лице премьера Владимира Путина активно продвигает свои проекты "энергетических коридоров". За счет усилий Путина становится реальностью российский "Южный поток". Этот коридор позволит Москве ликвидировать свою зависимость от Украины. Тем более, у Турции нет собственных газохранилищ, что не дает ей возможности выкачивать лишний газ из трубопроводов. Турция согласна на осуществление этого проекта также и потому, что электро- и теплоснабжение страны в последние 15 лет почти полностью зависят от импортного газа. Развитие собственной турецкой энергетики тормозят юридические и налоговые препятствия по отношению к местным предпринимателям в этой сфере.



Основной конкурент "Южного потока", прозападный проект "Набукко", преследующий больше политические, чем экономические цели, сейчас переживает явно не лучшие дни. В этом немалая степень ответственности Азербайджана и Турции. Баку и Анкара не могут договориться о цене на газ, транзитных тарифах, что ставит "Набукко" под угрозу. Сложная международная политическая ситуация не позволяет уверенно говорить о присоединении Ирана к этому проекту. Хотя после начала транспортировки туркменского газа в Иран многие задумались о возможности транспортировки среднеазиатского «голубого топлива» в Турцию через Исламскую Республику.



Помимо этого, Турция и Россия готовят новые совместные проекты, в частности, по строительству нефтеперерабатывающего завода и совместному сбыту нефтепродуктов в третьих странах.



Политические отношения между Россией и Турцией сейчас находятся на очень высоком уровне. После августовского визита Владимира Путина в Турцию складывается впечатление, что сейчас Анкара явно сближается с Москвой. Кроме того, по мнению политолога Кянана Эминова, Турция даже может поставить ЕС перед определенным выбором: либо конкретная процедура для приема в члены ЕС, либо перспективная интеграция в институциональные структуры Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), что легализирует и альянс Анкары с Тегераном.



По утверждению политолога, на данной стадии единственной преградой для нормальных отношений в регионе является карабахская проблема. Наступил очень важный и редкий этап – в скорейшем урегулировании карабахского конфликта заинтересованы как все государства региона, так и западные страны. По мнению многих экспертов, появилось ожидание, что на Ближнем Востоке наступает период огромных геополитических переделов, когда проблему Карабаха решить обычными политико-дипломатическими средствами будет уже невозможно. Наверное, это именно то, что президент Турции Абдулла Гюль в интервью турецким СМИ охарактеризовал как «тихую, но очень активную дипломатию, ограничивающую всех во времени». Турция жестко связала процесс урегулирования карабахского конфликта с армяно-турецким сближением. Решение армяно-турецких проблем позволит Анкаре дальше распространить свое влияние в регионе, усилить свою позицию в энергетических коридорах.



Таким образом, хотя завтра на столе переговоров премьер-министров России и Турции будут лежать экономические документы, но подразумевать они будут в первую очередь политические моменты. Экономическая составляющая переговоров будет озвучена, а о политическом сегменте российско-турецких отношений премьер-министры,вероятно, умолчат. По экономическим договоренностям, а также по заявлениям и действиям стран, вовлеченных в политические процессы на Южном Кавказе, можно будет сделать вывод – были ли удачными переговоры между Путиным и Эрдоганом в Москве.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Атар 11 Января 2010г.
Ответить

Безусловно,политика и экономика это два неразрывных направления, говорит ведущий аналитик нашего полит.аула. Чем долгосрочней противоречия между двумя сторонами, тем больше выбор у третьй!

Яндекс.Метрика