Объединение ДУМ: реальность или вымысел

Шавкат Авясов
Информационное агентство IslamNews публикует интервью с председателем общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие» Шавкатом Авясовым.



- Шавкат Умарович! Вы присутствовали в качестве гостя на пленуме Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России, где было принято единодушное решение об объединении мусульманской уммы страны. Значит ли это, что духовные управления мусульман России объединятся?



- Я считал и считаю ЦДУМ России на сегодняшний день самым большим и сильнейшим центром мусульман России, с которым мы связываем историю мусульман нашей страны. Мне могут возразить – разве это не Совет муфтиев России? Тем, кто может высказать свое несогласие, отвечу, что СМР – это объединение нескольких муфтиятов, и прежде всего крупнейших из них – Духовного управления мусульман Республики Татарстан, Азиатской части России, Саратовской области и некоторых других. Я не совсем знаком со списком муфтиятов, входящих официально, иными словами, объединенных единым регистрационным документом министерства юстиции и соответственно единым уставом. Но, как мне известно, если я, конечно, не ошибаюсь, перечисленные выше крупнейшие духовные управления, входящие в СМР, фактически входят в него без юридического оформления, иными словами они объединены, как я думаю, договорными обязательствами, но каждый из этих муфтиятов официально зарегистрирован как самостоятельная организация со своим уставом.



Мне непонятно, как могут организации, имеющие собственные регистрационные документы в управлениях юстиции соответствующих регионов, дополнительно объединяться с несколькими уставами и вновь регистрироваться уже совместно, имея к тому же абсолютную юридическую самостоятельность. Как о целостной юридической структуре мы можем, вероятно, говорить только о Духовном управлении мусульман Европейской части России, которое в свое время вышло из состава ЦДУМ России. Каждый сопредседатель Совета муфтиев, как и его председатель, имеют свои духовные управления мусульман, свои уставы. И если, допустим, какое-то из духовных управлений мусульман, или даже все одновременно решат выйти из состава Совета муфтиев России, то для этого даже не потребуется оформлять какие-либо юридические документы. Одним словом это добровольный союз, судьба которого зависит исключительно от воли духовных лидеров. К тому же, эта структура, думаю, должна постоянно развиваться.



Если уж это добровольный союз нескольких абсолютно самостоятельных духовных управлений, то должна быть периодическая, допустим через 5 или 10 лет, замена председателя СМР очередным сопредседателем. Думаю, что такие лидеры духовных управлений мусульман, как Исхаков Гусман-хазрат – председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан, Бибарсов Мукаддас-хазрат – председатель Духовного управления мусульман Саратовской области, Аширов Нафигулла-хазрат – председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России могут также поочередно руководить Советом муфтиев России.



Как я понимаю, СМР не создан просто под какую-то личность. А если это так, тогда я просто сожалею, потому что каждый из перечисленных духовных лидеров страны имеет свое значимое лицо, и мог бы сделать гораздо больше на путях дальнейшего развития мусульманской уммы России, возглавляя СМР.



- И все же каковы реальные и ближайшие перспективы объединения?



- Участники Пленума ЦДУМ России единодушно выступили за консолидацию мусульманской уммы страны. Однако, хочется уточнить, что в ходе обсуждения и по итогам работы участники Пленума подтвердили свое намерение на воссоединение с теми муфтиятами, которые в свое время вышли из состава ЦДУМ, а ныне составляют костяк СМР на основе устава ЦДУМ. Тем самым участники Пленума протянули руку дружбы, прежде всего тем мусульманским общинам из СМР, которые в свое время, в период демократических реформ, покинули ЦДУМ. Однако, здесь сразу же возникает ряд правовых вопросов. Пленум ЦДУМ России высказал свое коллективное мнение и свой призыв к воссоединению. Но мы почему-то до сих пор не знаем реакции СМР. Я не видел ни одного его документа по данному вопросу, и до сих пор не пойму, с кем ведет переговоры ЦДУМ.

Если мне говорят о работе рабочих групп, то чьи это рабочие группы, которые определяют перспективы объединения, вернее воссоединения? От ЦДУМ России понятно. А вот если это СМР, то тут одни вопросы. Как я уже говорил, никаких решений СМР официально не принимал, а следовательно, как я понимаю и даже владею определенной информацией, некоторые сопредседатели Совета муфтиев России не владеют глубокой информацией по данному вопросу.



К тому же, выше я уже говорил, что СМР – это союз юридически самостоятельных духовных управлений мусульман, которые зарегистрированы органами Министерства юстиции и имеют собственные уставы. Если это действительно так, то почему в рабочей группе, занимающейся вопросами объединения, нет представителей всех самостоятельных муфтиятов, входящих в структуру СМР. Даже если председатель СМР примет решение о воссоединении, это не является обязательным к выполнению крупнейшими самостоятельными муфтиятами, о которых я говорил выше. Потому что прежде чем воссоединиться, каждое самостоятельное духовное управление мусульман должно на своем съезде принять решение о прекращении своей деятельности и там же создать новую духовную структуру на основе Устава ЦДУМ России. Поэтому сам по себе напрашивается вопрос, все ли духовные управления мусульман, и прежде всего составляющих Совет муфтиев России, готовы на эти шаги, даже если это будет сделано Духовным управлением мусульман Европейской части России.



При этом варианте, если СМР будет распущен или распадется в результате самостоятельных шагов тех, кто его объединяет, некоторые духовные управления мусульман не пойдут по этому сценарию воссоединения, так как относятся к нему негативно. А следовательно, предполагаемое воссоединение может быть лишь частичным, учитывая, что в этой структуре отсутствуют муфтияты Северного Кавказа, которые будут избирать собственного единого муфтия. К тому же, если состоится даже частичное воссоединение, то впереди Россию ждет общероссийский съезд мусульман, за исключением муфтиятов Северного Кавказа, который и будет окончательно избирать руководящие структуры, в том числе Верховного муфтия будущего единого Центрального духовного управления мусульман России. Как мы видим, это сложный процесс, к которому надо подходить разумно и осторожно. Не так просто склеивать то, что когда-то сами и разбивали, руководствуясь личными амбициями.



Интересную и благоразумную позицию по этому вопросу высказал сопредседатель Совета муфтиев России, муфтий Поволжья, председатель Духовного управления мусульман Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов. Он обозначил не только проблемы единения, но перспективы деятельности будущего единого Духовного управления мусульман России. В частности, он правильно отразил свое видение этих проблем в интервью, где отметил довольно обоснованно, что сегодня мусульмане уже не те, что были 20 лет назад, в конце 1980-х годов. Во-первых, тогда мусульманское сообщество России было представлено парой сотен религиозных организаций. Сегодня их тысячи, и это не только мечети, но и активная часть мусульманского сообщества, которой не безразлична его судьба. К тому же он подчеркивает, что есть определенные первоочередные проблемы, которые надо решать. Особенно надо иметь в виду, что за каждым руководителем есть масса людей. Здесь начинаются вопросы, проблемы. Он справедливо отмечает, что, прежде всего, нам необходимо объединиться в тех регионах, где существует несколько муфтиятов. Это не нормально, когда в области два, а иногда и три муфтия. Какие вопросы могут в таких условиях решаться?



И совершенно не случаен его вывод о том, что процесс объединения это нужный, но сложный процесс, который требует осмотрительности, вдумчивых решений, и, конечно же, это дело не одного часа и дня, и даже года.



- Но мы хотели бы услышать и Ваше личное мнение по вопросу единения мусульманских общин страны.



- Свое видение я уже высказал в заявлении на сайте ООД «РИН». Процесс единения нужный и актуальный для сегодняшнего дня. Однако он должен быть легитимным, прозрачным для мусульман России, и в этой работе должны принимать участие не только религиозные деятели, но и общественные организации мусульман, творческой интеллигенции. На самом деле мы сами практически ничего не знаем, за исключением того, что мелькает в средствах электронной информации. Это уже совершенно ненормальное явление. Почему я говорю о прозрачности этого важнейшего процесса? Потому, что отдельные религиозные сановники, превратившие свои муфтияты практически в полугосударственные бюрократические мусульманские структуры власти, уже давно забыли о своих обязанностях перед мусульманами. Как не вспомнить слова зам. председателя Единого духовного управления мусульман Пензенской области Забирова Абдурауфа-хазрата, который, видя подобное, уже прямо заявил, что многие руководители религиозных организаций стали для мусульман не лидерами и духовными наставниками, а чиновниками, что мечети, предназначенные для служения мусульманам, стали «кормушками» некоторых семей и фамилий, и, конечно же, как крик в пустыне мы слышим его слова о необходимости брать пример с Пророка Мухаммада(мир ему), больше выходить в народ, быть с мусульманами в горе и в радости.



Может некоторые лидеры, возомнившие себя эмирами или халифами, выполнили бы призыв Забирова, да только, видимо, Аллах запечатал им уши и сердца, накинул на их глаза покрывало, о чем свидетельствуют кодовые замки на дверях возглавляемых ими духовных управлений, да еще телохранители, не допускающие к ним этот самый мусульманский народ. Поэтому для меня и не удивительно, что уже сейчас, в ходе переговоров об объединении, наши духовные лидеры делят между собой высокие должности, да еще видимо с завидной уверенностью, что этот так называемый народ как один беспрекословно выполнит любую их волю. Это может быть и является основной целью так называемого планируемого ими объединения?



А ведь подобные деятели по распределению должностных портфелей могут крепко просчитаться, потому что, видимо, не осознают, что их отсталый уровень решения вопросов методами времен диких демократических реформ преобразования намного отстал от уровня мышления этого самого народа, и особенно многочисленной грамотной части мусульманской молодежи. Думаю, что формальное объединение общин можно провести, даже с участием подобных лидеров, руководствуясь только мыслью об объединении мусульманской уммы. Только что это даст мусульманской общине России? Абсолютно ничего, кроме застоя советских атеистических времен и полной неудовлетворенности, особенно грамотной молодежи, положением дел, что и рождает рецидивные проявления.



Реальное объединение, возможно, будет только тогда, когда на смену лидерам, фактически советских времен, придет новое поколение лидеров религиозных общин, в том числе и мусульманских центров страны, которые будут действительно видеть свое призвание в искреннем служении мусульманам страны. Как правильно подметил Абдурауф-хазрат Забиров – это будет лучшей основой объединения. Хотелось бы вновь обратиться к отдельным «горячим» головам, которые пытаются необдуманно, одним махом, как думаю, руководствуясь в основном личными честолюбивыми амбициями, или же финансовыми интересами, решить проблему единения. Подобные шаги и мотивы могут привести только к катастрофическим последствиям и на десятилетия отбросят долгожданное объединение мусульман, оказав невосполнимый вред дальнейшему развитию всей мусульманской уммы страны.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Атар 12 Января 2010г.
Ответить

Если исходить из того, что объединение имеет задачу, улучшить качество взаимоотношений, связей и т.д., между мусульманскими общинами,джамаатами с целью эфективной пропоганды ислама и рассширения его влияния во всех сверах жизни государства и общества.То мне кажется, естественым исходить из того, что именно из права мусульманина, делигирующего часть своих прав, состоит право всех надстроек , типа ДУМов и прочих органов.В этом случаи необходим голос и мнение самих мусульман, что в полне возможно делать на пятничних молитвах, где муслимы варазили бы свое отношения к механизмам и формам объедине...
Читать дальше

Rafael 12 Января 2010г.
Ответить

Надоела уже эта тема "объединения".. Пусть лучше делом займуться!

Ruslan 12 Января 2010г.
Ответить

Позиция занятая "цдум"ами, "смр"ами и прочими органами именующими себя "мусульманскими" во время массовых убийств мусульман в Чеченской Республике,сегодняшняя когда СМИ создают образ мусульманина -как дикого,отмороженного придурка,говорит о том,что "муфтият всея руси" создается людьми не заинтересованными в реальном обьединении мусульман- создается для контроля за развитием Единобожия-я лично не доверяю этим людям ..А истину знает Аллах Всевышний...

Rashad_rus 12 Января 2010г.
Ответить

Дело хорошее, но если ДУМ-ы будут подконтрольны государству, то...

altaec 13 Января 2010г.
Ответить

Честно говоря эта тема уже достала мусульман.Слово муфтий и т.д уже стали нарицательными.Чем дальше,тем противней.

Rafael 13 Января 2010г.
Ответить

Rashad_rus 100% согласен с Вами. ДУМ полностью придерживается мнения и подконтрольны государству, а не своей умме.

Яндекс.Метрика