Объединение мусульман России – или только избранных «думцев»?

Слева направо: глава КЦМСК И.Бердиев, глава СМР Р.Гайнутдин, глава ЦДУМ Т.Таджутдин

Слева направо: глава КЦМСК И.Бердиев, глава СМР Р.Гайнутдин, глава ЦДУМ Т.Таджутдин

Теги:



9
09 Марта 2010г. (23 Раби аль-авваль)
Объединительные процессы в принципе не могли быть лёгкими и таковыми не являются – это очевидно из прозвучавших в последнее время заявлений и публикаций. Налицо, с одной стороны, жажда к изменению существующего положения дел, а с другой – отсутствие культуры сложного взаимодействия, когда все – разные, но при этом все – едины. Чтобы дойти до такого результата, надо многое преодолеть.



Съезд мусульман Татарстана, ставший неожиданно из ожидаемо-рутинного мероприятия – волнующе-прогрессивным, проявил сразу две указанные тенденции. И там же впервые была озвучена реакция сотрудника кремлёвской Администрации, которая прозвучала пока в очень размытых определениях. Я же предлагаю острее взглянуть на нашу реальность.



Один, которого признают… трое



Давайте вспомним яркое заявление председателя СМР Равиля Гайнутдина: "Если мусульмане не будут воспринимать этого человека как единого, главного муфтия, то он не будет муфтием, у него не будет авторитета ни среди единоверцев в стране, ни в исламском мире за рубежом". В идеале так оно и должно быть – но российская реальность очень далека от того, чтобы проявиться такому идеалу. Что я имею в виду? Давайте проанализируем, кто такие «единоверцы в нашей стране» и ответим сразу на такие вопросы. Все ли единоверцы включены, во-первых, в структуры действующих в объединительном направлении СМР, ЦДУМ и КЦМСК? – Нет.



Точной статистики, наверно, никто дать не сможет, ни изнутри исламского сообщества (от историков и аналитиков, работающих над серией энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации»), ни извне (от академических институтов до исламофоба-статистика Романа Силантьева, вывесившего в Сети свою «карту конфессий России»). Реалия уммы современной России такова, что помимо трёх названных «супер-муфтиятов», существует энное число независимых ни от кого, но при этом зарегистрированных государством «муфтиятов», которые не входят ни в одну из трёх верховных структур – СМР, ЦДУМ, КСМСК – и вовсе не пытаются принять их «авторитет». Скорее напротив. Однако, за ними – если не сотни, то десятки тысяч прихожан. И пока, насколько мы видим, никто даже не ставил вопроса о привлечении их к объединительной волне.



Кроме того, в России в настоящее время функционирует большое количество общин, по разным причинам не пожелавших проходить регистрацию как «религиозные объединения граждан», но таковыми по факту и по своему укладу, по духу являющимися. Подобные «крипто-общины» действуют в форме общественных организаций, издательств, благотворительных, учебных и просветительских организаций, причём, многие вообще без регистрации. Почему люди не захотели провести регистрацию РОМ – религиозной организации мусульман – надо выяснять каждый раз индивидуально. Кто-то по привычке, идущей издалека, сторонится вообще чуждой исламу «клерикальности», считает, что «муллы, чалмы, муфтияты» Умме чужды, все они на корню испорчены близостью то к имперским властям со времён Екатерины Второй, то просоветской ориентацией, то нынешней близостью и к властям и к «серому бизнесу». Всё это в сумме, по мнению таких людей, мешает чистоте исламского призыва и не даёт возможности строить нормальный мусульманский уклад жизни. Причём, думают таким образом далеко не «экстремисты», «асоциальные», «террористы», а представители российской мусульманской интеллигенции. И эта их позиция привлекательна для ищущей молодёжи. Многие успешно работают на путях Аллаха и ради Уммы – именно в сознательной дистанции от «клерикальных кругов». Причём, работают практически во всех сферах жизни: от служб взаимопомощи, социальной опёки – до депутатства всех уровней, не исключая ГосДуму России.



Для чего сказано всё это? А для того, чтобы выявить серьёзнейший вопрос: объединение идёт «на троих» и нужен некий Один, которого признают… трое? Очевидно, что подлинным авторитетом для мусульман страны может быть тот, кто поставит и решит вопрос привлечения к совместным действиям не только «тройки клерикалов», но и по возможности всех реально трудящихся на исламском поле.



А кто не попал в «тройку»?



Вернёмся к вопросу с другой стороны. Если затруднительно дать даже статистику по всем общественным и неформальным общинам, которые очень условно можно назвать «крипто-общинами», если можно свысока от них отвернуться и назвать «маргиналами от Ислама», «общественниками, неспособными к работе в мечетях»… – то ведь есть более десятка вполне легальных «муфтиятов», которые живут своей самостоятельной жизнью. Они легальны перед государством и открыто декларируют себя именно как «религиозные организации мусульман», но «верховная тройка» их не замечает. Или обливает последними словами (тех, что ранее были внутри одной из структур «тройки»).



Так, более 5 «муфтиятов» в России вообще независимые. Самый крупный из них – Пермский муфтият, который возглавляет Мухамадгали Хузин. В него входит 150 общин, зарегистрированных как религиозные организации, и около 50 – как религиозные группы. То есть по факту – 200 общин. В Пермском муфтияте – 91 мечеть, а такая цифра вполне сопоставима по размерам с СМР, ЦДУМ и КЦМСК. Однако, имам Хузин (по известным причинам) – изгой для ЦДУМ, а как следствие теперь в «объединительном процессе» и для СМР, и КЦМСК. Также у нас есть ульяновские, иркутские и ряд других, отнюдь не маленьких и совершенно независимых «муфтиятов». Что же с ними прикажете делать?



Они вообще не вовлечены в процессы, идущие в мусульманской «клерикальной среде», так же как и мнения ранее упомянутых «крипто-общин». Их мнение нигде не учитывается, в том числе и по одному из важных вопросов – объединения. О каком тогда «Верховном муфтии» может идти речь, если пять «муфтиятов», объединяющие сотни общин, находятся вне его административно-территориальной юрисдикции? Если «за бортом» – тысячи и десятки тысяч активистов исламской работы среди «общественников» по всей стране? Или они все – отшельники, маргиналы, отступники и изгои?..



Остро и горько звучат по этому поводу слова недавней «правой руки» Таджуддина – Хузина: «Сегодняшние попытки объединительного процесса скорее носят характер сговора или торга между кланами, которые пытаются перекроить духовное пространство России в угоду интересам одной семьи и нескольких кланов. Такие шаги, где никто не удосужился спросить мнение региональных общин, мусульманской интеллигенции, элиты, общественных объединений, в конечном счёте приведут к усугублению разобщённости мусульман страны».



Шейх Кардави тоже огорчён – но уже в масштабах мировой Уммы



Признаться, я думал, что раздробленность и цивилизационное отставание Уммы в России – уникально и является следствием многолетних гонений со времён Ивана Грозного до СССР. Однако, эту точку зрения нельзя не поменять после такой информации. В те же дни, когда мы обсуждаем наш российский объединительный процесс, 5 февраля в столице Катара Дохе шёл Международный форум учеников шейха Юсуфа аль-Кардави, главы Международной ассоциации исламских ученых (IUMS). Сам шейх огласил цель встречи – обсуждение вопросов воспитания лидеров для будущего Уммы, подчеркнув, что она изменится к лучшему только в том случае, «если ею будут руководить учёные, а не проходимцы».



Да, буквально так, точно и прямо, сказал не «изгой, маргинал, отшельник» из неподконтрольного «муфтията», а один из наиболее авторитетных людей мирового мусульманства среди суннитов! Он обсуждал реалии, которые мы вообще с трудом понимаем и почти не знаем – но как по сути они близки нашим реалиям! «Мы собрались здесь для того, чтобы создать будущих лидеров Уммы. Умма изменится к лучшему только в том случае, если ею будут руководить учёные. В настоящий момент Уммой управляют проходимцы, которые ничего не знают о религии и жизни вообще. Было бы хорошо, если бы Умму возглавили сильные и дальновидные лидеры», – заявил Аль-Кардави. Он выразил гордость за своих учеников, занимающих высокие посты в различных странах, и сказал: «Необязательно, чтобы мои ученики во всём со мной соглашались. Я хочу, чтобы они следовали по пути знаний». Также он подчеркнул, что существует ряд ценностей, которыми должен руководствоваться каждый, кто ищет знания: «очищение намерения ради Аллаха, постоянное стремление к получению знаний и почтение к учителю».



К словам мудрого шейха, воистину – нечего добавить. Замечу напоследок, точнее, объяснюсь – почему я употреблял в тексте слово «муфтият» в кавычках: в постсоветской России, в условиях невиданной ранее свободы для мусульман, мы подменили понятие «муфтий» реалиями «хозяйственник», «управленец», «администратор». А подмена понятий, искажение смысла исламской терминологии – нешуточные прегрешения. Не перед филологией или арабистами – но пред Уммой, перед Всевышним.



Потому – вернусь к яркому заявлению Равиля Гайнутдина – давайте искать объединения не только «на троих», давайте вернём подлинный смысл понятиям «муфтий» и «муфтият», давайте прислушаемся к подлинному исламскому учёному – шейху Юсуфу аль-Карадави.

Автор: Джаннат Сергей Маркус

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

амина 10 Марта 2010г.
Ответить

Анас ибн Малик рассказывал, что Пророк сказал: «Перед наступлением Судного часа исчезнет религиозное знание, распространится невежество, (14) участятся прелюбодеяния, (17) распространится употребление опьяняющих напитков, (45) увеличится численность женщин и уменьшится численность мужчин, так что на пятьдесят женщин будет приходиться всего один господин». 'Амр ибн аль-'Ас рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Воистину, Аллах не лишает людей знания внезапно, а лишает их ученых. А когда не остается ученых, люди избирают невежественных предводителей. Их спрашива...
Читать дальше

Rafael 09 Марта 2010г.
Ответить

Alex66 я тоже склоняюсь к вашей версии!!

muahidun 09 Марта 2010г.
Ответить

Жизнь удалась. Чиновником стать я с детства мечтал Но как им мне стать я точно не знал Ветеринарный закончив, поехал в Уфу Может быть там себе я работу найду Долго по Уфе я в раздумьях блуждал Пока однажды Шейха не повстречал Этот Бабай понравился мне В сверкающих одеждах и в большой чалме Стал я Бабая просить, умалять Мол, нужно на работу тебе меня взять Возьмешь не...
Читать дальше

Mitad 09 Марта 2010г.
Ответить

Sperva menyat',potom ob'edenyat'.

амина 09 Марта 2010г.
Ответить

нет слов!

салих73 09 Марта 2010г.
Ответить

В России примерно 20 миллионов мусульман, из них 2-3 миллиона выполняют столпы религии(некоторые время от времени, многие постоянно). Теперь представим оставшиеся 130 миллионов. Есть ли из них хотя бы 500 тыс.,которые систематически молятся? Почему же при таком раскладе мы все время в проигрыше? Ведь мы же знаем, что наша религия истинна? Почему нет помощи Аллаха? Не потому ли, что мы с каким-то непонятным упорством тратим наши силы и энергию на выискивание недостатков у наших братьев? А когда находим, то с удовлетворением говорим :" Я так и знал! Вот ведь они какие!" При Пророке(сал...
Читать дальше

MUSLIM-AZ 09 Марта 2010г.
Ответить

eti sufiisti rabi qosudarstva daje neznayut shto delat.celovek kotoriy za kafira delal dua. ya daje za etimi na namaz ne vstayu.tolka za koran denqi birut shto qrexi proshayut.kak xristiani i tak eti imami net raznici ALLXU AKBAR!!!

Alex66 09 Марта 2010г.
Ответить

рассматриваю "объединение" как давление властей на религию. Все управления должны быть независимыми, объединение должно выражаться в съездах для обмена мнениями и опыта, вынесения фетв.

altaec 09 Марта 2010г.
Ответить

Очень правильно изложено.ДУМ АЧР самая крупная структура России и может даже на планете.Где Аширов со своим выступлением-мнением.Его общины можно сказать самые продвинутые и эффективные в деле призыва.Уважаемый Нафигулла хазрат пора уже засветиться,что-нибудь сказать толковое.Начните мы подхватим...

Яндекс.Метрика