Информационное
агентство России
-6°C
25 ноября, 04:43

В московском метро погибло трое граждан Таджикистана

Гастарбайтеров не испугали взрывы в метро

Abdulla
В московском метро погибло трое граждан Таджикистана
Поток гастарбайтеров в Россию не иссякает

Согласно сообщению таджикского посольства в Москве, среди погибших при взрывах в московском метро было трое граждан Таджикистана — Умед Абдурахмонов, Исломджон Эшназаров и Надирбек Каршиев.

Ильхом Эшназаров – житель Турсунзадевского района Таджикистана — встречает "груз 200". Из Москвы в Душанбе везут тело его племянника. Парню было всего 24 года, в Москве он остался после окончания одного из российских вузов.

"Мой брат сам приехать встретить тело сына не смог, — рассказывает Ильхом. — Тяжело ему. Потерял старшего сына. Исломджон помогал семье и поэтому после окончания института остался в Москве. Зарабатывал на жизнь. В этом году мы хотели его женить. Девушку ему хорошую сосватали. Свадьба не состоялась…"

Президент Таджикистан Эмомали Рахмон выразил соболезнование родным и близким погибших в Москве.

"Мы категорически осуждаем это враждебное действие, целью которого является дестабилизация общества и возбуждение ненависти среди людей, — сказал президент. — Среди погибших есть трое граждан Таджикистана. Получив известие о трагической гибели наших соотечественников, с чувством глубокой скорби выражаю искреннее сочувствие их семьям и близким".

"Страшно"

В прошлом году в Таджикистан было доставлено более 600 тел таджиков, умерших по различным причинам во время пребывания в России.Большинство из них — трудовые мигранты, покинувшие родину в поисках заработка. Причиной смерти мигрантов становятся болезни, несчастные случаи и убийства.Однако неутешительная статистика не останавливает таджиков, готовых ради заработка надолго уехать в другую страну.

"Конечно, страшно. Но уезжаем. Стараемся устроиться на работу и присылать домой деньги", — рассказывает Довлат, уже не первый год ездящий на заработки в Россию.

"В этом году со мной едет мой племянник. Недавно не стало его отца. Он старший сын в семье. У матери еще четверо детей. Их поднимать надо. Одевать, кормить. Пытался здесь устроить его на работу. Не нашли ничего подходящего. Образования у него нет. Не было денег для поступления в ВУЗ", — продолжает он.

"Реальные деньги"

Апрель в Таджикистане – начало нового трудового сезона. Вопреки прогнозам экспертов количество желающих выехать на заработки не уменьшилось. Авиабилеты в Россию распроданы на месяц вперед.Поток гастарбайтеров из Таджикистана растет с каждым днем, и подавляющее большинство стремится попасть на территорию России. Их не останавливают даже сообщения в прессе о ситуации с правами мигрантов в России. От заработка гастарбайтеров зависят семьи мигрантов.

"Кому хочется уезжать от семьи? Родителей оставлять надолго. Но что делать? Здесь не заработать таких денег. В России мы устраиваемся по-разному. Кто как сможет. Кто в подвале живет, а кому повезет больше, квартиру снимают", — говорит мигрант Исмаил Тагаев.

Равшан Назаров – гастарбайтер с 10-летним стажем. В прошлом году вернулся из России раньше времени. Из-за кризиса закрылась строительная фирма, где он работал.За границей бывшему дехканину пришлось осваивать новые для себя строительные профессии. После возвращения в Таджикистан надеялся подыскать работу на родине. Не получилось.

Равшан признается, что если бы на родине он мог получать 200 долларов в месяц, то никогда не оставил бы надолго жену и детей. Уровень безработицы в Таджикистане очень высок. При этом вакансии в государственных учреждениях появляются довольно часто. Однако оклада госслужащего порой хватает лишь на покрытие ежедневных дорожных расходов.

"Я всю жизнь работал на земле. Но сейчас там платят очень мало. Взять в аренду небольшое хозяйство очень дорого. А в России я зарабатываю реальные деньги. Заработанных денег хватает на питание и проживание моей семьи в Таджикистане. Правда, экономить и откладывать не получается" — пояснил Равшан Назаров.

Внешний ресурс

Большинство трудовых мигрантов — выходцы из сельских регионов республики. Многие из них плохо знают русский язык, и это становится серьезной проблемой, отмечает Джумабой Юнусов начальник миграционной службы на транспорте МВД Таджикистана.

"Мигранты плохо знают свои права. Часто бывают языковые проблемы. Сейчас хоть и кризис, но все равно уезжают. Самолеты переполнены", — говорит он.

По подсчетам таджикских экономистов, около миллиона таджикских граждан живут, в основном, за счет денежных средств, перечисляемых мигрантами.По оценкам экспертов, общая сумма переводов из-за рубежа в разы превышает размер бюджета страны.

Деньги гастарбайтеров обеспечивают не только нужды их семей, но и, по мнению экономистов, становятся важным финансовым источником развития внутренней экономики страны. Специалисты уверены, что деньги гастарбайтеров помогают Таджикистану избежать серьезных социальных потрясений.

Таджикистан пока не готов к возвращению или массовой депортации мигрантов из России. По словам специалистов, многие депортированнные жители страны, не имея возможности заработать на родине, идут на нарушения закона, чтобы вновь попасть в Россию.

Би-Би-Си

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. ahmad_shah02.04.2010 11:40

    Те кто в то утро мирно ехал на работу, учебу или просто ехал по делам, вне зависимости от религиозной принадлежности, стали мученниками-шахидами. Им уготована награда от Аллаха. Те кто взорвал себя (если это были смертницы, а не ничего неподозревающие "курьеры") попадут в ад! ИншаАллах.

    Обидно, что ни по одному федеральному российскому каналу НЕ сказали о гибели 3 таджиков в терактах..

  2. mslm02.04.2010 12:50
    _QUOTE
    Те кто в то утро мирно ехал на работу, учебу или просто ехал по делам, вне зависимости от религиозной принадлежности, стали мученниками-шахидами.

    А теперь приведи на это довод или хотя бы ссылку на слова ученого. Ты хоть знаешь кто есть шахид? Ну зачем говорить о религии такие вещи, на которые нет никакого довода, к чему эта чрезмерность, зачем в крайности-то впадать?
    Аллах их рассудит по справедливости, в этом не сомненья.

  3. просто мусульманин02.04.2010 12:54

    behruzhimo, вы договоритесь до куфра. Следите за своим языком пожалуйста.
    Сура 2. Корова 161. Воистину, на тех, которые не уверовали и умерли неверующими, лежит проклятие Аллаха, ангелов и людей – всех.
    162. Это продлится вечно. Их мучения не будут облегчены, и они не получат отсрочки.

  4. ahmad_shah02.04.2010 14:01

    Ссылка? Пожалуйста:

    http://www.islamicinvitationcentre.com/FAQ/non_muslim/FAQ_non_muslim.html

    просто мусульманин и mslm, жду ваших извинений..

  5. ahmad_shah02.04.2010 14:35

    Если немусульманину достойно/правильно НЕ рассказали об Исламе, то у него (нее) равные шансы попасть в ад или рай? Все будет зависеть от их благих (злых) деяний.

    Если немусульманину аргументированно, добрым увещеванием и своим примером продемонстрировали, что Ислам религия истины; при этом немусульманин согласился с доводами и ему(ей) нечего было возразить, но он(она)предпочел(а) остаться в своей религии (например, мотивировав это религией предков), то скорее всего такой человек попадет только в ад. Опять же, только Аллах это решает.

    В случае с людьми Писания (а это как минимум иудеи и христиане), если они творят добрые дела, призывают к добру и отвращают от зла, считают, что верят в Единого Бога, но при этом совершает определенные ошибки, то таким людям Аллах в Коране обещает рай.

    Шахидом обычно становится тот, кто погибает защищая свою религию, свою семью, свою собственность, свою землю; погибает от природных катаклизмов и терактов.

    Гарантии, что каждый мусульманин попадет в рай нет.

    Но Аллаху ведомо лучше!

  6. Mitad-102.04.2010 14:40

    Che tam hot' napisano, po iudeyski ne ponimayu.? Polyubomu,kafir,ne tol'ko ne nagrazhdaetsya shahadoy,no i jannat dlya nih haram.

  7. просто мусульманин02.04.2010 14:41

    Сура 2. Корова 62. Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены.
    Сура 5. Трапеза 69. Воистину, верующие, а также иудеи, сабии и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, не познают страха и не будут опечалены.

    behruzhimo, эти сомнительные фетвы, на которых вы ошибочно строите свое мнение, выданы г-ном Гарри Миллером на основании вышеуказанных аятов.
    А алимы говорят:
    Аллах сообщил, что правоверные иудеи, христиане и сабии,
    уверовавшие в Аллаха и в Последний день и признавшие
    правдивость Божьих посланников, непременно получат великую
    награду и окажутся в безопасности. Они не познают страха и не
    будут опечалены. Что же касается тех иудеев, христиан и
    сабиев, которые отказались уверовать в Аллаха и в Последний
    день, то их ожидает совершенно иная участь. Они будут охвачены
    страхом и опечалены.
    Совершенно очевидно, что это предписание распространяется на
    людей Писания, которые жили до начала миссии Пророка
    Мухаммада , поскольку их деяния действительно можно было
    охарактеризовать таким образом.
    Из этого аята следует, что если контекст коранических аятов
    может подтолкнуть читателя к ошибочному выводу, то в Коране
    всегда находится такой аят, который разрушает ошибочные
    представления.
    Сура 3. Семейство Имрана 85. От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон.

  8. просто мусульманин02.04.2010 14:53

    behruzhimo, понятно, что вам жалко погибших людей, и мы не людоеды тоже. Соболезнуем, но их жизнь закончена. Книга деяний закрыта. Если они умерли не верующими в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его пророков, Последний День, Рай и Ад, Его предопределение, то они неверующие. Сегодня все знают об исламе и Истине, которую он оглашает, но не все верят. Таково желание Аллаха. И если среди погибших были люди, не верующие в Бога Единого и Его Посланника Мухаммада, благословит его Аллах и приветствует, то каким образом они могут быть шахидами?

  9. Ibn_Adam02.04.2010 14:58

    Я не согласен с тобой. Неверующему дорога в ад, как бы он не умер. Единобожие — единственный путь в рай.

  10. просто мусульманин02.04.2010 15:06

    Сура 2. Корова 120. Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии. Скажи: «Путь Аллаха – это прямой путь». Если же ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то Аллах не будет тебе ни Покровителем, ни Помощником.

    behruzhimo, старайтесь об этом не забывать, когда пытаетесь выглядеть в их глазах другом.
    Сосуществовать можно, а в друзья набиваться не стоит.

  11. ahmad_shah02.04.2010 15:09

    просто мусульманин, я привел ссылку на Международный Центр Исламского Призыва. Там огромное количество мнений от Ахмада Дидата, да будет доволени им Аллах, до Хамзы Юсуфа, основателя института Зайтуна в Калифорнии.

    "Что же касается тех иудеев, христиан и
    сабиев, которые отказались уверовать в Аллаха и в Последний
    день, то их ожидает совершенно иная участь"

    Я еще не встречал иудеев и христиан НЕ верящих в Бога и Судный день )) Разве мы говорим об атеистах?

    Вы сами себе противоречите.

  12. просто мусульманин02.04.2010 15:16

    ///behruzhimo 14:35 — сегодня
    Если немусульманину достойно/правильно НЕ рассказали об Исламе, то у него (нее) равные шансы попасть в ад или рай? Все будет зависеть от их благих (злых) деяний.
    Гарантии, что каждый мусульманин попадет в рай нет.///

    Сура 10. Йунус 35. Спроси: «Есть ли среди ваших сотоварищей такой, который указывает путь к истине?» Скажи: «Аллах указывает путь к истине. Кто более достоин того, чтобы за ним следовали: тот, кто сам указывает путь к истине, или же тот, кто не может найти верного пути, пока ему не укажут на него? Что с вами? Как вы судите?»
    Сура 24. Свет 35. Аллах – Свет небес и земли….Аллах направляет к Своему свету, кого пожелает….

    Насчет Рая можно сказать так, каждый мусульманин, попавший в Ад, выйдет, иншаАллах, оттуда.

  13. gabdelhack02.04.2010 17:40

    5/18. Иудеи и христиане сказали: «Мы – сыны Аллаха и Его возлюбленные». Скажи: «Почему же Он причиняет вам мучения за ваши грехи? О нет! Вы всего лишь одни из людей, которых Он сотворил. Он прощает, кого пожелает, и причиняет мучения, кому пожелает. Аллаху принадлежит власть над небесами, землей и тем, что между ними, и к Нему предстоит прибытие».
    5/19. О люди Писания! После пе¬риода, когда не было посланников, к вам явился Наш Посланник, давая вам разъяснения, дабы вы не говорили: «К нам не приходил добрый вестник и предостерегающий увещеватель». Добрый вестник и предостерегающий уве¬щеватель уже явился к вам. Аллах способен на всякую вещь.

  14. _cCc_02.04.2010 19:27

    behruzhimo
    ужас я знал что есть заблуждения среди Мусульман но настолько заблудших первый раз вижу! Не все те кто называют себя Мусульманами делают намаз держат пост и другие обязательство,могут попасть в Рай так как среди них будет очень много лицимеров,которые не доконца уверовали и вмести с Аллахом и его приказами,слепо следовали за своими страстями и за законами тагута. Если ты вериш в Аллаха но одноврминно следуеш своим страстям то это Ширак. А Аллах (с.т) прошает всё кроме Ширака так что не достаточно произнести Шахаду и выполнять столпы Ислама,нужно полностью подченится Шариату уберегать себя от порицаемого и страмится к совершению блага,и только так! А ты не зная о людях которые там погибли,говориш об их Шахаде а Мусульманину который воюет на пути Аллаха который потерял всё на этой земле,который днём и ночью переносит лишения войны ты пророчеш Ад. Рекомендую тебе прочитать перевод суры 9 ат-Тауба «Покаяние»,лучше несколько раз и внимательно надеюсь Аллах откроет тебе глаза на истину
    http://quran.ipamis.com/kul-9/1-10.html

  15. AbuAhmad02.04.2010 20:31

    _cCc_, ты даже не знаешь как правильно произносить слово شرك — "ширк", называя "Ширак", а еще берешься оценивать что это такое. мой тебе совет — поступи в какое-нибудь медресе, изучи Ислам, и я уверен, твои суждения поменяются. Твой шейх сегодня — это интернет, этим вы совершаете бидгат, у тебя и таких как ты нет ученых, за которыми вы следовали бы — а это заблуждение. Вы беретесь судить об Исламе и приводите аяты и хадисы в такой интерпретации, которую ни один ученый до вас не приводил, этим противоречием иджме улемов вы уподобляетесь хавариджам. Вам приводят далиль — вы не принимаете его и говорите "что еще за шейх" про тех алимов, которых признает весь исламский мир! Вы являетесь джахилями и не хотите исправлять ситуацию!!!

  16. Mitad-102.04.2010 22:44

    AbuAhmad,ti dazhe ne znaesh kak pishetsya slovo bida'at i pishesh' bidgat. I otkuda ti uznal kto sheyh brata? Mozhet ti prorok a mozhet shaman? Ili kogo ti iz sebya predstavlyaesh? Tebe tozhe pred'yavlyayut dalil',no ti vidish' tol'ko tot dalil',kotoriy nravitsya tvoemu nafsu i tvoim kyafirskim edinomishlennikam.

  17. muslimin02.04.2010 22:55

    AbuAhmad Брат мой а можно тебе задать такой вот вопрос.? про интернет что он есть шейх для _cCc_. и что это Бидгат. попровлю БИДЪА. А как насчет видео роликов и аудио с участием таких ученных как Ахмад диддат, Али вячеслав полосин, Шамиль аляутдинов ну и еще некоторых.! Ну и включу сюда же двух наших ученных Таджиков Эшони Нуриддинджон и Ходжи Мирзо. В пост советском пространстве и не только их имена очень известны.

  18. AbuAhmad02.04.2010 23:26

    muslimin, я привел двух конкретных ученых-саляфитов — это шейх Мухаммад Хассан и шейх Усеймин (да смилостивится над ним Аллах). Но вам далиль как-то по барабану. Слово بدعة, если озвучить ة, то будет звучать как бид'ат, а если букву ع озвучить как "г", как это принято в моей республике, то получается Бидгат, хотя можно произнести и на ваш лад, БИДЪА, нет особой разницы. Однако слово شرك никак не может быть произнесено как "Ширак", т.к. там нет алифа, не شراك же!!!

  19. _cCc_02.04.2010 23:53

    AbuAhmad
    я печатаю через транслит если ты захотел докопаться до правописания то пожалуйста твоё право. насчёт шейхов признанных во всём мире,а разве количество решает всё? Столько учёных выносят фетвы против мусульман ну из невижу фетвы направленные на войну с неверными которые оккупировали наши земли. как по твоему я Мусульманин должен думать и поступать если моего брата в Афганистане Сомали,Ираке Кавказе, Палестине убивают сотнями тысячами в день? чего ты хочешь и твои шейхи? вы обвиняете во всех своих бедах Мусульман говорите об Аллахе и его законах и ни один из вас не пошевелит пальцем для установления законов Аллаха. Расчитываете на кафиров что они позволят вам создать Халифат по демократии или как? Объясни мне неучю как человек знания,как мне помочь своим братьям реально помочь? Я Мусульманин АлхамдуЛлах прошу у тебя лично как у Мусульманина помоши,меня держут в тюрьме мою семью расстреляли скоро расстреляют меня как террориста но я ничего не делал,ты вериш мне или кафирам? конечно ты повериш Кафирам даже если к тебе обратятся миллионы Мусульман с такой просьбой.Аллах Знаюший и только Всевышний нас расудит

  20. Mitad-102.04.2010 23:55

    Tebe uzhe million raz povtorili chto na kazhdiy dalil' est' opredelennie usloviya i tonkosti,no eto kak ya ponyal, ne dlya nachinayush'ih… Tak zhe kak v slove shirk net alifa,v slove bida'at netu goin. Tak chto raznici v etom net. I esli mi budem v svoe opravdanie ceplyatsya za bukvi,to eto voobsh'e ne kraslvo.

  21. AbuAhmad03.04.2010 0:17

    _cCc_, Брат, во-первых, никогда не теряй самообладание. Один из важнейших советов, который давал Посланник Аллаха (с.а.в.) своим сахабам — "не гневайся", ибо когда мы гневаемся и во власти эмоций — мы себя не контролируем, а нами управляет шайтан.
    Во-вторых,на твой вопрос отвечает Посланник Аллаха (с.а.в.):
    По словам Хаббаба бин Арата: «В тяжкую пору Посланник Аллаха, прикрыв голову накидкой, сидел в тени Каабы. Кто знает, что ему пришлось претерпеть в очередной раз? Это было время, когда обычаи и обряды джахилии были направлены против мусульман. В то время я еще не был свободным человеком. Муки и страдания, кои причиняли мне мой хозяин и другие богатые мекканцы, достигли того предела, когда я уже не в состоянии был терпеть. Увидев Посланника Аллаха, сидящим в одиночестве, я приблизился к нему и сказал: «О Посланник Аллаха! Не обратишься ли ты ко Всевышнему с мольбой дать мне помощь и поддержку?» (Он ждал, что Посланник Аллаха сразу возденет руки в молитве и еще, может быть, проклянет курайшитов). Ответ Посланника Аллаха был таков: «Аллахом клянусь, что общины, бывшие прежде вас, сталкивались с гораздо более мучительными пытками. Некоторых людей укладывали во рвы и распиливали на части железными пилами, но они не отрекались от своей веры. Их мясо отделялось от костей, и все же они не проявляли слабости. Всевышний довершит эту веру, но вы нетерпеливы. Наступит день, и женщина в одиночку отправится в путь — от Хиры до Хадрамаута — и не будет бояться в пути никого, кроме хищников». — И Хаббаб клянется: «Сказанное Посланником Аллаха исполнилось в точности; все это я увидел собственными глазами» (Бухари, Манакыб, 25, Икрах, 1; Абу Давуд, Джихад, 97)
    В-третьих, если кто и встал на тропу войны, то у войны есть свои правила, которых мусульманин должен строго придерживаться, а не следовать своим страстям.

  22. mslm03.04.2010 0:23
    _QUOTE
    Если ты вериш в Аллаха но одноврминно следуеш своим страстям то это Ширак.

    Это хариджитское убеждение. Помню первый раз я такое прочитал в книге Харуна Яхьи и потом ходил и думал, что все вокруг мушрики, в том числе и я (тогда я курил). Ахлюс-сунна не выводят человека из Ислама даже за тяжкие грехи.

    _QUOTE
    А как насчет видео роликов и аудио с участием таких ученных как Ахмад диддат, Али вячеслав полосин, Шамиль аляутдинов

    Эти люди далеко не ученые.

    behruzhimo

    _QUOTE
    просто мусульманин и mslm, жду ваших извинений..

    Не вижу причины, чтобы извиняться. Если я нарушил твои права, то укажи в чем. Я не могу это увидеть в своем посте. Если покажешь, иншааллах, извинюсь ) Я попросил тебя привести слова ученых. Я за это должен извиняться? И потом ты не привел слова ученых, а привел свою интерпретацию слов с сомнительного сайта.
    На то, что ты привел в качестве слов ученых я хотел ответить и даже составил большой текст с тафсиром того аята и хадисами на эту тему, но решил потом не выставлять это, чтобы не делать то, что не является моей функцией — давать фатвы. Однако скажу, что то, что ты написал открывает двери для многих заблуждений. И лучше бы нам всем смотреть откуда мы берем свою религию. Тот сайт лично у меня не вызывает никакого доверия. Даже сам Ахмад Дидат, рахматуллахи алайх, не был ученым, а про тех, кто там сидит и на вопросы отвечает я вообще ничего не знаю. Потом по той ссылке не было ничего про шахидов. Там было только известное правило, что Аллах не наказывает никого, пока человеку не представлен довод. По этому поводу есть например хадис где Пророк, саллаллаху алайхи ва саллям, сказал, что тот христианин или иудей, который услышал о нем и не уверовал в него, займет свое место в Огне. Все эти дела про Ад и Рай решает Аллах, и нет в этом нашего участия. Однако муслимам Аллах дал четкое обещание Рая. И шахидам из числа муслимов Он, субханаху ва тааля, обещал Рай. И среди шахидов, иншааллах, не только те, кто пал в сражении, но и мусульмане, которые умерли от чумы, болезни живота, утонули, сгорели… Об этом в известном хадисе сказано. Это ясные далили на ясные обстоятельства. Мне не известно, чтобы хоть один алим из ахлюс-сунна применял эти далили в отношении кафиров. Аллаху а`лям.
    Я, брат, с тобой спорю не потому что мне так нравится придираться к мусульманам, а потому что вижу как слова и дела в отношении религии людей у которых нет знания приводят к тяжким последствиям.
    Как об этом говорили ученые: "Если бы замолчал тот, кто не обладает знанием, то исчезли бы разногласия"
    Пусть Аллах даст нам искренности по отношению к Нему, субханаху ва тааля, и по отношению к мусульманам.

  23. muslimin03.04.2010 0:32

    Брат AbuAhmad А где это твоя республика можно узнать? не Татарстан случаенно? 18 арабская буква не как не может звучать как буква "г" и по русски его никак не написать правильно, ну если только "ъайн" написать. а произносится он чуть чуть по иначе. а насчет Ширака ты прав. 13 буква "шин" 10 буква "р" 22 буква "коф" будет "ширк". В этой странице я не видел чтоб ты брат писал про шейхов салафитов. И как понять что нам далил по барабану.? далил на то и далил чтоб после не возникал вопрос насчет этого далила. Я прав.?

  24. Alexey03.04.2010 0:42

    _cCc_, неужели нужно следовать за своими страстями?

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: