Информационное
агентство России
-3°C
23 ноября, 14:30

Научный сотрудник музея: православных вероотступников сжигали

Мужчина и женщина приняли мученическую смерть за то, что отказались от православия

muh
Научный сотрудник музея: православных вероотступников сжигали
На месте строительства Собора святой Екатерины когда-то было лобное место. Фото: Официальный портал Екатеринбурга

На днях екатеринбургские ученые рассказали жуткие истории о том участке городской земли, где православные хотят построить храм Святой Екатерины («На месте «Каменного цветка» построят церковь?»). Сейчас там расположен фонтан «Каменный цветок», а раньше (до 1930-го года) стояла церковь. Однако в самые далекие времена Татищева и Де Генина это было чуть ли не лобное место.

— В екатерининскую эпоху мусульманин принял православие, потом передумал, и за это был сожжен, — рассказал декан истфака УрГУ Владимир Бабинцев.

Более подробно об этом жутком событии поведал научный сотрудник музея истории Урала Николай Корепанов. По его словам вероотступник, снова принявший мусульманство – не единственный, кого сожгли на месте нынешней площади Труда.

— Мусульманина Тагильда Жилякова и вправду сожгли за измену православию,— говорит Николай Корепанов.— Через год за это «преступление» сожгли еще и башкирку. К сожалению, до нас не дошли сведения, где точно казнили этих людей. Однако в 20-е годы прошлого века в одной из статей краеведческого музея упоминается площадь Труда как место сожжения Жилякова и той самой женщины.

"Комсомольская правда"

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Alex6609.04.2010 7:17

    В архивах Свердловской области сохранились документы о казни 60-летней насильно крещенной татарки Кисябики Байрясовой, которая осталась верна законам ислама.

    Отъем земель вызвало весной 1736 года восстание местного населения. На бунт "горная власть" ответила карательными походами. Вот как, к примеру, сообщается о походе на аул Манчаж: "…А убито мужеска полу 40 человек, баб 15. Да с собой привезли малых робят от 10-и лет парней 19, молодых баб 14, девок 18 человек".

    В результате, повстанцев крестили насильно, а женщин и детей продавали в крепостные. Мужчины же становились «служивыми».

    Плененная татарка (башкирка?) Катайской волости Кисябика Байрясова была привезена в Екатеринбург и отдана в крепостные писателю и переводчику Кириаку Кондратовичу. Крестила ее жена местного протопопа, а после крещения нарекли Кисябику Катериной.

    Конечно, Кисябика была не единственной невольницей, мечтающей о свободе. В первый раз она бежала "с девкою-татаркою полонянкою", жившей у Татищева. Но старую женщину поймали и высекли плетьми. Это не остановило ее. Если к первому побегу Кисябику подговорила "девка-полонянка", то инициатором второго побега стала она сама. Вместе с ней на этот раз бежала из Екатеринбурга "дворовая женка" секретаря "горной власти" Ивана Зорина. Кисябику поймали и на этот раз высекли уже кнутом.

    Между тем, в апреле 1738 года в Екатеринбурге был сожжен Тойгильдя Жуляков, один из новокрещен, "за то, что, крестясь, принял паки махометанский Закон". Его сожгли на костре на глазах своих детей в назидание другим новокрещенам, но и страх перед жестокой казнью не остановил Кисябику. В сентябре того же года, ночью, она бежала в третий раз.

    Как следует из допроса в Канцелярии Главного правления заводов, беглянка, перебравшись через реку Исеть и, обходя стороной деревни, добралась до родного аула Сакаова Катайской волости. Тут она прожила пять дней у знакомых. Здесь же в Сакаово жил ее сын Бекчейтей. (Бекчентай – авт.), но Кисябика не рассказала о встрече с ним на допросе, вероятно, опасаясь за его судьбу.

    Далее путь ее лежал за "Урал-камень". Кисябика больше месяца прожила у "верного" башкирского старшины Мандара. "Верными" называли служивых башкир. Повстанцы в свою очередь именовались "ворами". Узнав, что она была крещена и сбежала, Мандар посоветовал ей вернуться в Екатеринбург, и, дав сопроводительное письмо, отправил подальше от себя.

    Добравшись до Дуванской волости, Кисябика два дня ночевала у родного брата Разге Байрясова. Здесь ее и задержал абыз Махмут Мемеделин, и под конвоем других "верных" башкир отправил в Екатеринбург.

    Кисябика обвинялась "горной властью" в том, что она "живучи в Башкирии, питалась от них, башкирцев, и ела все с ними вместе, и Богу молилась по их Закону, а не по христианскому". А также изорвала то самое сопроводительное письмо "верного" Мандара, не показав его абызу.

    В приговоре от 8 февраля 1739 года говорится: "…оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещеная обасурманилась, учинить смертную казнь — сожечь".

    14 марта того же года генерал Соймонов подписал конфирмацию по делу: "Пойманную башкирку, которая была крещена и дано ей имя Катерина, за три в Башкирию побега и что она, оставя Закон Христианский, обасурманилась, за оное извольте приказать на страх другим казнить смертию — сжечь, дабы впредь, на то смотря, другие казнились" (ГАСО. Ф.24. Оп.1. Д.818. С.243.)

    30 апреля 1739 года в Екатеринбурге вновь запылал костер. Отважная женщина разделила участь башкирского казака Романа Исаева, русского стрелецкого головы Смирного Маматова и других погибших на костре мучеников.

  2. салих7310.04.2010 10:50

    СубханаЛлах! Люди ради религии Аллаха были готовы пожертвовать своей жизнью. Пусть мы и наши дети станем достойными этих шахидов.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: