Максуд Садиков: Если имам следует учению Ваххаба и не призывает к насилию, никто его не должен трогать

Максуд Садиков
Ректор Северо-Кавказского центра исламского образования и науки профессор Максуд Садиков, член Духовного управления мусульман Дагестана, рассказал в интервью журналу "Коммерсант-Власть", как надо решать проблему экстремизма на Кавказе и, в частности, в Дагестане, с которым связаны все последние теракты в России.



Рост популярности ваххабизма в Дагестане в правоохранительных органах считают причиной роста экстремизма. Вам это объяснение кажется правильным?



Давайте сначала небольшой экскурс. Ислам состоит из четырех религиозно-правовых школ (мазхабов). Это школа имама Абу Ханифа, имама аш-Шафии, имама Малика ибн Анаса и имама Ханбаля. Мы, дагестанцы, – последователи шафиитской школы. В Татарстане и Башкортостане распространен ханафитский мазхаб. Между этими мазхабами нет противоречий, они дополняют друг друга. Когда мы приезжаем в Мекку, там миллионы людей – и невозможно посещать мечеть, не дотронувшись до женщины. По мазхабу имама Шафии, если я дотронулся до женщины, портится омовение, я должен снова совершить его и после этого делать намаз. А по имаму Ханифе, если я дотронулся до женщины случайно, омовение не портится. Приезжая в Мекку, мы входим в систему мазхаба имама Абу Ханифы. Вот такие возможности дают нам мазхабы.



Что касается учения аль-Ваххаба, в этом учении есть вещи, установки, которые выходят за рамки мазхабов. Они не признают суфизм, к примеру. Суфиями были все крупные ученые, имамы мазхабов. Суфизм – это тарикат, путь к Богу. Это определенные технологии, которые помогают приблизиться к нему.



А учение аль-Ваххаба эти технологии отвергает. Оно говорит: суфизм – это то, чего не должно быть в исламе. Они считают суфизм куфром – выходом за рамки ислама. Они не считаются с имамами, руководителями религиозно-правовых школ. То есть, по их мнению, наш ислам – это вообще не ислам. Они оскорбляют чувства наших верующих. Если бы они спокойно жили – ради Бога. Но если ко мне приходит кто-то и говорит: ты не верующий, ты многобожник, – меня это оскорбляет. А они не просто говорят, что я не такой, как они, они делают это с автоматом в руках. И говорят, что если я не буду верить как они, они меня убьют. И убивают. Имамов, алимов убивают. В прошлом году троих убили. Вот недавно в Кизилюрте убили имама мечети – человек после намаза шел домой. В исламе нет принуждения, каждый молится и верит по своему желанию, а не насильно. В Дагестане ислам столетиями существует вместе с суфизмом – и когда кто-то называет наш ислам куфром, он создает конфликт.



В рамках учения аль-Ваххаба отношение к покойнику другое, отличное от того отношения, которое есть в рамках обычного ислама. Скажем, мы хороним человека и во время похорон читают суры Корана, обращаются к Всевышнему за помощью для этого покойника, раздают милостыню за душу умершего. А ваххабиты говорят: ничего этого не надо, он умер – и конец, его можно просто засыпать землей. Тоже конфликт! И таких моментов немало. Но самое опасное в этом учении, точнее, в том учении, которое распространено у нас на Кавказе, – позволение убить немусульманина и забрать себе его богатство.



Разве это есть в самом учении аль-Ваххаба?



Это то, что вытекает из действий и высказываний его современных последователей на Кавказе. Ваххабитское учение стоит против традиционного учения. То, что оно против, не страшно. В исламе плюрализм мнений – это нормально. Только когда это плюрализм за столом: сели за стол, достали книги, дискутируем. Но они за стол не садятся, они сидят на интернет-сайтах, они используют СМИ, они пропагандируют в лесах и в городском подполье – и с ними поговорить невозможно. Духовенство наше просит: "Давайте сядем и обсудим проблемы. Всевышний создал нас разными. Это не повод воевать друг с другом. Раз он нас создал разными, значит, у нас разное мышление. Это для того, чтобы отточить свой ум друг о друга и прийти к истине". Но они не хотят.



А чем они так привлекают людей?



Они привлекают молодежь. Основная часть этих так называемых ваххабитов – молодежь в возрасте от 16 до 25 лет. Насколько они знают учение аль-Ваххаба? Насколько они вообще знают ислам? В том-то и дело, что они знают это очень плохо. Мы в вузе учим людей пять лет, и то далеко не все усваивают материал. А тут вдруг за две недели человек становится таким ярым последователем, что готов умереть за ислам. Как? Те люди, которые занимаются вербовкой молодежи через интернет или лично, владеют методами убеждения, даже психозомбирования. А вот метод воздействия через религиозное знание там незначителен. И они кого попало не вербуют. Они ищут нормальных, вполне светских ребят, особенно же они ищут девушек приятной внешности, и сегодня женская составляющая в этих делах больше, чем мужская. Это ребята с хорошим языком, они умеют говорить красиво, и когда они подходят к ребятам неподготовленным, они сразу психологически выигрывают – красиво говорят, Коран достают и подтягивают на свою сторону. А если вы оказались на той стороне, выбраться уже трудно. Но большая часть молодежи там не из-за веры, не из-за аль-Ваххаба или тариката. Либо это люди с тяжелыми финансовыми проблемами. Либо это люди, имеющие очень плохие отношения с органами правопорядка. Либо люди, недовольные властью.



И как вы предлагаете с ними поступать?



Проблема в том, что это не арабы, которые выполнили заказ и уехали, а наши ребята. Духовенство должно с ними общаться, должен быть диалог. Но они не хотят идти на контакт. А идти в леса наше духовенство не готово – потому что идти туда надо с автоматом. Или это будет самоубийством.



А как вы им объясните, что их убеждения неверны? Что взрывать себя и убивать других нельзя? Они ведь считают, что становятся так шахидами и попадают прямо в рай.



Самое главное – чтобы мы могли сесть за стол. И выяснить, в чем расхождения. Мы должны им объяснить, что обзывать кяфирами (безбожниками – "Власть") единоверцев нельзя. Оскорблять людей нельзя ни в одной из религий. Пророк Мухаммад говорил, что в рамках ислама будет 73 ответвления. И там не говорится, что эти 73 ответвления должны воевать друг с другом. Они должны состязаться на предмет того, кто более богобоязнен, кто ведет более правильный образ жизни, а не кто совершает преступления против общества. Состязание по созидательным делам во имя Аллаха, а не убийства во имя Аллаха. Как же вы любите Аллаха, если совершаете такой грех с его именем на устах? Ведь убийство с именем Аллаха дискредитирует весь ислам.



Почему в Саудовской Аравии ваххабизм не приносит столько проблем, сколько в России?



Там это религия государства. У них там нет проблем только потому, что они внедрили эту идеологию полностью. Там ведь нет другого мнения. И не таким уж мирным путем это произошло. Эту историю мы знаем, но нет смысла ее обсуждать – факт, что есть государство с такой религией. И с этим государством весь мир сотрудничает. И мы тоже должны жить с ними в контакте. В России далеко не все люди, называющие себя ваххабитами, ими являются. Те, кто совершает преступления и взрывает людей, – это не ваххабиты. И это не мусульмане. Это преступники.



Но ведь в Саудовской Аравии не убивают иноверцев? Я пытаюсь понять, почему там ваххабиты не совершают противоправных действий.



Там недопустимо такое отношение к иноверцам, потому что иноверцы перестанут туда ездить, с этим государством перестанут общаться, это разрушит экономику и само государство. По исламу, если в государстве есть иноверцы, государство обязано их опекать и дать им полную свободу вероисповедания. Но вы правы: то, что мы здесь называем ваххабизмом, это не есть чистый ваххабизм. Тут много вещей, выходящих за рамки учения аль-Ваххаба. Дагестанский экстремизм – это особый предмет изучения. Нельзя все кидать на учение аль-Ваххаба. И мы тоже не правы, когда всех экстремистов причисляем к ваххабитам.



Это ведь началось давно, когда правоохранительные органы стали их притеснять. У них же были свои мечети, которые просто зачищали во время намаза.



Нет у них своих мечетей.



Мне некоторые милиционеры говорили, что мечеть на улице Котрова в Махачкале – ваххабитская.



Это примитивное мышление, ярлык. Если вы пойдете на намаз в эту мечеть, вы увидите там и тех и других.



А если имам – ваххабит, его проповедь отличается от проповеди обычного имама?



Только если его проповедь касается какой-то конкретной темы. А так – трудно. Ислам говорит: если у меня есть сосед – иудей, христианин, немусульманин, – я обязан думать о нем, чтобы у него все хорошо было. Если у него праздник, я должен его поздравить, если он голодный, я не должен быть сытый. А что говорят последователи учения аль-Ваххаба? Если он иноверец, значит, его можно убивать, обкрадывать и так далее. Это выходит за рамки ислама. А ведь по исламу грех, совершенный против немусульманина, более тяжкий, чем грех, совершенный против мусульманина. Потому что в Судный день немусульманин скажет: вот такой-то мусульманин сделал мне такое-то зло, и я понял, что ислам – это экстремистская религия, и поэтому не стал мусульманином и других отговорил. А внутри ислама: совершил преступление, обидел кого-то – ну ничего, как-то разберемся внутри. А в том случае уже не разберешься: этот человек отошел и больше к тебе не придет.



Вы сказали, что у правоохранительных органов часто примитивный подход к ваххабитам.



В этой среде очень много безграмотных людей, которые работают не на пользу страны. Ваххабизм – это не преступление, и если кто-то из имамов следует учению аль-Ваххаба и не призывает к насилию, никто его не должен трогать. Правоохранительные органы должны наказывать людей по принципу, совершили они преступление или нет. Но я не знаю, как они вычисляют ваххабитов, если даже нам трудно это сразу определить.



А если в отношении мусульманина совершено какое-то преступление, он имеет право отомстить обидчику?



Если в отношении мусульманина, его жизни, его собственности, его семьи, его родины совершено посягательство, он обязан ответить на это. Если в дом мусульманина приходит человек с насилием, мусульманин имеет полное право ответить, даже до физического уничтожения. Если на страну мусульманина нападают извне, его долг – выйти и встать на защиту отечества. Вот когда со стороны Чечни пришли вооруженные Басаев и Хаттаб, наших верующих не спрашивали, хотят они или не хотят, – сами стали вооружаться, достали оружие, создали отряды ополченцев и пошли. Потому что защита отечества – это долг мусульманина.



А если в дом к мусульманину пришли сотрудники правоохранительных органов, оскорбили жену, ударили отца, как это часто бывало в Чечне, Дагестане, Ингушетии, – он должен отомстить обидчикам?



Если я сам совершил преступление и за это преступление меня преследуют, значит, я дал повод – и они выполняют то, что положено, даже в рамках шариата. А если вы пришли ко мне, к человеку, который ничего не сделал, и начали издеваться, то ответить вам я обязан, у меня нет другого выхода. Это шариат. Но оружие и насилие – это самый последний метод. Если я вижу, что с человеком можно говорить, я не имею права поднять на него руку. То, что они делают, взрывая милиционеров, взрывая мирных людей, вызывает ответную реакцию против всех мусульман.



Может, стоит повышать грамотность в вопросах религии среди сотрудников органов правопорядка? Чтобы они не считали всех женщин в платках террористками?



Это самое лучшее, что мы можем сейчас сделать. Мы об этом и говорим: господа чиновники, давайте проведем курсы по переквалификации с обязательным изучением основ ислама. Бояться ислама не надо. В нем нет ничего опасного для общества. Наше общество безграмотно в религиозном плане. Милиционер должен быть грамотным, чтобы не оскорблять своими действиями людей, к которым он приходит домой. Судья должен быть грамотным, иначе как он определяет, что литература является экстремистской? А вы знаете, как сегодня это определяют? Если в книге написано, что ислам – это единственно правильная религия, значит, книга экстремистская. Но это же глупость. Разве в Библии такого не написано? И если верующий не верит, что его религия – единственно верная, то в чем же смысл его веры?



Как вам кажется, почему именно в Дагестане такая сложная ситуация с экстремизмом?



Это сложный вопрос. Все началось в конце 1980-х, как только открыли границы. Мы были слишком беспечными тогда. А когда они уже начали создавать здесь свои шариатские государства, мы опомнились. Почему они поехали именно сюда? Здесь даже в советское время не было атеизма. У Дагестана вообще особая история. Уже к 733 году были мечети в Дербенте. А в 1600 году здесь было первое медресе (среднее исламское учебное заведение при мечети – "Власть"). Одно из первых в исламском мире. В Дагестане даже в период советского атеизма традиция обучения и преподавания не прерывалась. Она просто принимала другие формы – в подвалах, горах, лесах. В Татарстане и Башкирии сохранять такую традицию было невозможно, им некуда было прятаться. А здесь прятались. В начале 1990-х, когда законы изменились, нам оставалось только легализовать то, что мы имели. Но к тому времени эти пришлые проповедники уже завладели умами части людей.



А вы считаете, что развитие традиционного ислама – это защита от экстремизма?



Конечно. Если тебе никто не запрещает жить и исповедовать ислам, то в чем проблема? В Дагестане есть все условия для верующих, которые позволяют жить в рамках шариата. В Дагестане 13 исламских высших учебных заведений. Всего в России – 17. В России около 5 тыс. мечетей, а в Дагестане более 2,5 тыс. 80% паломников в Мекку из России – дагестанцы. Мечети есть в каждом населенном пункте. Проблема одна – безграмотность. И этой безграмотностью манипулируют определенные силы. Просто нашим органам безопасности надо заниматься безопасностью, а религией пусть занимаются духовные управления. Но один Дагестан проблему экстремизма уже не решит. Ее надо решать на общероссийском уровне. Должен быть комплексный подход: и работа с правоохранительными органами, и работа духовных управлений с молодежью, и борьба с безработицей, развитие правовых институтов, которые будут человека защищать. Вот тогда человек не пойдет с оружием решать свои проблемы.



"Коммерсант-Власть"

Автор: Ольга Алленова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

yusuf 13 Апреля 2010г.
Ответить

_QUOTEМаксуд Садиков: Если имам следует учению Ваххаба и не призывает к насилию, никто его не должен трогать А что конкретно подразумевается под насилием? Очевидно, имеется ввиду, применение физической силы... а если Шариатом установлено физическое наказание за нарушение закона Аллаха, как быть? Надо оставлять Шариат и следовать словам Максуда Садикова или чему-то другому? Давайте для примера составим цепочку возможных событий: ...
Читать дальше

Sanan 13 Апреля 2010г.
Ответить

Салам Алейкум! Статья интересная, по комментам видишь что на Islamnews большинство ваххабы. Как яро защищают Мухаммада ибн Абд аль Ваххаба. Прикольно. Я лично с этими "муслимами" общался и большая часть что в статье написано есть ПРАВДА. Аллах все видит, кто прав кто не прав, только не надо одеяло на себя тянуть, что мол мой махзаб самый-самый...

Kochevnik 13 Апреля 2010г.
Ответить

yusuf: _QUOTEЕсли все мы, дружно, будем держаться Корана и Сунны и отвергать остальную ересь, все будет отлично! Ti prav brat, Esli ! i eto esli budet s nami do mogili! Ya uveren, esli bi vse eti spori i razdori v Dagestani bili bi tolko radi VSEVISHNEGO ALLAHA, takix posledstviy ne bilo bi nikogda!

mslm 13 Апреля 2010г.
Ответить

С суфистами действительно нужно вести диалог, но на Кавказе не кому его вести. Недавно смотрел запись с Багауддином, где хабашиты пытались с ним спорить, а он молчал. Потом один из этих хабашитов - Ахмад Тамим (муфтий Украины)- показал из его (Багаудина) книги место, где тот написал, что Аллах - причина сотворения и т.д. Но ведь Аллах никак не причина, Он творец причины и результата. И как относиться к такому человеку, который даже в таких элементарных вещах путает? Короче все в свое время постарались. Мы, кавказцы, очень горячий народ))) и нас легко спровоцировать, к сожалению.

tavhid 13 Апреля 2010г.
Ответить

Ассаламу Алайкум, люди я прошу вас не верьте тому что говорят эти суфисты, конечно же перед ними стоит конкретная задача продвинуть свою идеологию, и полностью опорочить тех кого они называют "вахабитами".И конечно же они будут говорить все что угодно лишь бы люди последовали за ними, но если человек хочет найти истину он будет ее искать везде, а не будет смотреть на нее через призму одного человека. Например если я хочу принять Ислам, я же не буду священника спрашивать про него конечно же он не скажет мне про него ничего хорошего. Так же что говорит этот человек многое не правда, по...
Читать дальше

Mitad-1 13 Апреля 2010г.
Ответить

Yusuf prav,tochki po prodazhe alkogolya,publichn.doma i podobnie istochniki harama dolzhni unichtozhatsya. Snachala delaetsya mirnoe preduprezhdenie, esli ne poluchaetsya,prinimayutsya drugie meri.

yusuf 12 Апреля 2010г.
Ответить

_QUOTEKochevnikEsli u 4eloveka strast k 4emu libo, to on vse sdelaet lish bi dostat ob"ekt strasti. nuzhno borotsya so strastyami, a ne s ob"ektom strasti. ya tebe 1 primer privedu, brat: v Saudii naprimer, alkogol zapreshen, ti tam nigde ne naydesh magazin prodayushiy spirtnoe ili publi4niy dom, no saudiyci so slabim omanom v poiskax alkogolya i veselya edut v sosednie strani (OAE, naprimer), gde netrudno nayti vse eto! Согласен брат, человек со с...
Читать дальше

Mitad-1 12 Апреля 2010г.
Ответить

Uvazhaemiy zdes' stol'ko nagovoril,ya dazhe zatrudnyayus' soschitat',skol'ko raz on sdes' "nagovoril". Hotya bi- vse imami bili sufiyami??????? Ili...iz MOEY Ummi VIYDET 73, vrode esli ne oshibayus govoritsya slovo VIYDET,znachit otdelitsya,oni zhe traktuyut chto ne viydet. I voobsh'e brat pravil'no skazal,oni sami izbegayut dialoga. Pri obsh'enii nachinayut oskarblyat',grubit',govorit',chto ti wagabist. Ya dazhe snach. ne ponyal kakoy wagabist? Okazivaetsya imel v vidu wahhabist,ne smotrya na to chto ya i vobsh'e ne z...
Читать дальше

mslm 12 Апреля 2010г.
Ответить

_QUOTEa ti sam kak rasscenivaesh deystviya nashey molodezhi,kotoraya podderzhivaet tex izvestnix li4nostey? Вроде из моего поста видно, как я к этому отношусь. Разве нет? Я отношусь к этому как к смуте, в которой больше всего страдают сегодня именно мусульмане. Однако говорить, что тут повинны только те, кого в те 90-е назвали "ваххабитами" было бы наивно. Тут и местные "традиционалисты"- такие же невежды - свою лепту внесли.

gabdelhack 12 Апреля 2010г.
Ответить

Пророк Мухаммад говорил, что в рамках ислама будет 73 ответвления. И там не говорится, что эти 73 ответвления должны воевать друг с другом. Они должны состязаться на предмет того, кто более богобоязнен, кто ведет более правильный образ жизни Я так понимаю, что Максуд Садиков призывает мусульман оставаться разделенными на 73 мазхаба, но в Кур'ане даже к людям писания призыв объединиться с мусульманами: 3/64. Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаки...
Читать дальше

nabi 12 Апреля 2010г.
Ответить

Еще один вопрос, который поднимает Максуд в своем интервью - обряды похорон. СубханаЛлагь, нельзя же так бессовестно клеветать! Побойся Аллагьа! Никто не говорит, что умершего мусульманина надо бросить в яму и закопать. Наоборот, те, кого они называют ваххабистами, просят чтобы хоронили мусульман по всем канонам Шариата. И у Аллагьа можно просит за души умерших мусульман и милостыня. А вот читать Коран на могилах - это спорный вопрос. И это не из Сунны святого Пророка (мир ему). Точно также нельзя совершать намаз на могилах. Все это запрещено. Когда открыто об этом говори...
Читать дальше

Kochevnik 12 Апреля 2010г.
Ответить

Waaleykum Assalam, mslm. _QUOTEУ нас на Кавказе действительно молодежь ничего не знает ни о щайхе М. бин Абдуль-Ваххабе, ни вообще об Исламе. Одной "искренности" мало. a ti sam kak rasscenivaesh deystviya nashey molodezhi,kotoraya podderzhivaet tex izvestnix li4nostey?

Kochevnik 12 Апреля 2010г.
Ответить

_QUOTEА если нет этого магазинчика с запретным - шайтан в проигрыше! Esli u 4eloveka strast k 4emu libo, to on vse sdelaet lish bi dostat ob"ekt strasti. nuzhno borotsya so strastyami, a ne s ob"ektom strasti. ya tebe 1 primer privedu, brat: v Saudii naprimer, alkogol zapreshen, ti tam nigde ne naydesh magazin prodayushiy spirtnoe ili publi4niy dom, no saudiyci so slabim omanom v poiskax alkogolya i veselya edut v sosednie strani (OAE, naprimer), gde netrudno nay...
Читать дальше

yusuf 12 Апреля 2010г.
Ответить

Kochevnik, _QUOTEVse eto delaetsya, potomu4to est spros!!! borba s oruzhiem protiv etogo, ne samiy lu4shiy metod. nuzhno spokoyno prosveshat lyudey, a ne ubivat ix i lishat shansa ispravit'sya. eto vse elementarno, brat. А спрос на алкоголь и всякую нечисть всегда будет, брат. Когда давался Шариат, подразумевалось, что до Судного дня будет спрос на запретное. И, соответственно, Шариат дан, чтобы бороться с этим спросом на запретное. Иначе, зачем...
Читать дальше

mslm 12 Апреля 2010г.
Ответить

Ассаляму алайкум. _QUOTEА что говорят последователи учения аль-Ваххаба? Если он иноверец, значит, его можно убивать, обкрадывать и так далее Это неправда. Жизнь и имущество кафира, находящегося в мусульманском государстве под защитой, неприкосновенна (харам). Так же харам муслиму, въехавшему к кафирам (соответственно он заключает договор с ними), поступать вероломно и нарушать права живущих там людей. У нас на Кавказе действительно молодежь ничего не ...
Читать дальше

Kochevnik 12 Апреля 2010г.
Ответить

_QUOTEВо-первых, учение Мухаммада ибн Абд аль Ваххаба никоим образом не противоречит ни одному из мазхабов, а наоборот его последователи признают все четыре мазхаба и не видят ничего плохого в том, чтобы мусульмане следовали какой-либо правовой школе (доктрине). Во-вторых, последователи Мухаммада ибн Абд аль Ваххаба не отвергают суфизм, если под ним понимать борьбу с болезнями сердца, искренность, самосовершенствование, частое поминание Аллаха и т.д. --------...
Читать дальше

Kochevnik 12 Апреля 2010г.
Ответить

у них во дворе продают алкоголь,в городах проституция,на свадьбах творят свинство... но не трогайте вы тех, кто борется со злом и свинством! ----- Vse eto delaetsya, potomu4to est spros!!! borba s oruzhiem protiv etogo, ne samiy lu4shiy metod. nuzhno spokoyno prosveshat lyudey, a ne ubivat ix i lishat shansa ispravit'sya. eto vse elementarno, brat.

yusuf 12 Апреля 2010г.
Ответить

Раздражают некоторые люди, которые из-за всех сил пытаются показать кафирам свою мягкость, даже нежность, что ли. "Мол, смотрите, какие мы хорошие!" А где шариат?! Где довольство Аллаха?! Кто-то защищает конституцию с оружием в руках (дагестанские правоохранительные органы), а кто будет защищать законы Аллаха? Хорошо, так называемые, "нежные" этнические мусульмане, смирились тем, что у них во дворе продают алкоголь,в городах проституция,на свадьбах творят свинство... но не трогайте вы тех, кто борется со злом и свинством!

munis 12 Апреля 2010г.
Ответить

_QUOTEВо-первых, учение Мухаммада ибн Абд аль Ваххаба никоим образом не противоречит ни одному из мазхабов, а наоборот его последователи признают все четыре мазхаба и не видят ничего плохого в том, чтобы мусульмане следовали какой-либо правовой школе (доктрине). странно, почемуто наши (в Таджикистане) псевдосалафиты так несчитали.

nabi 12 Апреля 2010г.
Ответить

Во-первых, учение Мухаммада ибн Абд аль Ваххаба никоим образом не противоречит ни одному из мазхабов, а наоборот его последователи признают все четыре мазхаба и не видят ничего плохого в том, чтобы мусульмане следовали какой-либо правовой школе (доктрине). Во-вторых, последователи Мухаммада ибн Абд аль Ваххаба не отвергают суфизм, если под ним понимать борьбу с болезнями сердца, искренность, самосовершенствование, частое поминание Аллаха и т.д. Но в Дагестане суфизм - это в большей части ширк и нововедения! В этом может убедиться любой желающий, если на то есть воля Аллагьа....
Читать дальше

Яндекс.Метрика