С мусульманским именем опасно ехать в США

Рахин Ибрагим получила степень кандидата наук в Стэнфорде, но не смогла вернуться в США для участия в судебных заседаниях по своему иску

Рахин Ибрагим получила степень кандидата наук в Стэнфорде, но не смогла вернуться в США для участия в судебных заседаниях по своему иску

Теги:



1
16 Апреля 2010г. (02 Джумада аль-уля)
Рахина Ибрагим, аспирантка Стэнфордского университета, приехала в международный аэропорт Сан-Франциско со своей 14-летней дочерью, чтобы утренним рейсом отправиться домой, в Малайзию. Она попросила, чтобы ей предоставили коляску, так как недавно перенесла гистерэктомию.



Вместо этого на Ибрагим надели наручники, ее обыскали и посадили в камеру. Оказывается, кассир билетной кассы обнаружил ее имя в «черном списке» пассажиров, которым запрещено летать.



Задержание Рахины Ибрагим сопровождалось множеством звонков в полицию, Федеральное бюро расследований и министерство национальной безопасности США. Через два часа после отправления ее рейса Ибрагим была отпущена. Объяснений ей не дали. На следующий день она улетела в Малайзию.



Немного позже женщина попыталась вернуться в США и выяснила, что ее виза была аннулирована. А когда она подала жалобу на то, что ее включили в список потенциальных террористов, единственным ответом властей стало письмо, в котором было сказано, что ее дело пересмотрено, и все необходимые изменения были внесены в списки. Вот только пришло письмо через год.



Каждый год тысячи людей попадают в машину поиска террористов. Некоторые из них – жертвы компьютерного сбоя или путаницы с фамилиями, которых достаточно, чтобы сделать путешествие в Соединенные Штаты невозможным.



«Федеральное правительство в полном составе выступает за внесение людей в списки, – сказал заместитель директора Национального центра по борьбе с терроризмом Рассел Траверс на недавних слушаниях в сенате. – До попытки взорвать самолет Амстердам – Детройт мне никто ни разу не сказал, что список слишком мал». Теперь, добавляет он, «список растет и продолжит расти».



Процесс принятия решений по внесению в список засекречен: людям никто не скажет, входят ли они в этот список, почему они в нем и даже вычеркнули ли их из него. Секретность, говорят чиновники, не дает террористам возможности сориентироваться. Но защитники гражданских свобод утверждают, что она помогает скрывать ошибки и не дает людям, внесенным в «черный список» по ошибке, права получить компенсацию.



Теперь, спустя пять лет после ареста Ибрагим у билетных касс авиакомпании United Airlines, поданный ею иск пробивает брешь в этой стене секретности. Хотя судьи отказали в подаче многих сходных исков, федеральный апелляционный суд разрешил рассмотрение ее дела. Это открыло новую юридическую стратегию по борьбе с внесением в «черный список». В декабре судья федерального суда обязал правительство раскрыть информацию о задержании Р. Ибрагим.



44-летняя Ибрагим – мусульманка, приехавшая в США изучать строительное дело. Ее случай произвел на ее коллег в Стэнфорде большое впечатление. «Из всех людей, кто мог бы оказаться в списке подозреваемых в терроризме, она – одна из последних», – говорит ее научный руководитель Рэймонд Левитт.



У судьи, рассматривавшего ее иск, тоже возникли сомнения.



«Мне кажется, что это была колоссальная ошибка, и они приняли ее не за того человека», – сказал судья окружного суда США в Сан-Франциско Уильям Алсуп на слушаниях в декабре.



Власти не говорят, почему они заинтересовались Ибрагим. «За неделю до ее рейса в Малайзию в январе 2005 года к ней пришли два агента ФБР, – рассказывает ее адвокат Марва Элзанкали. – Они утверждали, что вообще не знают, почему пришли с ней разговаривать, и просто задали ей несколько общих вопросов о ней, о семье, работе, о том, не собирается ли она путешествовать, об учебе».



Когда кассир в аэропорту обнаружил ее имя в «черном списке», он позвонил в полицию Сан-Франциско. Полицейские связались с Управлением транспортной безопасности в Вашингтоне. Трубку взял дежурный офицер United States Investigations Center – одной из частных компаний, нанятых управлением для работы в своем круглосуточном оперативном центре.



Согласно полицейскому протоколу, дежурный офицер велел полицейским «отказать Ибрагим в покупке билета, связаться с ФБР и задержать ее для выяснения обстоятельств». Она была отвезена в полицейский участок. Там ее обыскали и заключили в камеру. Наконец, агент ФБР сказал полицейским отпустить ее, добавив, что ее переведут в список дозволенных лиц и что она может лететь домой.



В ярости Ибрагим решила подать иск о незаконном аресте. Но закон о создании Управления транспортной безопасности сделал подачу исков против него практически невозможной.



Вместо этого Ибрагим сосредоточилась на Центре по поиску террористов ФБР, не обладающем такой юридической защитой.



«Если бы ваше имя или имя кого-либо в этом зале суда было внесено в этот список, мы бы сильно пострадали, – сказал председательствующий судья Алекс Козински на слушаниях в апреле 2008 года. – И мы хотим иметь возможность прийти к нашим властям и, возможно, в наши суды и сказать: «Слушайте, я не должен быть в этом списке».



Тем временем Ибрагим получила степень кандидата наук в Стэнфорде, но не смогла вернуться в США для участия в судебных заседаниях по своему иску.



В марте она заключила мировое соглашение с полицией Сан-Франциско и компанией United States Invesitgations Services, которые выплатили ей $225 000. Она продолжает вести дело против федеральных властей.



"Новая газета"

Автор: Майк МакЭнтайр

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

python339 16 Апреля 2010г.
Ответить

http://slon.ru/blogs/samorukov/post/350704/

Яндекс.Метрика