Информационное
агентство России
-4°C
23 ноября, 21:45

Человек между сотворением и эволюцией

muh
Человек между сотворением и эволюцией
Человек, согласно Корану, был создан из землистого вещества

Коран умалчивает о природе процесса, в ходе которого человеческое тело приобрело свою окончательную форму. Было ли оно создано мгновенно, или же формировалось в процессе эволюции?

В последние годы дебаты о преподавании религиозной концепции появления человека в школах усилились. Некоторые христиане утверждают, что в учебных заведениях креационизм должен преподаваться бок о бок с теорией эволюции. Не так давно мусульманские мыслители подхватили эту идею, в том числе, турецкий ученый Харун Яхья.

Но, на мой взгляд, призыв к принятию теорий современного креационизма должен восприниматься с осторожностью. Не только потому, что он ставит под вопрос научные исследования, нацеленные на проверку метафизических гипотез с помощью научной методологии (а это всегда поддерживалось и поощрялось Исламом), но и потому, что он может оказаться противоречащим фактам, на которые ссылается сам же Коран. Как бы странно это для кого-то не звучало.

Несомненно, ни одному из людей не довелось увидеть своими глазами начало человеческой жизни. Мы – представители вида, чье происхождение исчисляется десятками, если не сотнями тысяч лет.

Множество теорий о происхождении человечества можно поделить на 2 большие группы – условно говоря, сотворение и эволюция. Эволюционная теория широко поддерживается учеными сферы естествознания, пытающимися воссоздать начальный момент человечества путем отслеживания доисторической жизни животных, выискивая общие биологические черты у всех живых существ для доказательства общего происхождения и общей для всех эволюции. Они утверждают, что человек возник из общей жизни животного мира в процессе «естественного отбора».

Последователи монотеистических религий, однако, следуют концепции сотворения человечества – жизнь появилась с созданием первого мужчины Адама и его спутницы. Коран описывает появление человека в форме диалога между Богом и ангелами: «Расскажи им (о Мухаммад!), как твой Господь возвестил ангелам: «Я сотворю человека — Адама — да будет мир ему! — из глины. Когда Я его создам и вдохну в него секрет жизни — дух – поклонитесь ему в знак уважения и приветствия!» (38:71-2).

Другой аят Корана дает похожее, но более подробное описание того, как глина, из которой было сформировано человеческое тело, прошла через органическую трансформацию и превратилась в пахучую и потемневшую субстанцию: «И вспомни, о Пророк, начало творения, когда твой Творец — Господь миров — объявил ангелам: «Поистине, Я сотворю человека из пахучей густой глины, отлитой в форму и меняющей свой цвет. Когда придам ему совершенную форму, завершу его создание, и вдохну в него душу, которая принадлежит Мне, поклонитесь ему, почитая и приветствуя его» (15:28-29).

Человек, согласно Корану, был создан из землистого вещества, смешанного с водой, и оставлен так на некоторое время, пока он проходил процесс трансформации и превращался в пахучую и темную субстанцию, т. е. предполагается некий органический процесс. Эта преобразовавшаяся глина затем была вылеплена в человеческую форму, в которую Всевышний и вдохнул душу.

Коран умалчивает о природе процесса, в ходе которого человеческое тело приобретало свою окончательную форму. Было ли оно создано мгновенно, или же формировалось в процессе эволюции?

Ясно одно, что таким образом Коран помещает вопрос о происхождении жизни в сферу естественных наблюдений, а не фиксированной теоретической истины. Поэтому исследование истории создания человека относится к области научных наблюдений, а не к теологии.

«Скажи (о Пророк!) этим опровергающим твой призыв: «Ступайте по земле и посмотрите на то, что Аллах сотворил на земле из разных существ, и посмотрите на следы тех, кто был до вас, после того как они погибли и их дома опустели. Вам следует знать, что Аллах Своей мощью вновь воссоздаст все это в дальней жизни» (29:20).

Коран описывает процесс создания человека как сложный и многофазовый процесс, в ходе которого человеческое существо проходит различные этапы развития, прежде чем появиться на свет в человеческой форме. Вышеприведенные аяты из 15-й суры характеризуют процесс «вылепливания в форму» или «тасвийя» как завершающий этап создания человека. В 7-й же суре Корана характеризуются 2 фазы создания человека – акт создания и процесс придания формы: «Мы сотворили вашего праотца Адама и дали ему определенный образ, затем повелели ангелам: «Поклонитесь Адаму!» Все поклонились ему, повинуясь своему Господу, кроме Иблиса, который не повиновался и был из непоклонившихся» (7:11).

На самом деле Коран описывает человеческую жизнь как постоянно меняющуюся на разных стадиях, как принимающую различные формы, начиная с примитивной земляной структуры, пыли, через многочисленные этапы развития в матке женщины, через стадии развития, начиная с младенчества до взрослости, до старости и смерти.

«О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении после смерти, то поразмыслите о том, как Мы сотворили вас — это является доказательством Нашей мощи в воскрешении. Ведь Мы сотворили вас из праха, потом из капли семени. Через определенное время Мы превратили ее в сгусток крови, затем Мы его превратили в кусок плоти, частично имеющий сформированный облик человека или еще частично не сформированный облик человека.

Это является знамением Нашего могущества в творении и его процессе — переходе из одного состояния в другое. Мы выводим из утроб, что желаем, и помещаем в утробах, что желаем, до назначенного срока — до завершения беременности, — и тогда Мы выводим вас из утроб матерей младенцами. Потом растим вас, чтобы вы достигли зрелости ума и силы.

Одни из вас, по повелению Аллаха, будут упокоены в молодости, другие достигнут глубокой старости, когда знания и разум покинут их. Поистине, Тот, кто сотворил вас таким образом, может воскресить вас после смерти. Другие знамения также подтверждают могущество Аллаха и Его силу, способную воскресить вас. Вы видите сухую бесплодную землю, а когда Мы низведем на нее воду, она оживляется, приходит в движение и набухает благодаря воде и воздуху, которые проходят через нее, и тогда она выращивает всякие прекрасные растения, которым человек радуется» (22:5).

Здесь, на мой взгляд, можно увидеть четкий намек на эволюционный характер сотворения – вначале жизнь начинается с пыли, затем превращается в клетку (сперматозоид), который в матке формирует сгусток (‘аляка), обрастающий костями и затем плотью. В то время как описывающийся здесь процесс относится главным образом к развитию плода в утробе матери, Коран начинает свое описание роста плода с земляной пыли, тем самым предполагая некий эволюционный процесс, участвовавший в сотворении первого человека.

Это предположение по ходу приведенного аята подкрепляется дополнительными доводами – Коран далее описывает процесс возрождения растительной жизни в пустыне в сезон дождей. А возвращение жизни в мертвую пустыню после ливневых дождей – постепенный и относительно медленный процесс, связанный с ростом растительности.

Хотя Коран описывает целенаправленный акт сотворения человека, он, в принципе, не исключает возможности эволюционного биологического процесса, ведущего к завершению и физическому созреванию человека. Согласно Писанию, людей отличает от животных главным образом не биологическое развитие человеческого тела, а моральный, интеллектуальный и духовный потенциал человеческой души. Человеческая жизнь имеет достоинство, уникальное в своем роде, достоинство, коренящееся в человеческой духовности, а не биологии.

Споры о сотворении и эволюции ведутся очень энергично. Да, мусульмане имеют полное право поставить под вопрос ту концепцию эволюции, которая пропагандирует бесцельность процесса зарождения жизни, в то же время нам не стоит отворачиваться от научных методов, исследующих естественные доказательства происхождения человека.

Д-р Луай Сафи, исполнительный директор Исламского общества Северной Америки (ISNA)

Ислам.ру

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Allushe30.04.2010 0:02

    Вообще-то Адам с Евой спустились из Рая на Землю уже людьми.. значит, какая может быть эволюция? Уже давно теорию эволции разнесли в пух и прах.. Не из каких обезъян мы не произошли. Обезьяны так и остались обезьянами, а некоторые виды животных существуют сейчас в том же облике, что и миллион лет назад. А построить неандертальца из костного конструктора любой дурак может…

  2. Печкин30.04.2010 17:09

    Ты посмотри, прежде всего, на себя, и увидишь, насколько Дарвин был прав.

  3. ahmad_shah30.04.2010 18:32

    Теория эволюции всего лишь теория, в которой очень много нестыковок. Например, Кэмбрийский взрыв — когда в один миг появились сложнейшие живые существа, а до этого периода жизнь была, в основном, представлена одноклеточными — опровергал Теорию эволюции, но потом подстроили Теорию и она стала соответствовать этому научному открытию.

    Проблема с этой теорией в том, что пытаясь объяснить происхождение жизни, эволюционисты начинают влезать в сферу теологии и философии, утверждая, что Теория эволюции доказывает отсутствие Бога или создание человека.

    Это все равно, что объяснив устройство и историю производства компьютера, утверждать, что создателя компьютера нет.

    Мусульманам не стоит отрицать эволюцию, нам нужно де-идеологизировать Теорию эволюции и указывать на очень большое количество слабых мест, а также напоминать, что это только ТЕОРИЯ.

    Хвала Аллаху создателю всего сущего, как прекрасно Он создал все!

  4. ahmad_shah30.04.2010 18:38

    Три ножа в спину дарвинизма
    http://www.ogoniok.com/4941/26/

  5. dari30.04.2010 19:27

    Печкин! На самого себя то ты посмотрел! Небось на свинью похож, Обезьяна хоть примат,оказывается есть ветьвь эволюции,происхождение людишек которых можно объяснить от свиней!, Если обезьяна похожа внешне на человека,свинья внутренне, имеется ввиду анатомия! Вот тут то Дарвин не все усмотрел!!!!!!!!

  6. Mitad-130.04.2010 22:09

    A che Petkin…razve darvin bil neeevreem? Po etomu bolee celesoobraznim bilo bi chtobi ti vzglyanul v zerkalo. Toko smotri bol'she sekundi ne zaderzhivay svoy vzglyad. A to porok serdca,samaya lyubimaya bolezn' sinistov.

  7. Allushe01.05.2010 0:32

    печкин, ну ты — особь, может и особенная. но по себе других не судят. возвращайся на пальму и жуй кокосы.

  8. Alexey03.05.2010 4:39
    _QUOTE
    Allushe
    печкин, ну ты — особь, может и особенная. но по себе других не судят. возвращайся на пальму и жуй кокосы.

    ingenieusement =))

  9. hamos04.05.2010 14:19

    ассалам алайкум. братья, а разве дарвин в предсмертной агонии не отказался официально от своей теории?

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: