Россия – светская страна, и все религии в ней равны. Данное положение законодательно закреплено в конституции страны. Но так было далеко не всегда: длительный период времени – с середины 17 века и до февральской революции 1917 года официальной религией страны на законодательном уровне являлось православное христианство.
Видимо, многим и сегодня хочется вернуться к официальному закреплению господства православного христианства в современной России. При этом стоящие за этими попытками забывают или попросту не хотят помнить исторические примеры того, как подобное положение едва не привело к развалу страны.
Даже отделившись от великого государства, включавшего в себя большую часть территории современной Российской Федерации, Московская Русь с ее численно доминирующим христианским населением вначале относительно слабо притесняла мусульман. Активно проводя прозелитическую политику в отношении финно-угорского языческого населения, она оставляла религиозную свободу для проживавших в государстве мусульман. Основная причина этого явления кроется в высоком социальном статусе мусульман, живших в Московской Руси и других русских княжествах.
По меткому выражению одного историка, «мужик, посаженный на коня, останется мужиком, посаженным на коня». Значительную часть мусульман составляли воины, наделяемые за воинскую службу земельными наделами вместе с живущими на этой земле крестьянами (в источниках еще 18 века слова «христианин» и «крестьянин» писались одинаково «хрестьянин», а понятие «крестьянин» в указанное время обозначало принадлежность не к сельскому труду а к податному сословию). В то же время в русских письменных документах 17 века слово «татарин» относится к «конным воинам восточного происхождения», принадлежащим к определенному привилегированному сословию и исповедующим ислам («и пошел на них с мурзы и татары и угланы и казаки»).
Ярким примером профессионализма мусульманских воинов является битва между ордынским эмигрантом Улуг-Мухаммадом и московским князем Василием Третьим, когда 3 тысячи мусульман разгромили 40-тысячную московскую рать. После этого разбитый Василий Третий стал активно привлекать степняков-мусульман на службу. Естественно, одним из условий службы было не только наделение землей с крепостными, но и сохранение свободы религии для мусульманской знати.
Однако по мере роста влияния церкви возрастало давление на мусульман, вплоть до принятия в Соборном уложении 1649 года статей, запрещающих помещикам-мусульманам владеть крепостными-христианами, а также использовать их наемный труд. Под страхом смертной казни была запрещена и проповедь ислама. (Обращает на себя внимание интересный факт – такого бурного роста территориальных приобретений Московской Руси, как тот, что был в 16 – первой половине 17 века, уже больше никогда не было). Последовало массовое лишение профессиональных воинов-мусульман стабильного источника средств существования.
Вторая подобная волна последовала в 1682 году, после официального присоединения к Москве Касимовского ханства – полунезависимого государственного образования с мусульманской элитой и языческим и христианским податным сословием. В некоторых местностях его крепостных отбирали со всеми землями, в том числе и с теми, на которых располагались собственные помещичьи усадьбы, т.е. людей, годами служивших стране, лишали даже собственных домов.
Этими периодами политика по борьбе с инакомыслием не ограничилась. 23 августа 1731 года была образована печально известная Новокрещенская контора. Основными методами работы конторы в скором времени стали посылки воинских команд, освобождение новокрещеных от рекрутской повинности (в то время в армию призывали практически на всю жизнь) с перекладыванием ее на некрещеных земляков. Использовались также экономические средства давления: освобождение новокрещеных от податей на три года с перекладыванием их опять же на некрещеных земляков. Таким образом отказавшиеся от крещения платили налоги и служили в армии «за себя и за того парня».
Еще одним инструментом «призыва» было освобождение от уголовных наказаний преступников в случае их крещения. Впоследствии эти «новые христиане» серьезно осложнили криминогенную обстановку в обществах, где основным инструментом воздействия было мнение общины (жалобы от депутатов Уложенной комиссии).
С определенного этапа деятельности Новокрещенской конторы начали практиковаться методы массового насильственного отселения верного религиям своих предков населения из деревень, в которых десять процентов жителей было окрещено. Это вызвало массовое обезземелевание татар, оттесненных на неудобья. В массовом порядке разрушались мусульманские мечети и языческие капища.
Вполне естественно, что следствием такой прозелитической политики явилось массовое сопротивление со стороны коренных народов Поволжья, Урала и Сибири.
Ответить
_QUOTEИстория научила нас одному, что ненужно запретить любому религиозному диктату лезть во власть! И мы граждане РФ не позволим ни церкви, ни исламу, ни иудаизму, ни буддизму лезть во власть!
Ответить
рпц всегда доводила и поныне доводит Россию до идиотизма, шовинизма, криминала! вот
Ответить
Очередное доказательство, что история никого и ничему не учит, впрочем, как обычно