Прозелитизм – основной фактор дестабилизации России 18 века

Кадр из художественного фильма "Зулейха". Политика воинствующего прозелитизма была одной из причин краха Российской империи

Кадр из художественного фильма "Зулейха". Политика воинствующего прозелитизма была одной из причин краха Российской империи

Теги:



3
04 Мая 2010г. (20 Джумада аль-уля)
Россия – светская страна, и все религии в ней равны. Данное положение законодательно закреплено в конституции страны. Но так было далеко не всегда: длительный период времени – с середины 17 века и до февральской революции 1917 года официальной религией страны на законодательном уровне являлось православное христианство.



Видимо, многим и сегодня хочется вернуться к официальному закреплению господства православного христианства в современной России. При этом стоящие за этими попытками забывают или попросту не хотят помнить исторические примеры того, как подобное положение едва не привело к развалу страны.



Даже отделившись от великого государства, включавшего в себя большую часть территории современной Российской Федерации, Московская Русь с ее численно доминирующим христианским населением вначале относительно слабо притесняла мусульман. Активно проводя прозелитическую политику в отношении финно-угорского языческого населения, она оставляла религиозную свободу для проживавших в государстве мусульман. Основная причина этого явления кроется в высоком социальном статусе мусульман, живших в Московской Руси и других русских княжествах.



По меткому выражению одного историка, «мужик, посаженный на коня, останется мужиком, посаженным на коня». Значительную часть мусульман составляли воины, наделяемые за воинскую службу земельными наделами вместе с живущими на этой земле крестьянами (в источниках еще 18 века слова «христианин» и «крестьянин» писались одинаково «хрестьянин», а понятие «крестьянин» в указанное время обозначало принадлежность не к сельскому труду а к податному сословию). В то же время в русских письменных документах 17 века слово «татарин» относится к «конным воинам восточного происхождения», принадлежащим к определенному привилегированному сословию и исповедующим ислам («и пошел на них с мурзы и татары и угланы и казаки»).



Ярким примером профессионализма мусульманских воинов является битва между ордынским эмигрантом Улуг-Мухаммадом и московским князем Василием Третьим, когда 3 тысячи мусульман разгромили 40-тысячную московскую рать. После этого разбитый Василий Третий стал активно привлекать степняков-мусульман на службу. Естественно, одним из условий службы было не только наделение землей с крепостными, но и сохранение свободы религии для мусульманской знати.



Однако по мере роста влияния церкви возрастало давление на мусульман, вплоть до принятия в Соборном уложении 1649 года статей, запрещающих помещикам-мусульманам владеть крепостными-христианами, а также использовать их наемный труд. Под страхом смертной казни была запрещена и проповедь ислама. (Обращает на себя внимание интересный факт – такого бурного роста территориальных приобретений Московской Руси, как тот, что был в 16 – первой половине 17 века, уже больше никогда не было). Последовало массовое лишение профессиональных воинов-мусульман стабильного источника средств существования.



Вторая подобная волна последовала в 1682 году, после официального присоединения к Москве Касимовского ханства – полунезависимого государственного образования с мусульманской элитой и языческим и христианским податным сословием. В некоторых местностях его крепостных отбирали со всеми землями, в том числе и с теми, на которых располагались собственные помещичьи усадьбы, т.е. людей, годами служивших стране, лишали даже собственных домов.



Этими периодами политика по борьбе с инакомыслием не ограничилась. 23 августа 1731 года была образована печально известная Новокрещенская контора. Основными методами работы конторы в скором времени стали посылки воинских команд, освобождение новокрещеных от рекрутской повинности (в то время в армию призывали практически на всю жизнь) с перекладыванием ее на некрещеных земляков. Использовались также экономические средства давления: освобождение новокрещеных от податей на три года с перекладыванием их опять же на некрещеных земляков. Таким образом отказавшиеся от крещения платили налоги и служили в армии «за себя и за того парня».



Еще одним инструментом «призыва» было освобождение от уголовных наказаний преступников в случае их крещения. Впоследствии эти «новые христиане» серьезно осложнили криминогенную обстановку в обществах, где основным инструментом воздействия было мнение общины (жалобы от депутатов Уложенной комиссии).



С определенного этапа деятельности Новокрещенской конторы начали практиковаться методы массового насильственного отселения верного религиям своих предков населения из деревень, в которых десять процентов жителей было окрещено. Это вызвало массовое обезземелевание татар, оттесненных на неудобья. В массовом порядке разрушались мусульманские мечети и языческие капища.



Вполне естественно, что следствием такой прозелитической политики явилось массовое сопротивление со стороны коренных народов Поволжья, Урала и Сибири.

Автор: Ахмад Макаров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Давид 17 Октября 2010г.
Ответить

_QUOTEИстория научила нас одному, что ненужно запретить любому религиозному диктату лезть во власть! И мы граждане РФ не позволим ни церкви, ни исламу, ни иудаизму, ни буддизму лезть во власть!

Патриот России 05 Мая 2010г.
Ответить

рпц всегда доводила и поныне доводит Россию до идиотизма, шовинизма, криминала! вот

python339 04 Мая 2010г.
Ответить

Очередное доказательство, что история никого и ничему не учит, впрочем, как обычно

Яндекс.Метрика