Сила мусульманских традиций

Хамза Еникеев всегда желанный гость в домах  жителей села Качалейка

Хамза Еникеев всегда желанный гость в домах жителей села Качалейка

Теги:



2
05 Мая 2010г. (21 Джумада аль-уля)

Качалейка – самое маленькое татарское село в Каменском районе Пензенской области. По старинной легенде оно образовано тремя выходцами из соседнего села Кевдо- Мельситово, избежавшими насильственной христианизации. Для проведения обряда крещения царские опричники согнали тогда татар к местному озеру, которое впоследствии получило название Мендрус.

Тех мусульман, которые кричали: «менда рус», что означает – я русский! – крестили в озере и обращали в православие. Их отпускали по домам и наделяли землями. Тех, которые не оставили истинную веру, утопили. Избежать насильственной христианизации удалось только семьям Еникеевых, Енгалычевых и Сулеймановых. Они поселились в глухом лесу на берегах реки Атмис. Так образовалось новое татарское село, получившее название от слова «качал» – сбежавший. В первые годы имамами для своих жен и детей были основатели семейств. Позднее появилась мечеть. Самым первым муллой села Качалейка стал Абсалям Янаев.

Позже, для внесения христианства, землями в Качалейке наделили боярина Ягодинского. Он привез с собой несколько душ христиан и семь семей крещеных татар. Впоследствии эти татары вновь приняли ислам, вернувшись в свою веру.


- Межнациональных и межконфессиональных конфликтов за всю историю села никогда не было, – рассказал IslamNews местный мулла Хамза Еникеев. – Православные и мусульмане всегда жили дружно. Из трех образовавшихся улиц одна называлась урасша, что означает «русский конец». Жившие там люди без акцента говорили на татарском языке, но отправляли богослужения в храме соседнего села Русская Варежка.

Современная Качалейка поселение небольшое, но по сохранению исламских традиций в Каменском районе самое сильное. По соседству расположен татарский анклав «алты авыл» из шести сел: Решетино, Мочалейка, Кикино, Кобылкино, Телятино, Кутеевка, согласно местным преданиям образованных в первой половине XVIII века. При этом Кутеевка и Решетино находятся на пограничных территориях Белинского и Пачелмского районов. Кстати, в последнем районе есть русское село Титово, где выходцами из села Решетино построена мечеть. Жители села Качалейка, основателями которого являются выходцы из села Кевдо-Мельситово, так же считают себя полноправными членами татарского анклава.

Село Качалейка прежде всего славится своими национальными традициями. В годы советской власти, когда все мечети и православные храмы в округе были разрушены, культовые сооружения удалось отстоять только жителям Качалейки и соседней Русской Варежки. При строительстве новой мечети в Качалейке местные жители высказались за сохранение старой, которая органично вписалась в сельский архитектурный ансамбль, напоминая о славном и трагическом прошлом села. Ни на один день со времени своего открытия
мечеть не закрывалась, но пострадали имамы. Многие из них находились в изгнании. Некоторые сидели в тюрьмах или скитались по ссылкам. Лишь единицы возвратились на родину своих предков и обрели вечный покой на местном кладбище. При мечети, когда муллой был Хасан Янаев, существовало медресе, где приезжавшие со всей округи мусульмане могли получить начальное исламское образование.

Эти традиции сегодня продолжает молодой мулла Хамза Еникеев. Он организатор всех национальных и исламских праздников, активный помощник местной власти в проведении светских мероприятий. При мечети преподаются основы исламской этики и культуры, но в первую очередь имам занимается духовным воспитанием населения, возобновляя забытые мусульманские традиции и возрождая дух исламской культуры. Несмотря на то, что сельская молодежь вынуждена выезжать на заработки в Москву, никто родных мест не покидает. В Качалейке чтят мусульманские традиции и уважают пожилых людей. Вместе со старейшинами села Хамзе Еникееву удалось добиться запрета на продажу спиртных напитков в местном магазине. Там не продают не только слабоалкогольные напитки, но и пиво. Благодаря безалкогольному образу жизни сельчане живут в достатке. Строят дома, держат скот, покупают машины, дают высшее образование своим детям.

Для полнокровной жизни сельчан созданы все условия. Имеется детский сад при средней школе, физкультурно-оздоровительный комплекс, клуб культуры. Местный коллектив национальных песен и танцев, которым руководит Наиля Идрисовна Канеева, постоянно занимает первые места в районных конкурсах художественной самодеятельности. Хор и танцевальный ансамбль часто выезжают на гастроли в Пензу, самое большое татарское село Европы Среднюю Елюзань, крупные национальные центры Татарстана и Мордовии.

Есть в Качалейке и свои традиции проведения национальных праздников. Благотворительные ифтары (разговления) проводятся во время Рамадана. Знаменитый праздник Курбан-байрам здесь называется Клял. Во время его проведения сельчане закупают баранов, делают жертвоприношения и раздают мясо нуждающимся людям. В первую очередь сиротам, немощным старикам, семьям с низким доходом.

Начинается праздник с обряда клял – просьбы у Всевышнего небесных благ. Люди просят у Аллаха благого дождя, ясной погоды и хорошего урожая. Место обряда и дата его проведения определяются на сходе старейшин соседствующих друг с другом татарских сел. Перед началом праздника совершается намаз, после чего начинается проповедь с оповещением гостей о всех важных событиях в жизни мусульман. В этот день забивается около 60 баранов. Из мяса жертвенных животных варится суп, которым угощают всех желающих. В день проведения кляла приезжают жители соседних сел и уроженцы здешних мест из Москвы, Саратова, Санкт-Петербурга, Германии, Арабских Эмиратов.

Автор: Александр Бахмутов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

sergej 06 Мая 2010г.
Ответить

Такие статьи читать всегда интересно. Узнаешь, какие глубокие корни имеет ислам на моей родной земле.

sergej 06 Мая 2010г.
Ответить

Такие статьи читать всегда интересно. Узнаешь, какие глубокие корни имеет ислам на моей родной земле.

Яндекс.Метрика