Информационное
агентство России
-5°C
25 ноября, 14:07

Могут ли чужие дети стать своими "по крови"?

Рискованные рассуждения вслух

Rinat
Могут ли чужие дети стать своими "по крови"?

Проблемы сохранения плода

В последние годы все чаще нашу планету потрясают природные катаклизмы. Естественно, происходит это не на ровном месте и не вдруг(1). Безусловно, говорить о возможности сохранения созданной для нас экологии Земли в первозданном виде, минуя экологию души, не приходится. К сожалению! К сожалению для всех миро-жителей. Потому что, пытаясь воздействовать на природу в несвойственном (и не предназначенном) для этого формате, мы сами становимся вольными (иногда и невольными) соучастниками происходящего. С нами и вокруг нас.

Изменения же в природе обязательно приводят к нарушению предусмотренного Всевышним круговорота, а именно – баланса Мироздания. Тем самым все мы оказываемся под массовым воздействием внешних искусственных проявлений, что приводит уже к "внутренним" катаклизмам, напрямую влияющим на наш организм, здоровье, и что самое прискорбное, отражающимся на будущих поколениях.

Одной из наболевших тем в данном разрезе является слишком распространившаяся в последнее время проблема внезапного прерывания беременности у женщин, когда вроде укрепляющийся плод вдруг оказывается ослабленным, с последующими печальными результатами. Признаем, что каждый отдельный факт такого рода – это мини-трагедия для семьи, причем не только для двоих супругов, но и для ближайших родственников, когда все ждут прибавления семейства. Ладно еще, если в последующем все заканчивается положительно. А вдруг эта мини-трагедия неоднократно повторяется, становясь все объемнее? А если вообще не получается забеременеть?

Наверное, читатели согласятся, что в переживаемый нами период данный ракурс становится как бы перманентным (неимоверно частым). Слишком много таких случаев вокруг. Конечно же, и десятилетия назад фиксировались аналогичные факты, но такого "размаха" не было однозначно, и каждое проявление считалось ЧП, другое дело, очень часто излечимым. Сегодня же сплошь и рядом юные супруги по несколько лет лечатся, сдают анализы, пробы всякого рода и т.д. и т.п. Но процесс деторождения явно замедлился.

Если даже вскользь пролистать интернет-странички на этот счет, мы столкнемся с массой объяснений по данному поводу, среди которых одно из первых мест занимает потребление некачественной, малокалорийной искусственной еды. Автор также затрагивал сию проблему, пусть и напрямую не связывая ее с рассматриваемой темой(2).

Наверняка читатели сталкивались и с другими взглядами, вполне обоснованными, как с медицинской точки зрения, так и социально-религиозной, но в аспекте озвученного актуальность представляет несколько иной контекст. Немало столкнувшихся с невозможностью иметь детей молодых семей принимают решение принять в семью грудных младенцев «со стороны», не просто мечтая воспитывать их как собственных, но изначально относясь к ним в качестве таковых (во всех смыслах). Так вот, здесь происходит определенная (и немаловажная) нестыковка с мусульманскими канонами.

Официоз усыновления (удочерения)

Аллах "не сделал ваших приемных сыновей вашими сыновьями. Это – всего лишь слова из ваших уст"(Сонмы: 4), – гласит Коран. Раскрывая: "Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими близкими" (Сонмы: 5). Т.е. легализация усыновления в мусульманстве запрещена законодательно. Никаких сомнений или разночтений тут нет и не предвидится.

В целом, разъяснение этой ситуации предоставляется таким образом, что "тихое" (неафишируемое) усыновление приводит к изменению родословной человека, чего нельзя допустить по сути, т.к. возникают последующие вопросы, строго оговоренные Кораном и шариатом, а именно – ракурс наследования; неисключение в перспективе женитьбы на родных сестрах или выхода замуж за родных братьев (по незнанию); нахождения выросшего мальчика наедине с женщинами, не являющимися ему махаррам (близкими родственниками по крови), и масса иных производных.

Правда, мусульманам разрешено усыновлять детей в плане оформления опекунства над ними. Т.е. приверженец ислама вполне может воспитывать в своей семье не своих детей, растить их, но при условии называния по имени и отчеству настоящих отцов. Распространение же на этих малышей всех прав родных детей запрещено, даже если в семью попадает сирота, подкидыш или найденыш (вне зависимости от пола младенца), т.к. считающие себя его папой и мамой (относящиеся к нему, как к своему дитю) приемные родители (в принципе становящиеся настоящими) не имеют права возвести "чужих" по крови в ранг собственных детей. Как бы они не заботились о них (лелеяли, воспитывали, ухаживали), называть сыном или дочерью данных детишек не дозволяется. При опекунстве взятые в семью малыши, подрастая, должны знать, кто является их настоящими родителями.

Говоря другими словами, полноценными членами "не родной" семьи принятые в нее даже с первых дней своего рождения мальчик или девочка не могут стать ни при каких условиях, потому что в исламе родителями ребенка считаются только мужчина и женщина, непосредственно участвовавшие в его появлении на свет. И к тому же вход в сей мир новорожденных – в ведении Аллаха, который "одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным" ("Совет": 49-50).

Таким образом, каких-то "смягчающих" ноток для минимального послабления вышеизложенного нет. Это – аксиома, опирающаяся на исламские постулаты. Другое дело, возможно ли в круговерти современной жизни, где массовый безнравственно-аморальный климат пытается прибрать к рукам все и вся, предусмотреть определенные параметры, позволяющие как-то не травмировать детей, попавших в не родную (но ставшую таковой) семью? И параллельно не довлеть "дамокловым мечом" над мужчиной и женщиной, относящимися к не своему по крови младенцу как к собственному?

Да простит меня Аллах за саму постановку этого вопроса! Однако, в переживаемый нами период данная ситуация несет далеко не единичный характер. И хотя она особо не озвучивается (как и не ведется неофициальная статистика на этот счет), проблема существует не один год, актуализируясь день ото дня.

"Чужой среди своих" или свой до конца жизни?

Согласно директору Исламского центра в Саус-Плейнс, в Лаббоке (Техас, США) Мухаммаду аль-Мухтару аш-Шинтики, "в случае крайней необходимости (дарура), особенно в немусульманских странах, можно дать приемному ребенку вашу фамилию, чтобы избежать многих юридических сложностей. Поэтому некоторые современные мусульманские ученые считают дозволенным давать приемному ребенку свою фамилию в случае необходимости»(3). Естественно, взять за основу эту цитату и оперировать ею – будет и не исторично, и идти вразрез с религиозными установками. Но вопрос несколько в другом.

Сегодня практически для всех обществ (вне зависимости от их расположения на географических полюсах) характерна атмосфера деградации морально-нравственных ценностей, когда нивелируются не только мало-мальски конфессиональные постулаты, но и элементарные нормы этики и культуры. Т.е. отсутствует аура чистоты (в глобальном понимании этого слова), могущая позволить жить в соответствии с предписанным Божественным законом. Читатель может отпарировать, что в Исламе не предусматривается коллективная ответственность, и каждый отвечает за свои поступки непосредственно перед Всевышним. Так оно и есть, на что автор неоднократно обращал внимание. Но речь чуть-чуть о другом.

В плане соблюдения основных постулатов – совершения намаза, выплаты закята и иже с ними, а также исполнения производных предписаний (не осуждать, не обсуждать, не завидовать, не гордиться и т.д.) – верующий вполне может жить в мире как с кораническими откровениями, так и с окружающей его действительностью. Ведь вышеописанные параметры касаются непосредственно жизни конкретной личности, не будучи напрямую связанными с внешней средой (могущей в некоторых случаях не воспринимать этот образ жизни). Но ведь в целом индивидуум живет не вне социума, электорат которого разнится по отношению к определенным нормам поведения (в ту или иную сторону).

Так вот, к сожалению, на поверку оказывается, что соблюдение морально-нравственных критериев далеко не всегда воспринимается всеми вокруг. А нередко, что самое прискорбное, вполне может быть подвергнуто осмеянию. Следовательно, в рамках рассматриваемой темы, нельзя исключать того факта, что в случае открытого признания родителями факта взятия в усыновление младенца, последний, вырастая, столкнется с какими-то колкостями в свой адрес (во дворе ли, в школе, да и среди, скажем, родственников). Вполне вероятно, что непосредственно родители также могут оказаться объектом каких-то нечистоплотных намеков. Но даже в случае отсутствия таковых, возможно прочувствование ими некой жалости, что-ли, к себе. В направлении "осознания" со стороны вынужденности их шага.

В преломление к обсуждаемому, возникает вопрос — будет ли считаться верным (правильным) сокрытие предпринятого действия от окружающих? Осуществляемого не ради отсутствия желания афиширования истины, а вынужденно, вследствие предусмотрения определенных негативных последствий. Причем не только для инициаторов "процедуры", а для его объекта, то бишь, растущих мальчиков или девочек. В конце-концов, невозможно же оградиться и оградить от общения с окружающими "вслух" усыновленных детей, многие из которых могут оказаться ранимыми и впечатлительными, что приведет к печальным последствиям. Другие же, испытав первичное озлобление, далеко не сразу избавятся от него (некоторые же вынужденно проживут с этим чувством всю жизнь). В этом контексте опять-таки вернемся к озвученному чуть ранее вопросу, несколько "перепрофилировав" его: возможно ли провести параллель со следующим аятом: "Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный" ("Пчелы": 115)? "Подпадают" ли вышеизложенные факты-сомнения (список которых, в общем-то, не ограничивается) в число тех, что вынуждают (взявших на полное попечение чужих детей родителей) в ряде случаев скрывать истину?

Открытое сердце и чистота помыслов

В целом, основная часть мужчин и женщин (проживающих в семье, но по тем или иным параметрам лишенных возможностей иметь собственных детей), подходят к идее усыновить ребенка из искренних побуждений. Как с точки зрения почувствовать себя полноценными родителями, так и в плане сделать жизнь малышей, изначально обделенных (вследствие каких-то причин), дорогой к полноценному, радостному существованию (естественно, далеко не только в материальном аспекте).

В каирской Декларации о правах человека в исламе (1990 г.) государства — члены ОИК заявили о праве каждого ребенка, "с момента рождения", на "получение со стороны родителей, общества и государства надлежащего ухода, воспитания, а также материальной, физической и моральной поддержки"(4). А если, допустим, настоящие папа и мама не имеют возможности (или желания) выполнить возложенные на них обязанности (дело тут даже и не в Декларации, а соблюдении Корана и Сунны)? Вот здесь вполне проявляется обоюдное желание младенца и взрослых, лишенных собственных детей. Да, мы с большой долей уверенности можем говорить за тех, кто только явился на свет – они все захотят подлинной ласки и внимания со стороны родителей (да и предписано это). Так же муж и жена, мечтающие о собственном ребенке, вполне осознанно и с самыми чистыми помыслами принимают решение усыновить детишек, чтобы дать им все (во всех смыслах) для прочувствования детского счастья. С изначальным убеждением, что они никогда, ни при каких обстоятельствах, ни словом или жестом не скажут внутри себя, что это не их родной ребенок (даже если у них, по воле Аллаха, вскоре родится собственное чадо, по плоти и крови).

Так вот, для того, чтобы осуществить задуманное, параллельно родители вынуждены бывают идти на какие-то ухищрения, чтобы обезопасить себя и усыновляемого от возможного в перспективе отрицательного "внешнего фона", типа судачества, кривотолков и т.д. (о чем говорилось выше). Вплоть до сознательной "демонстрации" "настоящей" беременности.

Но вправе ли мы осуждать эти шаги? И есть ли у нас на это полномочия (право)? Да, наверняка, немало соблюдающих мусульман (да и представителей других конфессий) возмутятся самой постановкой этого вопроса. Но ведь мы сами не очень-то задумываемся, а что происходит с теми, кого бросили родители? Или отказалась малолетняя мать, которая, как принято говорить в жаргонной терминологии, "залетела"? Да мало ли сколько аналогичных случаев фиксируются сплошь и рядом (в той или иной вариации). Самое главное, речь не идет о воровстве детей, насильственном склонении настоящих родителей к отказу от собственных чад и т.д.

"Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца. А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях", – сказано в Книге ("Корова": 233). Безусловно, "приемная" мать (назовем ее так), даже в случае искреннего намерения стать реальнейшей матерью для малыша, ни за что не сможет предоставить ему молоко кормящей женщины. Но следующий за этим призыв аята вполне ведь может быть обеспечен родителями.

Все же, как представляется, наиважнейшим во всем этом являются чистейшие помыслы супругов, желающих ощутить свое отцовство и материнство не в меньшей степени, чем предоставить счастливые мгновения младенцу, с самого начала и в последующие годы. Согласно Откровению, Творец придал своему величайшему созданию – человеку (наместнику Бога на земле, ответственному перед Ним за все сущее на ней) — "соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа и даровал вам слух, зрение и сердца" ("Поклон": 9). Поэтому Аллах "ведает о том, что в сердцах" ("Худ": 5), зная, "что таят их [людей] сердца, и то, что они обнаруживают. На небе и на земле нет такого сокровенного, которого бы не было в ясном Писании" ("Муравьи": 74-75). Т.е. Господь видит каждого из нас, в буквальном смысле зная, кто чем дышит. Не случайно Создатель всегда дает нам надежду быть услышанными и понятыми (с восприятием Им наших самых сокровеннейших мыслей): "Какой бы добрый поступок они не совершили, ничто не будет отвергнуто от них. Аллах знает богобоязненных" ("Семейство Имрана": 115). Т.е., если в основе наших шагов главенствует реальнейшая доброта; при параллельном желании слышать и слушать Господа, стремлении выполнять сказанное Великим Аллахом, Всевышний не оставляет никого из нас. В продолжение же приведенного последнего аята, Всемилостивый раскрывает, что "ни имущество, ни дети ничем не помогут перед Аллахом тем, которые не уверовали. Они будут обитателями Огня и пребудут там вечно" ("Семейство Имрана": 116). Т.е. наличие детей (своих или чужих, не суть важно) не является панацеей от каких-то неадекватных (остановимся на данной трактовке) шагов верующих.

Теймур Атаев, азербайджанский политолог

P.S. Автор осознает, что его подход к данной злободневной теме вызовет далеко не однозначную реакцию. Посему он хотел бы сказать, что всегда старается исходить из сказанного Всевышним: "Воистину, Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле. Он знает ваше положение и тот день, когда они будут возвращены к Нему. Он поведает им о том, что они совершили. Аллаху известно обо всякой вещи" ("Свет": 64). Т.е. поступки и намерение каждого из нас – в ведении Величайшего Аллаха. И лишь Ему ведомо все происходящее. А что касается обвинения собрата в грехе (в том или ином случае), то статью хотелось бы резюмировать следующим аятом (без каких-либо комментариев): "Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете" ("Преграды": 33).

1.См.: «Мы», наука и природные катаклизмы, или насколько осуществимы планы глобал-бомонда остановить глобальное потепление?
http://islam.com.ua/articles/actuality/analytic/456/
2.См.: Между эрзац-продуктами и халялем
http://www.islam.ru/pressclub/analitika/mejarhal
3.Цит. по: Руслан Курбанов. Критика фикха меньшинств. Методология иджтихада: масляха и дарура
http://www.islam.ru/pressclub/analitika/masladaru?print_page/
4.Каирская декларация о правах человека в исламе
http://www.uazakon.com/document/tpart17/isx17539.htm

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: