Если смерть не придёт другой дорогой, каждого из нас ждёт старость

news-Z15kYV9f75
В море на всех парусах

Юноша бодро стремится;

Скромно в разбитой ладье

В гавань вернётся старик.

Шиллер





Глядя на стариков, готовых в любую минуту отправиться в мир иной, мало кто примеряет на себя их дряхлость и беспомощность.



Мало кто представляет, что когда-то они были такими же молодыми, как сегодня мы. Мало кто вспоминает, что их молодость и зрелость прошли в заботе о нас – их детях и внуках. Они словно родились старыми и никому ненужными. А мы… словно родились вечно быть молодыми.



Исчерпав молодость и силы, пожилые люди, как правило, становятся обузой для родных. Они доживают свою жизнь, чувствуя неблагодарность детей и небрежность внуков, наблюдая, как каждый новый день из жизни уходят те, кто делил с ними молодость. Они всё больше отстают от современной жизни – их собственная превращается в череду воспоминаний о безвозвратной молодости. Замкнувшись в себе, они безропотно ждут неминуемой смерти. Такова участь большинства людей.



Молодёжь – будущее любого общества. И если надежды взрослых и связанные с ними заботы о детях, а также инстинкт продолжения рода обеспечивают подрастающему поколению обходительное отношение, то инстинкт homo economikus делает людей преклонного возраста всё менее нужными. Нужны они ровно настолько, насколько решила наука социология. Человек – существо социальное, а общественные отношения основываются на принципах, поддерживающих двусторонние обязательства между человеком и обществом.



Согласно этим принципам милосердию отводятся строгие рамки, выходя за которые оно становится «невыгодным». Современная культура, в зарождении которой духовность почти не имела значения, пришла к своему логическому завершению – к холодному прагматизму. Разница лишь в том, что тысячи лет назад он выражался в более ясных формах. К примеру, чем растить девочку, её было «выгоднее» заживо закопать. Зачем нужен старик, «обуза» для молодых «добытчиков», лучше его отнести в горы или в степь, подальше от семьи. Или можно было в буквальном смысле съесть слабого.



Нынешнее прагматическое общество ускоряющимися темпами уходит с политической сцены. Оно просчиталось. Теория минимального милосердия и нравственности оказалась неверной. И самое яркое тому подтверждение – уже практически неотвратимое вымирание Запада. На смену западной культуре идёт другая, согласно ценностям которой людям преклонного возраста необязательно прикидываться ветеранами ВОВ, чтобы им один раз в году уделяли внимание.



"Черновик"

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Ravshan 14 Мая 2010г.
Ответить

Старайся, не старайся все станут старыми...вот и тогда реально и всерьез почувствует молодежь как живут старые люди, которые отдали для нас все....

Яндекс.Метрика