Шейх Пашазаде как предлог для внутрироссийской борьбы

Аллахшукюр Пашазаде
Сочные гранаты из Азербайджана – кто их не любит? Но вот это слово теперь приобретает новый смысл. Можно ли вмешиваться в дела другой страны и даже пугать кого-то – ничего при этом не делая?.. Такое, оказывается, бывает.



Вот свежий пример, требующий изучения как «необыкновенное чудо» на постсоветском пространстве. За последнее время председатель Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде был в России щедро осыпан различными должностями и званиями. И среди прочего, ему не удалось избежать должности председателя Консультативного совета мусульман СНГ. А до этого он получил целый ряд наград от различных российских религиозных и общественных организаций. Но особый интерес он вызвал у тех, кто попытался реализовать крупный бизнес-проект под условным названием «объединение уммы».



«Муфтий»-шиит как «доказательство от противного»



Как известно, подавляющее большинство мусульман России – сунниты. Потому назначение на пост председателя Консультативного совета мусульман всего СНГ именно шиитского лидера, да ещё из Азербайджана, дало ряду СМИ в России, озвучивающих позиции «бизнес-объединителей», возможность использовать его в качестве… медиа-пугала. Мусульман России буквально взяли на испуг – мол, если не объединитесь под нашим крылом и по нашему генплану, над вами поставят шиита, да ещё и гонителя суннитов в собственной стране... и вы хотите, чтобы такое же случилось с россиянами? А новостные ленты как раз в этом году пополнились сообщениями о закрытии некоторых суннитских мечетей властями Азербайджана. Тем более было важно акцентировать внимание на том, что шейх Пашазаде ассоциируется с властями Азербайджана.



Так что же там происходит, в стране, хоть и дружественной России, но, признаться, малопрозрачной для нашей прессы (которая, впрочем, и не очень-то любопытствует в этом направлении)? Кажется, что «глядя из Москвы» можно увидеть в общих чертах такую картину. Проблемы с суннитскими мечетями – это явно внутриобщинные азербайджанские «разборки», и они никак не связаны с «попыткой экспансии шиизма» из Азербайджана в Россию. Азербайджанским властям такая экспансия ни к чему, так как она может быть воспринята как вмешательство во внутренние дела России.



К тому же видно, что для самого Пашазаде, в руках которого сосредоточены значительные религиозно-административные полномочия в Азербайджане, эта роль – скорее обуза, нежели успешное карьерное приобретение. Этим объясняется его абсолютная пассивность в рамках свалившейся на его голову должности, которая разве что подняла ненужную шумиху вокруг его персоны.



Неужели хотят поссорить суннитов и шиитов в России?



Опять-таки, прошу прощения за повторение избитых истин. Все, кто жил в Азербайджане или просто следит за развитием событий в этой стране, хорошо знают, что там никогда не было разделения на суннитов или шиитов, как-то отражающегося в будничной жизни людей. В этом смысле там всегда имела место демонстрация внутриисламской толерантности. Никто не может привести примера какого-то конфликта, причём не только открытого, но и скрытого.



Если обратиться к истории Азербайджана, как досоветского, так и советского, а затем и постсоветского периода (то, что называется «близкой историей»): да, там ни одного конфликта на этой почве не было. Нынешнее руководство страны тоже никогда не давало повода для использования религиозной карты. Хотя теоретически и могло это сделать. Давайте и мы порассуждаем в логике «доказательство от противного».



Вот налицо конфликт с Арменией, в отдельные периоды которого шиитский Иран открыто поддерживал страну, занявшую значительную часть бывшей азербайджанской территории – Нагорный Карабах. Это вызывало недоумение в Азербайджане, который вроде бы тоже, как и Иран, считается шиитской страной. Почему же официальный Баку не разыгрывал религиозную карту? Потому что, очевидно, понимал, что если станет апеллировать к шиизму, тем самым будет подчеркивать шиитское измерение в Азербайджане в качестве доминантного по отношению к суннитскому.



Но и помимо узла вокруг Ирана-Армении-Карабаха есть масса геополитических причин, при которых Азербайджан мог бы апеллировать к шиитскому фактору: например, составлять конкуренцию… самому Ирану как мировому центру шиизма.



Кроме того, сегодня в Азербайджане в разделении на суннитов и шиитов можно найти много условности. Вот, к примеру, в последнее время появились мечети, построенные при помощи Турции. Служащие в них имам-хатыбы являются проповедниками очень образованными – и в таких мечетях всегда аншлаг. Так как многие мусульмане, особенно ищущая просвещения молодёжь, ходят туда, где более содержательно. И при этом никто даже не задаётся вопросами по теме «шиизм-суннизм».



Более того, и в этих, и во многих иных мечетях, на самых разных исламских медиа-ресурсах можно регулярно знакомиться с деятельностью международных организаций, работающих ради взаимопонимания между мазхабами, прежде всего с широко известным в России Международным центром по сближению мазхабов (Тегеран), глава которого шейх Тасхири часто бывает как в Азербайджане, так и в России. Более того, большинство исламских улемов и политологов-аналитиков говорят, что теракты, насилие, столкновения, которые мировые СМИ подают как «постоянно тлеющие конфликты между шиитами и суннитами» – как правило, плод подрывной работы западных спецслужб. Долгое время и безуспешно пытались очернить образ шиитской «Хезболлы», чтобы противопоставить её не только всему многоконфессиональному Ливану, но прежде всего его суннитам. Однако, по-прежнему удачны операции по стравливанию в оккупированном Ираке и в Пакистане, на территории которого свободно залетают для бомбардировок американские самолёты… Так неужели появляются такие силы в России, которые хотят у нас повторения этих зловещих сценариев?



И, как ни парадоксально (или даже карикатурно) это звучит – начать решили с фигуры шейха Пашазаде…



Прежде чем вернуться к нашим российским реалиям, справедливости ради, отметим следующее. Религиозная жизнь в Азербайджане в последнее время получала в целом нездоровую динамику. Страна на берегах Каспия, с её нефтеносными скважинами, в силу геополитического и экономического положения всегда вызывала интерес внешних сил.



В постсоветском Азербайджане растёт религиозное самосознание, и происходит это далеко не по инструкции правительства. К сожалению, правящая элита, концентрирующаяся вокруг президента Ильхама Алиева, воспитанная далеко от Ислама, не всегда умеет эти процессы направить в нужное русло, потому что не всегда чётко понимает интересы последователей Ислама и вообще Ислам как таковой. Здесь тоже есть, как и в постсоветской России, своё чиновничество, которое неоднородно. Не секрет, что среди президентских советников есть откровенно прозападные и произраильские фигуры. Своим курсом они и пытаются вести государственный корабль. Таким путём в своё время прошла Турция – и она этим переболела. Сегодня же она нашла, что исламская этика – это именно то разумное, что может цементировать национальную идентичность граждан Турции.



Также не секрет, что особо заинтересован в Азербайджане именно Израиль, у которого есть «своя повестка дня» по поводу этой страны, в силу её геополитического, географического положения, соседства с Ираном и Россией. Поэтому многие решения внутри Азербайджана нужно рассматривать под более широким углом зрения.



И вот внутри столь сложного «котла противоречий» невольно варится официальный лидер мусульман Азербайджана Аллахшукюр Пашазаде. Дай Бог им разобраться самим с имеющимися проблемами! Но как же так случилось, что внутриобщинные дела Азербайджана преподнесли в тесной увязке с телодвижениями российской исламо-клерикальной среды?



«Если не с нами – то будет ужас!»



Да, именно такую идею пытаются привить мусульманам России. Среди «ужасов нашего городка» чуть ли не на первое место выставили фигуру азербайджанца Пашазаде. Этот человек, с головой погружённый в сложные водовороты политики своей страны и абсолютно ничего в России не делающий (кроме как получения наград), стал для нас некой «шиитской угрозой из-за рубежа, вторгающейся в жизнь российской уммы».



По-своему эта пиар-находка была логична. Мы, утверждали «бизнес-объединители», идём к созданию единой структуры в масштабах РФ, но нам мешают – выдвинули азербайджанца-шиита как альтернативу, как «главного мусульманина», а он даже не стесняется суннитские мечети закрывать!.. Так вот решили «мобилизовать» суннитскую общину России.



При этом не отважились найти образ врага в лице каких-то властных структур внутри России (хотя очень хотелось, и от бессилия была попытка дискредитировать Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования). В себе искать причины разрозненности уммы не хотели (более того, продолжили тиражировать «муфтиев» в качестве… тридцатилетних юношей-спецпредставителей при полпредах президента в федеральных округах!). Поддержку общин никак не могут мобилизовать. Но неискушённым в политических манипуляциях рядовым муслимам послали ясный сигнал: если не будете нас поддерживать, не захотите объединяться с конкретными нашими структурами и под руководством конкретных наших лиц, то сверху назначат воинствующего шиита, который гнобит суннитов у себя в стране.



Вот так и стал ничего про то не ведающий шейх Пашазаде – пиар-бомбой, шиитом-экспансионистом, угрозой «объединению уммы России». Этот фантом – чисто медийная «страшилка», и поддерживается она искусственно для того, чтобы использовать его в целях интриг под лозунгом «объединения». Для российского Ислама она – абсурдна. Для властей России, Азербайджана – нежелательна, ибо может привести к непониманию в двусторонних отношениях. А для самого престарелого, живущего размеренной жизнью Аллахшукюра Пашазаде она, возвращаясь к советским реалиям, подобна… нагрузке в продуктовом наборе. В корзину с пахлавой подбросили замаскированную под настоящий солнечный азербайджанский фрукт – медиа-гранату…

Автор: Джаннат Сергей Маркус

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика