Информационное
агентство России
8°C
20 сентября, 03:29

Кому помешало культурно-историческое наследие князей Тенешевых

muh
Кому помешало культурно-историческое наследие князей Тенешевых
Соборная мечеть г. Пензы

Незадолго до смерти академик Эдхям Тенишев оставил пензенским мусульманам устное завещание о сохранении для потомков своего родового гнезда, известного как усадьба Тенешевых. Вопрос о судьбе единственного сохранившегося в регионе памятника татарской культуры рассматривался на заседании Совета Единого духовного управления мусульман (ЕДУМ) Пензенской области в 2003 году. В связи с тем, что памятник представлял собой историческую ценность, пензенские мусульмане приняли решение реставрировать его самостоятельно. Но в дело вмешался пензенский губернатор Василий Бочкарев. Он не только поддержал инициативу мусульман, но и пообещал отреставрировать памятник.

Подсказка
Подсказка
Эдхям Тенишев

Однако комиссия министерства культуры Пензенской области пришла к выводу — усадьбу необходимо снести. Эксперты вынесли заключение — износ здания составляет более 70 процентов. Свою солидарность с коллегами выразили и чиновники городской администрации — «гнилушки и развалины» в центре города только портят архитектурный вид Пензы. В результате пензенская мэрия приняла решение о сносе обветшавшего сооружения.

На защиту объекта встали правоверные мусульмане, организовавшие перед зданием живую стену. Но разгоревшийся конфликт быстро «потушили» и все закончилось компромиссом. Стороны сошлись на том, что усадьбу следует разобрать и реконструировать на новом месте. Поскольку в серьезной реставрации нуждалась и соборная мечеть Пензы, городская администрация выделила мусульманской общине земельный участок для возведения новой центральной мечети, где и предполагалось восстановить усадьбу Тенишевых.

Подсказка
Подсказка
Строительство новой соборной мечети

16 августа 2005 года памятник демонтировали. Разобрав здание по бревнышку, его отправили до лучших времен на склад. С предложением реализовать проект по восстановлению усадьбы перед городской администрацией выступил местный бизнесмен Рафик Ибрагимов. На что прихожане соборной мечети Пензы ему ответили: «В таком случае -это будет не памятник татарской культуры, а дом Ибрагимова!»

Лишь недавно выяснилось, что завещание академика Тенишева пензенским потомкам оказалось гласом вопиющего в пустыне. Во всяком случае, мусульманская община соборной мечети Пензы отягощать себя соседством с учреждением светской татарской культуры не собирается.

«На балансе соборной мечети Пензы усадьба Тенешевых никогда не числилась, и на территории нового соборного комплекса место для нее не предусмотрено», — заявил «Islamnews» в приватной беседе председатель религиозного прихода Джафар Куряев.

Не настаивает на соседстве с домом Тенишевых и городская администрация. Как утверждают прихожане соборной мечети, мэр Пензы Роман Чернов так проникся идеей строительства главного культового сооружения области, что возжелал два минарета вместо одного. При этом выставил условие, чтобы они сияли в лучах восходящего солнца позолотой. В этом, наверное, выразился дух его соперничества с губернатором, который лично курирует проект восстановления Спасского кафедрального собора в Пензе. Что же касается сохранности усадьбы Тенешевых, то этим вопросом больше обеспокоена пензенская интеллигенция.

«Когда разбирали усадьбу, то одним из условий ее сноса было воссоздание на новом месте. Вопрос согласовывался с органами власти, обществом охраны памятников и татарской общественностью. Под усадьбу предусмотрели место в проекте комплекса зданий центральной соборной мечети. Архитекторам нужно посмотреть, где его лучше привязать — сообщил «IslamNews» заместитель министра культуры Пензенской области Кирилл Застрожный. — На сегодняшний день сохранилась только часть усадьбы. Другую часть надо серьезно менять. Паспорт, чертежи и проектная документация на здание у нас есть. Но нужна организация или попечительский совет от татарской общественности, которые выступят с инициативой восстановления усадьбы. Наши специалисты готовы оказать в этом вопросе информационную, методическую и практическую помощь. Кстати, территория в районе строительства центральной соборной мечети активно развивается. Со временем там будет сконцентрировано большинство социально значимых учреждений.

К слову, памятником архитектуры усадьба Тенишевых никогда не являлась. Это типичный образец городской архитектуры, относящийся к объектам деревянного зодчества. Здание несколько раз перестраивалось, наиболее существенно оно изменило свой облик в годы советской власти. В то же время дом Тенешевых, вернее, царивший в нем светский дух, представляет большой интерес с исторической точки зрения.

Именно татарская интеллигенция Пензы, осознав необходимость сохранения национального языка и культуры, стала заниматься просвещением детей и юношества, что послужило мощным толчком для развития татарского общественного движения в Пензе. Начиная с 1929 года центром национального образования и культуры стала являвшаяся сугубо общественным учреждением воскресная татарская школа, где преподавались уроки татарского языка и литературы. Имеющийся при усадьбе отдел фондов хранил многочисленные архивы татарской письменности, собранные наследниками князей Тенешевых. Тогда же был создан театральный кружок, давший основу первому в Пензе татарскому театру, в котором поставили первую пьесу на татарском языке. Впрочем, потомки рода Тенешевых, жившие в доме в годы советской власти, сугубо религиозными людьми не были, что не умаляет их вклада, внесенного в общую копилку татарской письменности и культуры.

Справка
Дворянский род Тенишевых ведет свое происхождение от татарского мурзы — темниковского князя Тениша Кугушева. В 1539 году в право наследования родовыми вотчинами вступил его сын князь Еникеев, а также его братья Емаш и Исяш.

К древнему татарскому роду принадлежал и выдающийся отечественный лингвист-тюрколог, член-корреспондент РАН и президиума Российского фонда культуры, председатель Российского комитета тюркологов, заслуженный деятель науки Татарстана, почетный академик Академии наук Башкортостана, доктор филологических наук Эдхям Рахимович Тенешев.

Он являлся уникальным специалистом в области алтайского языкознания, тюркской и восточной филологии. Основные направления его научной деятельности были многогранны: сравнительное языкознание, историческая грамматика тюркских и алтайских языков, фонетика, морфология, фольклористика. Подтверждением международных заслуг Тенишева является его избрание в ряд авторитетных организаций:
он был член-корреспондентом Главной редакции Лингвистического атласа Европы при ЮНЕСКО, действительным членом Международной информационной академии, почетным членом Турецкого лингвистического общества, член-корреспондентом финно-угорского общества.

С конца 80-х годов Эдхям Рахимович принимал участие в деятельности татарской общины Москвы. Он часто наведывался в родную Пензу, где жил в 20-30 годах прошлого века в двухэтажном каменном доме, который в 1891 году выкупила его бабушка Хабиб Джамал Тенишева.

Выдающийся ученый живо интересовался сохранностью татарского национального языка и культуры, принимал активное участие в судьбе татарских представителей пензенской интеллигенции. Увы, сберечь историческую вотчину рода Тенешевых в Пензе не смогли.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: