Пасквиль на тему “исламские финансы”

news-EJSTCs2lmH
Прошедший недавно в Москве форум "Исламские финансы и инвестиции" привлек к себе пристальное внимание экспертного и журналистского сообщества. Среди прочих изданий внушительную по объему статью об этом событии опубликовало информационное агентство РИА Новости. Между тем, один из ведущих российских специалистов по исламским финансам, основатель первого в РФ исламского банка Адалет Джабиев считает материал экономического обозревателя Влада Гринкевича, мягко говоря, далеким от объективности и профессионализма. Учитывая повышенный интерес к данной теме, "IslamNews" приводит как саму статью, так и довольно откровенный комментарий эксперта, который он сделал по просьбе агентства.



Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости



В последнее время деловой мир с интересом следит за новым и необычным явлением – исламской экономикой. Исламские деловые и, в первую очередь, финансовые структуры ведут активное наступление на рынки не только Востока, но и Европы и США. Адепты исламской экономики объясняют успехи гибкостью и инновационностью исламского банкинга, не забывая обратить внимание на то, что исламские банки продемонстрировали исключительную устойчивость во время экономического кризиса. О перспективах развития исламской финансовой системы в России и мире говорили и участники международного форума «Исламские финансы и инвестиции», прошедшего в Москве 26-27 мая.



Как отметил на открытии форума главный редактор журнала "Islamic Banker" (Лондон) Муштак Паркер, сегодня в мире действуют порядка 600 коммерческих структур, работающих по принципам исламской экономики. Внутри этой системы оборачиваются, по разным оценкам, от $750 млрд до $12 трлн. Под контролем исламской финансовой системы находится, возможно, до 5% мировой экономики. Крупнейшими рынками исламских финансов являются Саудовская Аравия и Малайзия. Многие европейские и американские банки открывают специальные исламские филиалы не только в мусульманских странах, но и в Европе и США.



Чтобы понять причины успеха, неплохо бы разобраться, а что стоит за терминами «исламская экономика» и «исламские финансы». Исламской принято называть экономику, работающую в соответствии с законами шариата. Как отмечал председатель исламского комитета России Гейдар Джемаль, «главным является принципиальный запрет на игры со временем». Это логично, любое загадывание на будущее противоречит принципу «на все воля Аллаха». Отсюда, в частности, следует отказ от фьючерсных сделок. Вторым важным моментом, касающимся непосредственно финансовой сферы, является запрет на взимание процентов. Именно поэтому банки, позиционирующие себя как исламские, выдают своим клиентам беспроцентные ссуды.



Заметим, вопрос о взимании ростовщических процентов издавна волновал не только восточных мыслителей. В античной (по сути, европейской) традиции, с ее ориентацией на рынок и частную собственность, во взимании банковских процентов усматривали одну из глобальных проблем рыночной экономики, а именно противоречие между реальной экономикой и финансовой надстройкой. В своей «Природе» Аристотель выражает ненависть к ростовщикам на том основании, что они используют деньги не по назначению, то есть не для товарообмена, а «рождают деньги от денег», и потому ростовщичество «наиболее гадко из всех родов занятий».



В отличие от рационалистического Запада на Востоке предпочитали не обсуждать, а просто табуировать явление, если оно представляло опасность для общества. А для Ближнего Востока, живущего преимущественно за счет торговли, ростовщичество было большой проблемой. Проценты «банкиров» были столь велики, что заемщику, взявшему ссуду, порой приходилось отрабатывать ее всю оставшуюся жизнь.



Как это часто бывает, введение табу порождает хитрые, изощренные методы их обхода. В средние века на территории исламских стран практиковался такой способ: ростовщик давал заемщику беспроцентную ссуду, но последний вместе с деньгами брал на себя «добровольное» обязательство (оно могло прописываться в отдельном договоре) в установленный срок отблагодарить «банкира». Попросту говоря, заплатить ему определенную сумму сверх той, что получил взаймы. И никаких процентов! Отечественные арабисты уверяют, что такой способ практиковался еще в 80-х гг. прошлого века.



Но прогресс не стоит на месте, сегодня инструменты исламского банкинга стали разнообразнее и совершеннее. В целом их можно охарактеризовать как попытку исламизировать экономические термины и продукты западной экономики. Основные приемы – это мудараба (можно определить, как доверительное финансирование), когда банк вкладывает деньги в инвестиционный проект, при этом все риски владелец капитала берет на себя. Куда более распространен способ, известный как мушарака (наиболее близкий аналог – имущественное товарищество). В этом случае две или несколько компаний объединяют свои вклады в общий проект и создают компанию на принципах долевого участия. Прибыль делится в соответствии с договором, убытки – пропорционально вложенным средствам.



Есть в списке услуг исламских банков и потребительский кредит, разумеется, беспроцентный. Он называется мурабаха. Допустим, потребитель хочет купить холодильники либхер на сумму в 100 тыс. руб., а свободных денег у него нет, и он идет в банк за кредитом. Обычный банк дает ему нужную сумму, скажем, на год под 10% годовых. Через год клиент возвращает банку 110 тыс. рублей.



Исламский банк не дает денег на покупку холодильника, а выкупает его сам и перепродает клиенту в рассрочку на год. Без процентов, но не за 100 тыс., а 110 тыс. рублей, которые в течение года клиент и выплатит банку.



Что ж, исламские финансовые структуры действительно работают весьма гибко. Но, как отмечают многие современные финансисты, отсутствие в арсенале исламских банков многих современных инструментов, в частности, фьючерсов и хеджирования, делают их слабыми конкурентами для традиционных финансовых институтов. Возможно, этим и объясняется тот факт, что даже в странах, где действуют нормы шариата, как в Саудовской Аравии, удельный вес исламских экономик относительно невелик. Даже в Брунее – стране с самой высокой долей исламских финансовых институтов, их удельный вес не превышает 40%.



Как же тогда объяснить успехи исламской экономической и финансовой системы? Ее эффективное противостояние мировому кризису?



До начала 1970-х ни о какой специфической исламской экономике, тем более о ее успехах не было и речи. Самой высокоразвитой страной арабо-исламского региона был, пожалуй, Египет, экономическому строительству которого активно содействовал СССР. И все равно, по современным меркам, египетская экономика была весьма отсталой и слабой.



Ситуация в корне изменилась после двух событий: национализации нефтяной промышленности государствами аравийского полуострова и арабо-израильской войны 1973 года, приведшей к стремительному влету мировых цен на нефть. Фонтаны «черного золота», бившие из песков Аравийской пустыни, опадали дождем нефтедолларов, благодаря которым западные специалисты в считанные годы превратили отсталые монархии в витрину возможностей современных техники, технологии и цивилизации Запада на далеком от всего этого и недавно еще заброшенном судьбой нищем Востоке. Вскоре сотни миллиардов нефтедолларов стали оседать в европейских банках и вкладываться в акции западных компаний и торговых площадок.



Затем эйфория от нефтяных денег породила новую идею – создание специфической исламской финансовой системы.



Проект был чисто политическим. Лидеры Саудовской Аравии и некоторых других «нефтяных» государств решили, что миллиарды, вложенные в распространение ислама по всему миру, в будущем непременно себя оправдают. Независимые эксперты уверяют, что и более выгодные условия финансирования, предлагаемые исламскими банками, и их устойчивость в период кризиса были оплачены нефтедолларами аравийских монархий.



Есть и еще одна составляющая успеха. Известный российский востоковед, доктор исторических наук, завкафедрой всеобщей и отечественной истории ГУ ВШЭ Леонид Васильев обращает внимание на тесное переплетение в традиционных восточных экономиках трех видов связей: государственных, клановых (или патронажно-клиентных), плотно переплетенных с государственными, и, собственно, рыночных. Причем последние находятся в подчиненном положении по отношению к двум первым, то есть к государственным и клановым. Отличительная черта таких схем – крайняя их непрозрачность. Не отсюда ли столь большой разброс в оценках денежных средств, вращающихся внутри исламской финансовой системы?



Нетрудно заметить, сколь сильно все это отличается от европейской традиции, где идеалом является абсолютно прозрачная конкурентная экономика, а правила игры совершенно понятны и едины для всех. Менее очевиден, но не менее важен тот факт, что, играя на общем поле, игрок, предпочитающий ясность и прозрачность, при прочих равных, неизбежно проигрывает тому, кто предпочитает действовать по своим, лишь ему ясным канонам. Стоит ли в таком случае затевать игру по чужим правилам?



Комментарий Адалета Джабиева:



Статья показывает, что автор и стоящие за ним круги нервничают, даже злятся. И это хороший показатель того, что исламская финансовая система развивается успешно, а исламские принципы управления экономикой становятся еще более востребованными. Исламская экономическая доктрина все более полноценно и эффективно реализуется в деятельности стремительно растущего количества финансовых (и не только) институтов, учреждений, предприятий, прививая им иммунитет против негативных явлений в мировой финансовой системе, обеспечивая их устойчивое развитие, то есть… – караван идет…



Они же нервничают и злятся, потому что Второй московский форум "Исламские финансы и инвестиции" удался: дискуссии были серьезными, профессиональный уровень участников – высоким.



Что касается автора статьи, то, видимо, стараясь выполнить определенный заказ, определенную установку, он демонстрирует не владение предметом, а интеллектуальную нечестность, поверхностность. Такие "экономические обзоры" только дискредитируют серьезные издания. Данная статья, по характеру и качеству, тональности и языку, была бы органичной не для РИА Новости, а для желтой исламофобской прессы.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

ahmad_shah 02 Июня 2010г.
Ответить

Где я обеляю "риба"?! Субханаллах! Я всего лишь говорю, что слово "риба" значит не только "ссудный процент", а нам не нужно загонять себя в ловушку. Сначала почитали бы мою статью, прежде чем обвинять меня, ссылку я уже дал. Темные клерикалы, чтобы кинуться на думающего и размышляющегося мусульманина всегда найдутся..

doctor_halim 31 Мая 2010г.
Ответить

_QUOTEavar_zaur- Вы не поняли behruzhimoПростите, но всё предельно ясно. Как с одной стороны, так и с другой. avar_zaur пресекает желание "обелить" риба и попытку согласиться с тем, чтобы ввести в риба в исламские финансовые инструменты...

x 31 Мая 2010г.
Ответить

avar_zaur- Вы не поняли behruzhimo

Halida 31 Мая 2010г.
Ответить

Финансовая система в России - это ужас. Чтобы купить в кредит, надо отдать расплодившимся как грибы после дождя банкам (было лишь вчера) от 16% и выше. Государство узаконивает грабеж народа в пользу любителей проматывать 2тыс. долларов за завтрак,проигрывателей в казино и вообще красиво пожить за счет грабежа народа. Если уж этот ангажированный писака взялся говорить об исламской системе и "прозрачной" Европе,почему-то он стыдливо,засунув себе кляп в одно место, умолчал, что не худо бы, в таком случае, перейти России на "европейское" ростовщичество в 4-6 процентов го...
Читать дальше

avar_zaur 30 Мая 2010г.
Ответить

Уважаемый behruzhimo: "Слово "риба" не обязательно означает ссудный процент, некоторые алимы считали, что "риба" это завышенный процент, спекуляции, полученние дохода без затраты труда и т.д." Вы не знакомы с аятами Корана и хадисы, которые запрещают давать и брать деньги в рост? Что это за алимы, которые разрешают ссудный процент? ссылки в студию пожалуйста. "Мы должны быть прагматичными. В принципе мы так и поступаем, а на собак, которые лают, нам плевать.." Это верно, но грань ...
Читать дальше

Orthodox 30 Мая 2010г.
Ответить

Ничего автор не злится и спокойно прав в том, что исламская экономика по сути крайне нефтезависимая (продажа сырья) от Запада и его технологий. Мусульмане даже одеты в европейские камзолы. Нелегко быть мусульманином в нашем 21 веке

Orthodox 30 Мая 2010г.
Ответить

В принципе статья хорошая но далеко неполная. К сожалению, автор статьи вовсе не говорит о том, что т.н. исламкая экономика имеет институт подчинения и порабощения "неверных". Вспомним хотя бы знаменитую "джизью" Нет. Ислам не пройдет

ahmad_shah 30 Мая 2010г.
Ответить

Дешевка, а не статья! "Европейские традиции прозрачности" и "восточная клановость" ))) Типичный исламофоб. Когда я защищал дипломную работу на тему "Исламская экономическая модель на примере исламских банков" в 2004 году в РУДНе, мне тоже задавали ироничные (мягко сказать) вопросы, скептически смеялись во время защиты, руководитель не пришла на защиту, но на все воля Аллаха, я защитил ее на 5, а "Исламские финансы" развиваются семимильными шагами. ...
Читать дальше

Яндекс.Метрика