Информационное
агентство России
2°C
18 ноября, 20:35

Под знаком красного полумесяца

muh
Под знаком красного полумесяца
Ислям Курмашев: При строительстве мечети чеченцы просили благословения Аллаха

Древние поселения в Лунинском районе Пензенской области были основаны на правом берегу реки Шукши во 2-й половине XVII века. В «Строельной книге города Пензы» за 1665 год упоминаются три двора посопной мордвы в устье речки Шукши при впадении в полноводную Суру ( главная водная артерия губернии). После перевода служилых людей на новые места здесь образовались две слободы: русская Усть-Шукша и расположенная неподалеку татарская деревня Синорово (простонародное название Татарская Шукша). Позднее Усть-Шукша стала именоваться по храму селом Архангельским, а по этническому составу Русской Шукшей.

Эти места — родословная вотчина предков кинорежиссера Всеволода Пудовкина, и предполагаемая родина далеких предков писателя Василия Шукшина. По обнаруженным учеными метрикам установлено, что они переселились на Алтай в 1867 году из мордовского села Толкаевка Самарской губернии. В научной литературе распространена гипотеза, что его основателями являются выходцы из Пензенской губернии, с берегов Шукши. Река Шукша имеет длину 84 км. и водосборную площадь 946 кв. км. На всем протяжении она течет по безлесному открытому плато. Древнее топонимическое название, образованное от финно-волжского слова "шокш" – "рукав, приток", упоминалось еще в начале первого тысячелетия нашей эры. Во второй половине XVI века вдоль берегов реки с одноименным названием проходила линия мещерских сторож.

Подсказка
Подсказка
Река Шукша таит предания глубокой старины

История села Синорово тесно связана с древними вехами освоения пензенского края в XVII веке. После присоединения Поволжья к Московскому государству началась активная миграция татар-мишарей по Среднему Поволжью и Приуралью, что привело к разбросанности их поселений, особенно с началом строительства засечных черт.

Служилые татары из Темникова, Алатыря и Арзамаса пришли в Верхнее Примокшанье еще в 1630 году. Они принимали активное участие в основании засечных черт Верхнего и Нижнего Ломова, Керенска, где вскоре обосновались роды татарских мурз Алышевых, Кашаевых, Кугушевых, Тенишевых. В 1660–1680 годах темниковские татары участвовали в строительстве сторожевых крепостей Мокшана, Пензы и Городища. Они же основали деревни Синорово и Шелтайсу (Мазыренка).

По данным историка Алексея Хвощева (1870-1935), а также исследователя пензенского края Михаила Полубоярова, татаро-мишарская деревня Синорово основана около 1665 года как военное поселение, чтобы препятствовать продвижению степняков-кочевников по Сурской долине. Ее костяк составили 52 выходца из Ломовского уезда во главе с Порайкой Байгузиным. Служилых людей поверстали в конные казаки и наделили землями из "дикого поля". В конце XVIII века здесь числились земли за татарином деревни Индерка Курамши Абдуловым, новокрещенным татарином Осипом Ушаковым, премьер-майором Иваном Чуфаровым и другими помещиками. Впоследствии, для разграничения по этническому составу, село переименовали в Татарскую Шукшу. В 1877 году в селе имелось 213 дворов и две мечети. Самый большой пик численности населения — 2323 человека — приходится на 1930 год. К тому времени в селе была построена третья мечеть. По данным на 1996 год в нем оставались 383 жителя.

В области про Синорово знают мало. В простонародье за ним закрепилось название Татарская Шукша. Люди обычно спрашивают: Ты из Лунино? Из Шукши? Ну, значит татарин! Название старинного села Синорово возродилось уже при коммунистах. Так оно стало именоваться, когда в этих местах образовался колхоз имени Буденного, одним из филиалов которого стало отделение "Синоровское".

Старые аксакалы своим детям и внукам рассказывали, что в селе были три мечети, но своих имамов не было. В двух махаллях проводили намазы выходцы их села Усть-Уза Шемышейского района. В третьей мечети выходец из села Елюзани. Из какой именно, уточнить сейчас сложно. Таких населенных пунктов в Пензенской области три: Нижняя, Средняя и Верхняя Елюзань. Местные имамы появились здесь в первые годы советской власти. Они не дали упасть мусульманской вере, но после войны мечети разобрали на нужды народного хозяйства.

Подсказка
Подсказка
Мечеть в Синорово. Обращение к исламу поддерживает исторические корни

Своим новым возрождением Синорово также обязано приезжим. Одним из таких подвижников является председатель местной религиозной организации мусульман Ислям Фяттяхович Курмашев. Сам он родом из села Средняя Елюзань, где детям преподносили религию с малых лет. Когда он приехал в Синорово, никаких условий для совершения богослужений здесь не было.

Первым делом мусульмане арендовали под мечеть помещение в клубе. Начали проводить пятничные молитвы. А потом освободилось здание детского сада. Его передали с баланса бывшего колхоза сельской администрации, которая содержать здание не смогла.

Уважаемые люди обратились в сельсовет и районную администрацию с просьбами передать его мусульманам. Чтобы объект не растащили, власти приняли решение передать его в безвозмездное пользование мусульманам под мечеть.

Вскоре закипела работа. Над селом поднялись ввысь шпили двух минаретов, увенчанных полумесяцем. Кстати, возводили мечеть выходцы из Чеченской республики. Весть о том, что в Синорово открылась мечеть, мгновенно облетела округу. На ближайшие 40 верст мусульманские культовые учреждения есть только в Пензе и селе Саловка Иссинского района. Основой костяк прихожан составляют татары, приезжие чеченцы и азербайджанцы, а также выходцы из села, проживающие в районном центре. На пятничные намазы приезжают мусульмане из соседних деревень: Проказны, Вазерок, Болотниково, Танеевки, Иванырса, Большого и Лесного Въяса. Но на большие праздники, несмотря на просторное помещение, в мечети бывает тесновато. Исполняет обязанности имама мечети уроженец Кавказа Султан Хунаев, женатый на местной татарке. Кроме того, религиозная организация мусульман села Синорово поддерживает тесные отношения с мактабом региональной общественной организации "Просвещение" в Пензе. Оттуда они получают методическую литературу по проведению лекций и мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Вместе с филиалом Лунинской центральной больницы, зданиями начальной общеобразовательной школы и торгового центра, мечеть образует законченный архитектурный облик села.

"Когда чеченцы закладывали мечеть, они, наверное, говорили ценные для мусульман слова, — рассказал "IslamNews" Ислям Фяттяхович Курмашев. — Поэтому мы так дружно здесь и живем. Сейчас у нас остался последний штрих — перевести мечеть в собственность религиозной организации. На совете религиозной общины рассматривался и вопрос о судьбе фельдшерско- акушерского пункта, который арендует часть здания. Но мы решили, что ФАП и мечеть дополняют друг друга и созданы на благо людей. В селе есть старики и больные люди, которые нуждаются в медицинской помощи. Они смогут не только помолиться, но и подлечить свое здоровье. Синорово живет, как говорят мусульмане, благодоря Аллаху, который не дает угаснуть в этих местах исламу. Большую помощь в решении организационных вопросов нам оказывает председатель Пензенской региональной общественной организации мусульман "Просвещение" Абдуррауф Забиров.

Подсказка
Подсказка
Храм Михаила Архангела. Русские села в Пензенской области вымирают

А Русская Шукша доживает последние дни. В то время как в Синорово нет проблем с газом и водоснабжением, а в рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК" открылся мини–завод по переработке мяса, в соседнем селе полное запустение. Работоспособное население оттуда выехало, остались одни старики.

Школа сгорела. Воды в селе нет. Дома по старинке отапливаются дровами. Аптеки и магазина тоже нет. Хлеб подвозят один раз в неделю, но и такой график не выдерживается. С немым укором взирают на православных развалины храма Михаила Архангела, сквозь бреши которого проглядываются заросшие бурьяном поля. В последние три десятилетия люди храм не посещают. Все чаще сюда наведываются козы да коровы.

Лишь на том месте, где Шукша соединяется с красавицей Сурой, начинаешь ощущать величие природы и бренность человеческого бытия. По новому гидропроекту река будет соединяться с главной артерией области, огибая село. Наизнанку выворачивают душу пророческие строки Василия Шукшина: "Там и деревня моя была…" Вымирает Шукша-то!

Справка
По уездным статистическим данным конца XIX века, жители многих русских поселений Рязанской, Тамбовской, Пензенской и других губерний – это обрусевшие татары. Особенно много крещеных потомков татарских мурз проживало в Пензенской губернии. По данным 1897 года только половина из них считали себя татарами по происхождению. У остальных о татарских корнях сохранились только семейные предания.

На 1990 год в России проживало около 5,5 млн. татар, из них 80 тысяч, в основном мишари, в Пензенской области. Наибольшее число татарских авылов (от 42 до 48 процентов от всего населения) сосредоточено в Неверкинском и Городищенском районах. Чуть меньше (от 20 до 30 процентов) в Сосновоборском, Кузнецком, Каменском и Лопатинском районах. Чуть меньше ( от 11 до 14,5 процентов) в Пачелмском и Шемышейском районах. Небольшое количество татар проживает в Пензе и других районах. Все они относятся к кузнецкой подгруппе волжско-правобережной группы татар-мишарей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: