Вслед за утверждением новой государственной даты – Дня принятия христианства – логично встал вопрос о подобном празднике для мусульман – но… сразу возникли разногласия.
Можно ли в светском государстве отмечать праздники религиозных конфессий?
На первый взгляд, ответ выглядит просто: конечно же, нет! – говорят знатоки Конституции, – у нас ведь религия отделена от государства. И объясняют, что новая, из госбюджета финансируемая праздничная дата 28 июля, ставшая усилиями РПЦ общей для всех граждан РФ, исстари отмечалась только по церковному календарю и только православными, как День святого равноапостольного великого князя Владимира.
Часть исламских деятелей сразу же присоединилась к протестующим против «православной клерикализации». Но другие быстро перехватили инициативу и выступили со встречной, дополняющей: ввести также и День принятия ислама, и тоже в масштабах всей страны. Аргументы таковы: ислам на территории современной Российской Федерации был принят ранее христианства, и для многих народов нашей многонациональной страны являлся государствообразующим; значит, его роль для общества не менее велика, чем роль христианства. При таком подходе не было и речи об «угрозе клерикализации». Скорее наоборот, подспудно было заявлено: всё, что делает в социуме РПЦ МП, мусульманам следует форсированно дублировать, ибо именно в этом преимущество демократической Конституции, декларирующей равные права для всех.
Затруднительно сказать, как именно мусульмане России будут принимать и отмечать такой праздник, но очевидно, что сама идея может быть плодотворной. Как минимум, это день осмысления исторических путей России и её многочисленных народов, осмысления общих для всех «детей Авраама» духовных и нравственных проблем, наконец, повод для активизации исламо-христианского диалога в теории и общих социальных действий на практике. В конце концов, христианство с точки зрения акиды (исламского вероучения) – это часть общего авраамического наследия, веры последователей Ибрахима (Авраама – мир ему), а «христиане – самые близкие по вере», как говорится в Коране. Христиан мусульмане обязаны почитать как «ахль аль-китаб» – «людей Священного Писания».
Все мы, мусульмане – граждане России, по сути, самим фактом своего гражданства берём на себя обязательство соблюдать договор именно с этим государством – значит, мы заинтересованы в его благополучии и развитии. А разве возможны благополучие и развитие в обществе без нравственных ценностей?
Опыт вседозволенности на руинах советского атеизма в 1990-ые и в начале 2000-ых годов показал нам наглядно, что значит жить среди людей, потерявших веру. Мы сколько угодно можем критиковать псевдо-веру марксистов-коммунистов, гневаться на их антирелигиозную политику, но всё же вынуждены признать, что советское общество имело свою специфическую «советскую мораль» и «нравственный кодекс». Потерявшие остатки даже такой «веры» люди на наших глазах превратились кто в циников-олигархов, кто в жалких и не менее аморальных бомжей, взрослые потеряли контроль над молодёжью… винтики «общества потребления» стали безликими и беспринципными, массовая культура сменилась «шоу-бизнесом» и ею овладели «черепа и кости»… – народ завис на грани самоистребления… Недаром Солженицын высказал самую главную задачу для нашего поколения так кратко: нужна политика «сбережения народа».
Итак, нам просто для выживания нужны некие инструменты, инициативы, механизмы для «сбережения народа». Если будет соблюдён именно такой государственно-нравственный ракурс, то День принятия христианства, дополненный подобными днями иных конфессий, станет важен и полезен для всей страны.
Чтобы это моё утверждение не показалось благодушным, позвольте привести пример «от обратного». На днях я участвовал в телемосте российского телеканала «Русия аль-Яум»: вместе с главным редактором парижского журнала «Ле Монд дипломатик» Аланом Грешем мне предложили обсудить инициативу президента Франции Николя Саркози – запрет женщинам носить на улицах никаб (паранджу). Первое, что пришлось сказать: такая одежда вовсе не предписана исламом, а замысел Саркози – удар не столько по мусульманам, сколько по самой демократии и по Конституции Франции. Кстати, с тем же осуждением выступают и Госсовет Франции и её правозащитники. Но второе для меня стало даже более важным: я заявил, что президент, который, вступив в должность, берёт в жёны известную своими порнографическими фотоизображениями в Интернете и глянцевых журналах девицу, которая теперь издаёт свои песни с романтизацией наркотиков – вот подлинная угроза Франции и всем европейским ценностям! Карла Бруни, как известно, из аристократической итальянской семьи… теперь она жена первого лица Франции…
Европа в целом дехристианизирована, и там под вывеской «защиты христианских ценностей Европы» всё чаще выступают те силы, что требуют одновременно и запрета на строительство минаретов в Швейцарии, и запрета на католические распятия в школах Италии. Почти все ниши молодёжных субкультур захватили уже не скрывающиеся сатанисты, содомиты и наркоманы. И вот это та самая «передовая Европа», которая стремится стать «наставницей» и для нас, россиян. А разве мы согласны? Разве мы не различаем духов?
Прошу прощения за такое отступление – но оно мне понадобилось, чтобы посмотреть на проблематику с введением Дней крещения Руси и принятия ислама с остро актуальной стороны. Перспектива однозначна: если мы не восстановим нашу религиозную идентичность, мы превратимся в «римлян периода упадка». Вижу именно здесь нерв, побуждающий принимать новые государственные праздники, выявляющие наши связи с предками и их духовным наследием. И такие праздники должны быть общими для всех народов и всех конфессий – иначе и к нам докатится «эхо Саркози», моральное разложение постхристианского мира. Да, такие праздники – в государственно-культурном аспекте – должны быть в нашем светском государстве, если мы хотим, чтобы народ имел нравственные основы и так был сбережён.
Бег наперегонки вглубь истории: Булгар или Дербент?
Столь сложное историческое объединение, как Российская Федерация, как известно, вовлекло в свою орбиту подчас совершенно разные по языку и менталитету народы. Великие мировые религии Единобожия, принципиально интернациональные, столетиями вели воспитательную работу, помогая людям преодолеть узко-национальное (трайбалистское, то есть племенное) мышление. Параллельно над этим же трудилось и государство, заинтересованное в сплочённости населения. Удалось ли это навсегда и окончательно? Увы, до сих пор – нет. Совсем недавно мы были свидетелями, как православные Украины поддались на провокации режима Ющенко, откровенно антироссийского, и только сейчас нанесённые раны, кажется, удаётся излечивать. Но по-прежнему общая православная вера беспомощна перед нынешними политиками в Грузии и Молдавии.
Пусть не в такой резкой форме, но остатки трайбализма обозначились и у нас – сразу в начале полемики о принятии Дня ислама. С одной стороны, все согласны, что идея, которую первыми выдвинули крупные политики Татарстана, абсолютно справедлива и обоснована не только с исторической точки зрения (ислам пришёл на территорию России гораздо раньше христианства, то есть ранее 988 года), но и с позиции современных реалий, в условиях усиления роли мусульман в различных сферах жизни. С другой стороны, примечательно, что российские власти сразу же поддержали идею появления мусульманского праздника наряду с православным. Об этом ярко высказался такой видный деятель, как спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Значит, в этом вопросе сошлись в согласии и представители народов, укоренённых в исламе, и политики высшего эшелона: все убеждены в том, что праздник нужен и важен. Так быстро найденный консенсус сначала, несомненно, обрадовал. Но процесс вдруг застопорился…
Почему? Возникли определённые трудности: у представителей разных регионов РФ существуют разные мнения о дате прихода ислама. Вот фактура, известная всем историкам: в Дагестане это произошло в 8 веке по григорианскому календарю (удивительно – уже во 2 веке по хиджре!), у тюркских племён Северного Причерноморья в 9 веке, у тюрков в Поволжье в 10 веке. В итоге, на данный момент, в Татарстане и на Кавказе нет консенсуса по поводу того, какую именно дату взять за отправную точку.
Другой важный вопрос: а по какому летоисчислению следует провести праздник, по хиджре, либо по григорианскому календарю? Ведь из Татарстана озвучена, мягко говоря, странная идея: взять за отправную «дату принятия ислама Волжской Булгарией» 21 мая 922 года нашей эры. То есть, получается, в текущем году (2010 н.э.) мы празднуем либо 1088-ую, либо 1121-ую годовщину события? Получается, что считать по хиджре, а отмечать, как предлагается, 21 мая – непродуманно и несерьёзно.
Но даже не то столь важно. Каждый, кто не поленится взять в руки «Записки» Ибн Фадлана, единственный письменный источник по этому вопросу, прочитает, что послов из Багдада, прибывших в 922 году на берега Волги, уже встречали… и азан, и мечети, и своеобразная по обычаям умма, что целью визита гостей из Багдада было вовсе не создание религиозной общины (или торжественное миссионерство), но геополитическая задача – сделать местного хана союзником. И цель эта не была достигнута. Более того, хан Алмуш отругал посланников из Багдада за обман (они привезли не все обещанные деньги) и выгнал их с позором. Автор этого исторического документа – секретарь, а не глава посольства Ибн Фадлан – фиксирует, что вернувшись в Багдад, убедился в провале замысла сделать северных по отношению к Халифату тюрок-мусульман союзниками Багдада… Его «Записки» бесценны в своей простоте, честности и достоверности. И никаких оснований для «государственного триумфа» они не дают! Именно этот текст подтверждает иные источники в пользу существования мусульман среди тюрок Поволжья в более ранее время.
Но почему же в конце 1980-ых годов ЦДУМ стал утверждать именно эти события, и конкретно этот день 21 мая – «Днём государственного принятия ислама Волжской Булгарией»? Парадокс в том, что благой замысел был… копией только что впервые проведённого на государственном уровне (ещё при атеистическом режиме СССР!) Дня тысячелетия крещения Руси в 1988 году. Мусульманским деятелям срочно захотелось сдублировать опыт патриархии – даже невзирая на широко опубликованные документы… И теперь на этот грандиозный «праздник» ежегодно собирается в Булгаре масса людей, а ушедший с поста президента Татарстана Минтимер Шаймиев вдохновился идеей заняться воссозданием Великого Булгара не просто как уникального памятника мировой и тюркской культуры (что объективно отмечено ЮНЕСКО), но как священного места государственного принятия ислама.
Между тем, все тюркологи знают о том, что племена, проживавшие в предгорьях Северного Кавказа, в том числе тюркские и тюрко-иранские, позднее откочевавшие на север, в земли современного Татарстана, принимали ислам в 3 веке хиджры, ещё до похода Ибн Фадлана на Волгу. Наконец, мы имеем надёжный документ, первое документальное свидетельство широкого распространения ислама среди волжских булгар – от арабского энциклопедиста Абу Али Ахмеда ибн Омара ибн Русте (автора книги «Аль-а'ляк ан-нафиса» – «Дорогие драгоценности»), который не позднее 903 года писал о том, что булгары в большинстве своём мусульмане, и правитель их – мусульманин. Во всех городах у них мечети и медресе. Впрочем, есть предположения о том, что ещё ранее хан Айдар, правивший в 827-839 годы и объединивший племена булгар и сувар, уже был мусульманином. (
http://www.islamdag.ru/vse-ob-islame/2480)
Почему же не эти события вдохновляют потомков древних тюрков? Потому что не столь «картинны», более дробны… хоть и более достоверны? Налицо явный сбой исторической памяти огромного народа.
От себя ещё замечу: как вообще серьёзно можно оспаривать факт появления сахабов (учеников, сподвижников пророка Мухаммада, мир ему) на юге современного Дагестана уже во 2 веке хиджры? Разве трудно посетить их могилы в Дербенте? Трудно узнать время постройки Джума-мечети Дербента – древнейшей из сохранившихся на территории нынешней РФ? И могилы, и мечеть явно появились ранее 922, и даже ранее 903 годов…
Что прочнее – местечковость или исламское и государственное единство?
Получается, что инициатива введения Дня принятия ислама в России – хорошая, всеми фактически одобренная, но сырая, концептуально, исторически и богословски непроработанная, и по-государственному непродуманная.
Очевидно, главный вопрос, который необходимо решить в первую очередь – это согласие всей российской уммы по вопросу о дате и месте «отправной точки». Мы с минбаров неустанно повторяем прекрасный призыв Корана – «держитесь за вервь Аллаха и не разъединяйтесь», а на деле пока сидим каждый в своём «трайбалистском болоте» и не слышим братьев по вере. В целом сейчас картина такова. Татары предлагают праздновать День принятия ислама в Волжской Булгарии, с чем явно не соглашаются дагестанцы (да и другие народы Кавказа). Ведь дата присоединения Дербента к Халифату не меньше соответствует названию этого праздника и подтверждена разными историческими источниками, ибо Дагестан (Дербент) находится всё-таки на территории общего для всех нас государства – России. А ведь мы призваны быть по-мусульмански едины как в своей среде, так и перед государством.
Посему необходимо достижение консенсуса по данному вопросу прежде всего между основными ДУМами (Духовными управлениями мусульман). Кстати, быть может, в этом вопросе им могут помочь республиканские власти?
Пока же получается, что для установления даты в масштабах всей России, выражаясь по-журналистски, материал сыроват. А вот в масштабах каждого региона – так можно вводить уже и сейчас! Разве кто-то мешает? Но не приведёт ли это к «разнополосице», увяжется ли со стремлением уммы быть единой перед лицом иных конфессий, перед обществом и государством? Целесообразно ли это с государственной точки зрения? Увязано ли будет такое решение с интернациональной сутью ислама и его исторически проверенной способностью строить партнёрские отношения с демократическим государством и способствовать становлению гражданского общества? Вопросов много… Участников процесса, «игроков на поле» тоже много…
Уверен, что и ДУМам, и республикам необходимо срочно решить вышеупомянутые вопросы, если они, действительно, хотят появления такого праздника, который бы объединял, а не раскалывал российских мусульман. Итак, насущно необходим консенсус всех ДУМов, определение чёткой даты, и желательно, по общепринятому в России григорианскому календарю (чтобы праздник, как и в случае с Днём принятия христианства, вышел за рамки конфессии и был принят всем обществом как важный для становления духовности и государственности России). Пора заполнить постсоветский духовный вакуум ценностями отечественных традиций Единобожия.
Так что, уважаемые братья-мусульмане, давайте не будем рубить с плеча, следовать по горячим следам РПЦ (которая, кстати, не имеет расхождений по дате крещения Руси и по многим другим моментам), а сядем – проработаем этот вопрос до конца, привлечём к экспертизе учёных-историков, найдём консенсус между собой и потом предложим законодателям одну дату!
Джаннат Сергей Маркус
Культуролог, Москва, 12 июня 2010 года – День России
Ответить
Причем здесь какой именно день?! А что все согласны с исторической точностью дня принятия Христианства? Смысл в том, что если есть день принятия Христианства, то должне быть день принятия Ислама, Буддизма. Так как это три основные религии жителей России. Автор пытается софистическим способом уйти от проблемы?
Ответить
_QUOTEА новообращенные вообще могут отмечать каждый свой собственный "день принятия ислама" Хорошая идея!
Ответить
Будет ли в России единый День принятия Ислама? Остается выяснить для кого и зачем?
Ответить
Спасибо брат! Да только жаль что не будет все это услышана нашими чалмоноссами ибо они уже утвердили себе праздник такой каким они его видят в угоду себе.
Ответить
А новообращенные вообще могут отмечать каждый свой собственный "день принятия ислама" .... :) А в целом хочется сказать, что такое тупое занятие, как окрашивание дат календаря в красный цвет - не самая первоочередная задача для мусульман России. И если муфитятам реально больше нечем заняться, то вполне понятна их инертность в вопросе установления единых дат: установи они ее сейчас, не о чем будет марать бумагу и выступать перед камерами еще добрых полгода-год.
Ответить
_QUOTEА новообращенные вообще могут отмечать каждый свой собственный "день принятия ислама" Хорошая идея!