Будет ли в России единый День принятия ислама?

Великий Булгар
Вслед за утверждением новой государственной даты – Дня принятия христианства – логично встал вопрос о подобном празднике для мусульман – но… сразу возникли разногласия.



Можно ли в светском государстве отмечать праздники религиозных конфессий?



На первый взгляд, ответ выглядит просто: конечно же, нет! – говорят знатоки Конституции, – у нас ведь религия отделена от государства. И объясняют, что новая, из госбюджета финансируемая праздничная дата 28 июля, ставшая усилиями РПЦ общей для всех граждан РФ, исстари отмечалась только по церковному календарю и только православными, как День святого равноапостольного великого князя Владимира.



Часть исламских деятелей сразу же присоединилась к протестующим против «православной клерикализации». Но другие быстро перехватили инициативу и выступили со встречной, дополняющей: ввести также и День принятия ислама, и тоже в масштабах всей страны. Аргументы таковы: ислам на территории современной Российской Федерации был принят ранее христианства, и для многих народов нашей многонациональной страны являлся государствообразующим; значит, его роль для общества не менее велика, чем роль христианства. При таком подходе не было и речи об «угрозе клерикализации». Скорее наоборот, подспудно было заявлено: всё, что делает в социуме РПЦ МП, мусульманам следует форсированно дублировать, ибо именно в этом преимущество демократической Конституции, декларирующей равные права для всех.



Затруднительно сказать, как именно мусульмане России будут принимать и отмечать такой праздник, но очевидно, что сама идея может быть плодотворной. Как минимум, это день осмысления исторических путей России и её многочисленных народов, осмысления общих для всех «детей Авраама» духовных и нравственных проблем, наконец, повод для активизации исламо-христианского диалога в теории и общих социальных действий на практике. В конце концов, христианство с точки зрения акиды (исламского вероучения) – это часть общего авраамического наследия, веры последователей Ибрахима (Авраама – мир ему), а «христиане – самые близкие по вере», как говорится в Коране. Христиан мусульмане обязаны почитать как «ахль аль-китаб» – «людей Священного Писания».



Все мы, мусульмане – граждане России, по сути, самим фактом своего гражданства берём на себя обязательство соблюдать договор именно с этим государством – значит, мы заинтересованы в его благополучии и развитии. А разве возможны благополучие и развитие в обществе без нравственных ценностей?



Опыт вседозволенности на руинах советского атеизма в 1990-ые и в начале 2000-ых годов показал нам наглядно, что значит жить среди людей, потерявших веру. Мы сколько угодно можем критиковать псевдо-веру марксистов-коммунистов, гневаться на их антирелигиозную политику, но всё же вынуждены признать, что советское общество имело свою специфическую «советскую мораль» и «нравственный кодекс». Потерявшие остатки даже такой «веры» люди на наших глазах превратились кто в циников-олигархов, кто в жалких и не менее аморальных бомжей, взрослые потеряли контроль над молодёжью… винтики «общества потребления» стали безликими и беспринципными, массовая культура сменилась «шоу-бизнесом» и ею овладели «черепа и кости»… – народ завис на грани самоистребления… Недаром Солженицын высказал самую главную задачу для нашего поколения так кратко: нужна политика «сбережения народа».



Итак, нам просто для выживания нужны некие инструменты, инициативы, механизмы для «сбережения народа». Если будет соблюдён именно такой государственно-нравственный ракурс, то День принятия христианства, дополненный подобными днями иных конфессий, станет важен и полезен для всей страны.



Чтобы это моё утверждение не показалось благодушным, позвольте привести пример «от обратного». На днях я участвовал в телемосте российского телеканала «Русия аль-Яум»: вместе с главным редактором парижского журнала «Ле Монд дипломатик» Аланом Грешем мне предложили обсудить инициативу президента Франции Николя Саркози – запрет женщинам носить на улицах никаб (паранджу). Первое, что пришлось сказать: такая одежда вовсе не предписана исламом, а замысел Саркози – удар не столько по мусульманам, сколько по самой демократии и по Конституции Франции. Кстати, с тем же осуждением выступают и Госсовет Франции и её правозащитники. Но второе для меня стало даже более важным: я заявил, что президент, который, вступив в должность, берёт в жёны известную своими порнографическими фотоизображениями в Интернете и глянцевых журналах девицу, которая теперь издаёт свои песни с романтизацией наркотиков – вот подлинная угроза Франции и всем европейским ценностям! Карла Бруни, как известно, из аристократической итальянской семьи… теперь она жена первого лица Франции…



Европа в целом дехристианизирована, и там под вывеской «защиты христианских ценностей Европы» всё чаще выступают те силы, что требуют одновременно и запрета на строительство минаретов в Швейцарии, и запрета на католические распятия в школах Италии. Почти все ниши молодёжных субкультур захватили уже не скрывающиеся сатанисты, содомиты и наркоманы. И вот это та самая «передовая Европа», которая стремится стать «наставницей» и для нас, россиян. А разве мы согласны? Разве мы не различаем духов?



Прошу прощения за такое отступление – но оно мне понадобилось, чтобы посмотреть на проблематику с введением Дней крещения Руси и принятия ислама с остро актуальной стороны. Перспектива однозначна: если мы не восстановим нашу религиозную идентичность, мы превратимся в «римлян периода упадка». Вижу именно здесь нерв, побуждающий принимать новые государственные праздники, выявляющие наши связи с предками и их духовным наследием. И такие праздники должны быть общими для всех народов и всех конфессий – иначе и к нам докатится «эхо Саркози», моральное разложение постхристианского мира. Да, такие праздники – в государственно-культурном аспекте – должны быть в нашем светском государстве, если мы хотим, чтобы народ имел нравственные основы и так был сбережён.



Бег наперегонки вглубь истории: Булгар или Дербент?



Столь сложное историческое объединение, как Российская Федерация, как известно, вовлекло в свою орбиту подчас совершенно разные по языку и менталитету народы. Великие мировые религии Единобожия, принципиально интернациональные, столетиями вели воспитательную работу, помогая людям преодолеть узко-национальное (трайбалистское, то есть племенное) мышление. Параллельно над этим же трудилось и государство, заинтересованное в сплочённости населения. Удалось ли это навсегда и окончательно? Увы, до сих пор – нет. Совсем недавно мы были свидетелями, как православные Украины поддались на провокации режима Ющенко, откровенно антироссийского, и только сейчас нанесённые раны, кажется, удаётся излечивать. Но по-прежнему общая православная вера беспомощна перед нынешними политиками в Грузии и Молдавии.



Пусть не в такой резкой форме, но остатки трайбализма обозначились и у нас – сразу в начале полемики о принятии Дня ислама. С одной стороны, все согласны, что идея, которую первыми выдвинули крупные политики Татарстана, абсолютно справедлива и обоснована не только с исторической точки зрения (ислам пришёл на территорию России гораздо раньше христианства, то есть ранее 988 года), но и с позиции современных реалий, в условиях усиления роли мусульман в различных сферах жизни. С другой стороны, примечательно, что российские власти сразу же поддержали идею появления мусульманского праздника наряду с православным. Об этом ярко высказался такой видный деятель, как спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Значит, в этом вопросе сошлись в согласии и представители народов, укоренённых в исламе, и политики высшего эшелона: все убеждены в том, что праздник нужен и важен. Так быстро найденный консенсус сначала, несомненно, обрадовал. Но процесс вдруг застопорился…



Почему? Возникли определённые трудности: у представителей разных регионов РФ существуют разные мнения о дате прихода ислама. Вот фактура, известная всем историкам: в Дагестане это произошло в 8 веке по григорианскому календарю (удивительно – уже во 2 веке по хиджре!), у тюркских племён Северного Причерноморья в 9 веке, у тюрков в Поволжье в 10 веке. В итоге, на данный момент, в Татарстане и на Кавказе нет консенсуса по поводу того, какую именно дату взять за отправную точку.



Другой важный вопрос: а по какому летоисчислению следует провести праздник, по хиджре, либо по григорианскому календарю? Ведь из Татарстана озвучена, мягко говоря, странная идея: взять за отправную «дату принятия ислама Волжской Булгарией» 21 мая 922 года нашей эры. То есть, получается, в текущем году (2010 н.э.) мы празднуем либо 1088-ую, либо 1121-ую годовщину события? Получается, что считать по хиджре, а отмечать, как предлагается, 21 мая – непродуманно и несерьёзно.



Но даже не то столь важно. Каждый, кто не поленится взять в руки «Записки» Ибн Фадлана, единственный письменный источник по этому вопросу, прочитает, что послов из Багдада, прибывших в 922 году на берега Волги, уже встречали… и азан, и мечети, и своеобразная по обычаям умма, что целью визита гостей из Багдада было вовсе не создание религиозной общины (или торжественное миссионерство), но геополитическая задача – сделать местного хана союзником. И цель эта не была достигнута. Более того, хан Алмуш отругал посланников из Багдада за обман (они привезли не все обещанные деньги) и выгнал их с позором. Автор этого исторического документа – секретарь, а не глава посольства Ибн Фадлан – фиксирует, что вернувшись в Багдад, убедился в провале замысла сделать северных по отношению к Халифату тюрок-мусульман союзниками Багдада… Его «Записки» бесценны в своей простоте, честности и достоверности. И никаких оснований для «государственного триумфа» они не дают! Именно этот текст подтверждает иные источники в пользу существования мусульман среди тюрок Поволжья в более ранее время.



Но почему же в конце 1980-ых годов ЦДУМ стал утверждать именно эти события, и конкретно этот день 21 мая – «Днём государственного принятия ислама Волжской Булгарией»? Парадокс в том, что благой замысел был… копией только что впервые проведённого на государственном уровне (ещё при атеистическом режиме СССР!) Дня тысячелетия крещения Руси в 1988 году. Мусульманским деятелям срочно захотелось сдублировать опыт патриархии – даже невзирая на широко опубликованные документы… И теперь на этот грандиозный «праздник» ежегодно собирается в Булгаре масса людей, а ушедший с поста президента Татарстана Минтимер Шаймиев вдохновился идеей заняться воссозданием Великого Булгара не просто как уникального памятника мировой и тюркской культуры (что объективно отмечено ЮНЕСКО), но как священного места государственного принятия ислама.



Между тем, все тюркологи знают о том, что племена, проживавшие в предгорьях Северного Кавказа, в том числе тюркские и тюрко-иранские, позднее откочевавшие на север, в земли современного Татарстана, принимали ислам в 3 веке хиджры, ещё до похода Ибн Фадлана на Волгу. Наконец, мы имеем надёжный документ, первое документальное свидетельство широкого распространения ислама среди волжских булгар – от арабского энциклопедиста Абу Али Ахмеда ибн Омара ибн Русте (автора книги «Аль-а'ляк ан-нафиса» – «Дорогие драгоценности»), который не позднее 903 года писал о том, что булгары в большинстве своём мусульмане, и правитель их – мусульманин. Во всех городах у них мечети и медресе. Впрочем, есть предположения о том, что ещё ранее хан Айдар, правивший в 827-839 годы и объединивший племена булгар и сувар, уже был мусульманином. (http://www.islamdag.ru/vse-ob-islame/2480)



Почему же не эти события вдохновляют потомков древних тюрков? Потому что не столь «картинны», более дробны… хоть и более достоверны? Налицо явный сбой исторической памяти огромного народа.



От себя ещё замечу: как вообще серьёзно можно оспаривать факт появления сахабов (учеников, сподвижников пророка Мухаммада, мир ему) на юге современного Дагестана уже во 2 веке хиджры? Разве трудно посетить их могилы в Дербенте? Трудно узнать время постройки Джума-мечети Дербента – древнейшей из сохранившихся на территории нынешней РФ? И могилы, и мечеть явно появились ранее 922, и даже ранее 903 годов…



Что прочнее – местечковость или исламское и государственное единство?



Получается, что инициатива введения Дня принятия ислама в России – хорошая, всеми фактически одобренная, но сырая, концептуально, исторически и богословски непроработанная, и по-государственному непродуманная.



Очевидно, главный вопрос, который необходимо решить в первую очередь – это согласие всей российской уммы по вопросу о дате и месте «отправной точки». Мы с минбаров неустанно повторяем прекрасный призыв Корана – «держитесь за вервь Аллаха и не разъединяйтесь», а на деле пока сидим каждый в своём «трайбалистском болоте» и не слышим братьев по вере. В целом сейчас картина такова. Татары предлагают праздновать День принятия ислама в Волжской Булгарии, с чем явно не соглашаются дагестанцы (да и другие народы Кавказа). Ведь дата присоединения Дербента к Халифату не меньше соответствует названию этого праздника и подтверждена разными историческими источниками, ибо Дагестан (Дербент) находится всё-таки на территории общего для всех нас государства – России. А ведь мы призваны быть по-мусульмански едины как в своей среде, так и перед государством.



Посему необходимо достижение консенсуса по данному вопросу прежде всего между основными ДУМами (Духовными управлениями мусульман). Кстати, быть может, в этом вопросе им могут помочь республиканские власти?



Пока же получается, что для установления даты в масштабах всей России, выражаясь по-журналистски, материал сыроват. А вот в масштабах каждого региона – так можно вводить уже и сейчас! Разве кто-то мешает? Но не приведёт ли это к «разнополосице», увяжется ли со стремлением уммы быть единой перед лицом иных конфессий, перед обществом и государством? Целесообразно ли это с государственной точки зрения? Увязано ли будет такое решение с интернациональной сутью ислама и его исторически проверенной способностью строить партнёрские отношения с демократическим государством и способствовать становлению гражданского общества? Вопросов много… Участников процесса, «игроков на поле» тоже много…

Уверен, что и ДУМам, и республикам необходимо срочно решить вышеупомянутые вопросы, если они, действительно, хотят появления такого праздника, который бы объединял, а не раскалывал российских мусульман. Итак, насущно необходим консенсус всех ДУМов, определение чёткой даты, и желательно, по общепринятому в России григорианскому календарю (чтобы праздник, как и в случае с Днём принятия христианства, вышел за рамки конфессии и был принят всем обществом как важный для становления духовности и государственности России). Пора заполнить постсоветский духовный вакуум ценностями отечественных традиций Единобожия.



Так что, уважаемые братья-мусульмане, давайте не будем рубить с плеча, следовать по горячим следам РПЦ (которая, кстати, не имеет расхождений по дате крещения Руси и по многим другим моментам), а сядем – проработаем этот вопрос до конца, привлечём к экспертизе учёных-историков, найдём консенсус между собой и потом предложим законодателям одну дату!



Джаннат Сергей Маркус

Культуролог, Москва, 12 июня 2010 года – День России

Автор: Джаннат Сергей Маркус

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

ahmad_shah 18 Июня 2010г.
Ответить

Причем здесь какой именно день?! А что все согласны с исторической точностью дня принятия Христианства? Смысл в том, что если есть день принятия Христианства, то должне быть день принятия Ислама, Буддизма. Так как это три основные религии жителей России. Автор пытается софистическим способом уйти от проблемы?

sergej 17 Июня 2010г.
Ответить

_QUOTEА новообращенные вообще могут отмечать каждый свой собственный "день принятия ислама" Хорошая идея!

Rafael 17 Июня 2010г.
Ответить

Будет ли в России единый День принятия Ислама? Остается выяснить для кого и зачем?

gabdulla 17 Июня 2010г.
Ответить

Спасибо брат! Да только жаль что не будет все это услышана нашими чалмоноссами ибо они уже утвердили себе праздник такой каким они его видят в угоду себе.

Rita Che 17 Июня 2010г.
Ответить

А новообращенные вообще могут отмечать каждый свой собственный "день принятия ислама" .... :) А в целом хочется сказать, что такое тупое занятие, как окрашивание дат календаря в красный цвет - не самая первоочередная задача для мусульман России. И если муфитятам реально больше нечем заняться, то вполне понятна их инертность в вопросе установления единых дат: установи они ее сейчас, не о чем будет марать бумагу и выступать перед камерами еще добрых полгода-год.

sergej 17 Июня 2010г.
Ответить

_QUOTEА новообращенные вообще могут отмечать каждый свой собственный "день принятия ислама" Хорошая идея!

Яндекс.Метрика