Спустя более пяти веков на месте средневекового города Афкула вновь зазвучал азан

Намаз на Рождественском городище

Намаз на Рождественском городище

Теги:



0
23 Июня 2010г. (11 Раджаб)

22 июня на территории Рождественского городища (с. Рождественск Пермского края, в 135 км на северо-запад от Перми) мусульмане Пермского края совершили общий намаз. Намаз был организован по просьбе профессора Андрея Белавина, под руководством которого на этом месте с 1985 года ведутся археологические раскопки.


Профессор Андрей Белавин

22 июня – день начала очередного этапа археологических исследований на Рождественском городище, существенно отличающегося от прежних: впервые пермские археологи будут использовать программно-аппаратный автоматизированный электроразведочный комплекс «Иднакар», что позволит определить планировку, выделить контуры основных археологических объектов на территории городища, обозначив места дальнейших раскопок. «Залучить» на Рождественское городище уникальный аппарат «Иднакар» родом из Ижевска позволил совместный (ПГПУ, Музей археологии и этнографии ПГПУ, Пермский филиал Института истории и археологии УрО РАН и Пермский муфтият) научный инициативный проект «Мечеть средневековой Афкулы», одобренный Российским фондом поддержки исламской культуры, науки и образования, который выделил грант на проведение нынешних археологических исследований.

И начать новый археологический сезон профессор Андрей Белавин и муфтий Мухаммедгали Хузин решили с намаза!

В пользу принятия столь непривычного для ученого мужа решения организовать мусульманский молебен на месте археологических раскопок послужила и давняя история, случившаяся с его коллегой – директором Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в Республике Татарстан (Болгары считаются первым местом вхождения ислама в Русь): во время реконструкции минарета, которому более 1000 лет, для установки нового купола-шатра вызвали вертолет; трижды он поднимал шатер, трижды пытался водрузить его на башню и трижды промахивался, несмотря на безветренную и ясную погоду; в конце концов, вертолет улетел на дозаправку, а директор музея – к слову, убежденный атеист – в это время собрал в Болгарах стариков-имамов, привел их к минарету и попросил помолиться. Усевшись вокруг минарета, они почти час молились. Вернувшийся с дозаправки вертолет установил шатер с первого раза!



Доктор исторических наук Наталья Крыласова рассказывает пермским мусульманам о Рождественском городище

СПРАВКА:
В результате многолетней работы Камской археолого-этнографической экспедиции Пермского государственного педагогического университета под руководством доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой отечественной истории и проректора ПГПУ по научной работе А. Белавина и доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Пермского филиала Института истории и археологии Уро РАН Натальи Крыласовой на одном из крупнейших средневековых археологических памятников Пермского края выявлен ряд древних объектов (подземный ход-лаз, колодец, остатки косторезной и 3-х гончарных мастерских, более полутора десятков жилых сооружений), исследовано более 120-ти языческих погребений на языческом некрополе и 26 мусульманских погребений (домонгольского времени). Основанием для датировки служат прямые аналогии с мусульманскими кладбищами домонгольской столицы Волжской Болгарии – города Биляра (IV и VI некрополи): одинаковая степень соблюдения кыблы, выразительность исламских черт обряда, наличие особого типа гробовых гвоздей и пр. X-XII вв. датируется наконечник стрелы, ставший причиной смерти одного из погребенных в могильнике, X- нач. XI вв. датируются бронзовая пронизка и поясная накладка, найденные в пространстве между мусульманскими могилами.

Материалы раскопок убедительно свидетельствуют о проживании на Рождественском городище, помимо финно-угров, достаточно крупной булгарской общины. Её представители занимались гончарным ремеслом, торговлей (собраны монеты, весовые гирьки, части от купеческих весов), земледелием (пахотные орудия булгарского типа), иными хозяйственными делами. Булгарская община, вероятно, была мусульманской и хоронила своих покойников на отдельном кладбище, примыкавшем к городским укреплениям с внешней стороны. В материалах городища найдено множество булгарской посуды (как местного производства, так и привезенной из Биляра, Сувара, Джуке-тау), интересен разделитель от мусульманских четок. Другая находка – часть мечетенского бронзового светильника-хороса – свидетельствует о возможном нахождении на территории этого города мечети или иного молельного дома мусульман. Это сооружение было необходимо не только для отправления религиозных обрядов членов местной мусульманской уммы, но для молений приезжающих сюда булгарских купцов.

В целом Рождественский археологический комплекс достаточно твердо может ассоциироваться с известной по средневековым письменным источникам «касабой Афкула». (Афкула – «Поворотная крепость» – место, до которого ходили торговые караваны из исламской Волжской Булгарии. Вместе с товарами в Пермское предуралье купцы, ремесленники и воины несли и свою веру – ислам. Таким образом, древняя Афкула – точка первоначального вхождения ислама в Пермское предуралье).

Автор: Розалия Савукова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика