Ислам и религиозный выбор второго Рима

Айя-София - символ второго Рима и Османского халифата

Айя-София - символ второго Рима и Османского халифата

Теги:



16
24 Июня 2010г. (12 Раджаб)
С начала VIII до начала IX вв. по григорианскому календарю на территории позднейшей (христанской) Римской империи, более известной в популярной литературе как Византийская, развернулось движение иконоборцев, поддержанное государством. Это была целая эпоха, изучение которой представляет очень большие затруднения из-за состояния источников. Все сочинения иконоборцев, акты императоров, деяния иконоборческих соборов 753-754 и 815 годов, богословские иконоборческие трактаты и т.д. были уничтожены восторжествовавшими иконопочитателями. Остатки иконоборческой литературы известны нам из отрывков, помещенных в сочинениях иконопочитателей в целях их опровержения. Например, определения иконоборческого Вселенского собора христианской церкви 753-754 гг. сохранились лишь в «деяниях» седьмого Вселенского собора, восстановившего поклонение христиан разрисованным доскам.



Иконоборчество VIII и IX веков не было явлением совершенно новым и неожиданным; оно уже раньше пережило длительную эволюцию. Христианское искусство, изображавшее человеческие фигуры, будь то в форме мозаики, фрески, скульптуры или резьбы, давно уже смущало многих истинно верующих людей, напоминая им об отвергнутом язычестве.



В самом начале IV века один из испанских соборов постановил, что "не должно быть рисунков (picturas) в церкви, чтобы на стенах не изображалось то, что почитается и чему поклоняются" (ne quod colitur et adoratur in parietibus depingatur).



Когда же в IV веке христианство получило право на законное существование, а в конце того же века сделалось государственной религией, церкви стали украшаться иконами. IV и V века считаются временем, когда иконоупотребление в церкви утвердилось и распространилось. Но тем не менее смущение продолжалось. Церковный историк IV века Евсевий Кесарийский называет почитание изображений Иисуса Христа и апостолов Петра и Павла "языческим обычаем". Также в IV веке Епифаний Кипрский писал в одном из своих писем, что он разорвал на куски церковную завесу (velum) с изображением Христа, или одного из святых, так как "оно оскверняло церковь". В V веке один сирийский епископ, еще до своего посвящения в этот сан, учил не признавать иконы. В VI веке в Антиохии было настоящее возмущение, направленное против почитания икон, а в Эдессе возмутившиеся солдаты бросали каменьями в «чудотворную икону» Христа.



Известны примеры нападения на иконы и их уничтожения в VII веке. Из примеров в Западной Европе интересно письмо папы Григория I Великого в конце VI века к епископу Массилии (Марселя), который приказал в подведомственных ему церквах разбить и выбросить иконы. Папа, хваля его за рвение в том отношении, что ничто, сделанное человеческой рукой, не может служить предметом поклонения (nequid manufactum adorari posset), вместе с тем упрекал епископа за то, что он, разбив иконы, лишил исторического образования людей неграмотных, "которые, смотря, по крайней мере, на стены, могли бы прочесть то, чего они не могут прочесть в рукописях".



Начало иконоборчеству в Византии положил император Лев III (717-741), родом из Сирии, который был основателем новой, так называемой Исаврийской династии. Он был современником «пятого праведного» халифа Умара ибн Абдул-Азиза, ставшего правителем в один год с ним.



Один средневековый хронист послеиконоборческого времени императора Льва называет "сарациномыслящим", хотя, всё-таки, о прямом влиянии ислама на него оснований говорить нет. Одной из возможных целей иконоборчества Византии было упрочение мирного соседства с Исламским халифатом путем устранения поводов для нападок со стороны мусульманских идеологов, коими служило распространение изображений.



В царствование Константина V Копронима (741-775), сына и преемника Льва III, Византия проводила вполне определенную иконоборческую политику, а в последние годы своего царствования император начал преследование монастырей и монахов. При нём и было определение собора 753-754 года, сохранившееся, как уже упоминалось, в «деяниях седьмого Вселенского собора», вынесшее окончательный приговор иконопочитанию, который гласит, что "всякая икона, сделанная из какого угодно вещества, а равно и писанная красками при помощи нечестивого искусства живописцев, должна быть извергаема из христианских церквей; она чужда им и заслуживает презрения. Да не дерзнет никакой человек заниматься таким нечестивым и неблагоприличным делом. Если же кто-либо с этого времени дерзнет устроить икону, или поклоняться ей, или поставить ее в церкви, или в собственном доме, или же скрывать ее, такой, если это будет епископ или пресвитер, или диакон, то да будет низложен, а если монах или мирянин, то да будет предан анафеме, и да будет он виновен и перед императорскими законами, так как он противник Божиих распоряжений и враг отеческих догматов".



Конец иконоборчеству в государственном масштабе положила афинянка Ирина, ставшая императрицей после смерти своего мужа, внука основателя иконоборчества. В это время резко против иконоборчества выступили римские папы, утверждавшиеся на пост единым римским императором, правившим в Константинополе. Папа Лев III, утвержденный византийским императором, предал своих покровителей и сделал ставку на франкского короля Карла (так называемого "Великого"). С «благословения» папы Карл в 800 году короновался как «император» и женился на Ирине.



Последующие попытки императоров восточного Рима убрать подобие идолопоклонничества из жизни христиан не имели успеха.



Многие историки утверждают, что на зарождение (или возрождение) иконоборчества в христианской Византии повлияли мусульмане, которые, помня слова Корана о том, что "кумиры гнусны и суть дело сатаны" (Сура V, аят 92), видели в иконопочитании подобие идолопоклонства. Кроме того, в хадисах (словах, деяниях и одобрении пророка Мухаммада, мир ему) также имеется указание на запрет изображений, прежде всего, культового назначения: «В день воскресения мертвых самым страшным мукам будут подвержены создатели образов». Возможно, в идеях иконоборцев, как и в основах мусульманского богословия имелся апофатизм – Богу не могут быть присущи свойственные человеку формы и качества. Божественная природа сверх-образна, непостижима.



Рассматривая причины иконоборчества, можно заметить, что многое указывает на политическую подоплёку движения. Во-первых, налаживание отношений слабеющего Рима с сильными соперниками в лице Халифата и Хазарии, где преобладали мусульмане и иудеи, отвергавшие изображения, во-вторых, желание примирить собственных подданных из числа вышеназванных общин, и, в-третьих, необходимость остановить уход людей и имущества в монастыри, которые более всего распространяли иконопочитание. К тому же, на исторической родине христианства – в Сирии, Палестине, Египте, находившихся под властью халифов, происходил массовый добровольный переход в ислам. Как отмечал русский мыслитель 19 века Владимир Соловьев, в Византии христианство было лишь в церквях, а людьми императоры управляли на основе древнего языческого "римского права". Ислам, придя на эти земли, не закрыл церкви, но сменил общественную систему, которая исходила из его мировоззрения. Христиане, видя, что мусульмане управляются Божьими законами и в обрядах поклонения, и в других сферах жизни, захотели того же. А это возможно было получить только приняв ислам полностью.



Косвенно об этом свидетельствует и деятельность Иоанна Дамаскина, страстного сторонника иконопочитания, жившего, однако, в Халифате. Думается, что халифы не придавали большого значения внутренним распрям христиан, ибо для мусульман истина была кристально ясна. Но они могли видеть в иконоборческом желании добиться лояльности мусульман уловку хитроумных в интригах византийских императоров, стремящихся к сохранению своего господства. Императоры и элита Римской империи, ограничиваясь полумерами (запрещая иконы, но сохраняя догматику искаженного христианства) ещё более уводили людей от истины.



Лишь по прошествии многих веков, в пятнадцатом столетии, сначала народ, а затем и элита восточного Рима сделали выбор в пользу ислама, став вскоре новым центром Халифата. Рим-Константинополь стал Исламбулом (градом Ислама). Таким образом, сбылась первая часть предсказания пророка Мухаммада (мир ему), что «оба Рима покорятся исламу, и первым из них будет город Константина».



Использованы материалы книги А.А.Васильева "История Византийской империи"

Автор: Рустам Джалилов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

g1arib 07 Июля 2010г.
Ответить

сергей.идол это не только статуя это то чему поклоняются помимо АЛЛАХ1А и у кого просят чегото помимо АЛЛАХ1А т.е. обращаются за помощъю исцеления от болезни, рождения детей и т.д. христиане большинство считают Ису (мир ему)(Исуса) богом а иконы почитают и просят у них здравия себе или родным и всякое разное. Даже если счас будете грить что христиане не все такие что есть и нормальные которые верят в что Иса пророк и не сын бога...да есть...но после того как черес 600 лет пришел Мхаммад с.а.с. с пророческой миссией от СОЗДАТЕЛЯ, от ТОГО кто посылал до этого Соломона, Авраама, Моисея, Исуса, вс...
Читать дальше

sergej 04 Июля 2010г.
Ответить

_QUOTEХристианское население, как было христианским, так таковым и осталось до начала 20 века. То есть в Стамбуле жили одни христиане до начала 20 века? А мусульман будто совсем немного. Конечно, это не так. Те же греки, принявшие ислам, сейчас живут в Турции и Греции целыми селами и ислам хранят, а говорят по-гречески. Многие сейчас говорят, что ислам кто-то принимал из страха. А последующие поколения, как албанцы или боснийцы, в исламе остались тоже из страха? Люд...
Читать дальше

Rafael 04 Июля 2010г.
Ответить

imotika интересно и где же по вашему Бог, так сказать, призывает людей рисовать иконы и поклоняться им?

Mitad-1 04 Июля 2010г.
Ответить

Imamotika...vse chemu poklonyayutsya ili obrash'ayutsya,pomimo edinogo boga-eto i est' idol ili tagut,i eto mnogobozhie,za chto Vsevishniy obesh'al vechniy Ad. Edinstvenniy greh v Islame neproshaemiy Allahom. No u nas est' tozhe takie sekti kotorie annulirovali znachenie svidetel'stva "net bozhestva krome Allaha" i poklonyayutsya mogilam i raznim uchitelya i sheyham.,takie kak sufii, shiiti i dr. kufroobraznie elementi.

rsi 04 Июля 2010г.
Ответить

смешной имотика. про христиан такое же скажи)

imotika 03 Июля 2010г.
Ответить

Интересная мысль, когда жители Константинополя приняли ислам. Христианское население, как было христианским, так таковым и осталось до начала 20 века. Пока в 20- гг. не произошел обмен населения греки уехали в Грецию. Мусульманами были лишь турки-завоеватели, да греки ренегаты, принявшие ислам из-за страха и корысти. Да и называть иконы идолами могут называть лишь ослы протестанты, да мусульмане ничего не знающие об христианском богословии, последним простительно.Но все же со своим уставом в чужой монастырь не ходят.

shumer 27 Июня 2010г.
Ответить

на самом деле распространение религии в древности больше напоминало старый детский анегдот,когда туземцы поймали машеньку и спрасили,смерть или накачумба,машенька недолго думая выбрала накачумбу.так таму и быть,пусть будет смерть через накачумбу-ответил глава племени после долгова раздумья.

g1arib 27 Июня 2010г.
Ответить

автор хадисы видимо не читал и вобще историю ислама не знает...читайте сиру пророка с.а.с. там вся история написаная по достоверным хадисам. Пророк Мухаммад с.а.с. открыл почти все земли силой для ислама а остальные из страха перед мусульманами либо принимали ислам либо платили налог. И после его с.а.с. смерти продолжали распространение ислама его с.а.с. сподвижники пока не пришли другие поколения которые полюбили блага этого мира и оставили войну с неверующими... Эти сказки рассказывают для того чтоб люди не знали сути ислама и сути его распространения. а в пророке с.а.с. для нас был хороший ...
Читать дальше

g1arib 27 Июня 2010г.
Ответить

и вообще константинополь был завоеван мусульманами

Rafael 25 Июня 2010г.
Ответить

vahabeet_livejournal_com это наверное Коран - в переводе Г.С. Саблукова

vahabeet_livejournal_com 25 Июня 2010г.
Ответить

"кумиры гнусны и суть дело сатаны" (Сура V, аят 92) судя по всему здесь имеется в виду аят 90 из суры Трапеза. посмотрел в переводах Кулиева, Крачковского, Османова, Пороховой - и не нашел даже близко такого перевода, который дается здесь. очень интересно, какой перевод использовал автор статьи.

amirSamir 24 Июня 2010г.
Ответить

Уважаемая редакция , не могли бы вы если вас не затруднит , опубликовать , истории принятия Ислама различными народами , так же подробно как в этой статье описана данная тема . Пс. нигде не могу найти подробные исторические очерки принятия ислама , боснийцами и албанцами . Принятие ислама албанцами , вообще противоречива и удивительна , так как их нац.герои Скандербег приняв ислам распространял его среди албанцев , потом отрешись от своего Господа воевал против Ислама , тем не менее албанцы остались *преданные Богу*

sergej 24 Июня 2010г.
Ответить

_QUOTE«оба Рима покорятся исламу, и первым из них, будет город Константина». Прекрасный хадис!

sergej 04 Июля 2010г.
Ответить

_QUOTEХристианское население, как было христианским, так таковым и осталось до начала 20 века. То есть в Стамбуле жили одни христиане до начала 20 века? А мусульман будто совсем немного. Конечно, это не так. Те же греки, принявшие ислам, сейчас живут в Турции и Греции целыми селами и ислам хранят, а говорят по-гречески. Многие сейчас говорят, что ислам кто-то принимал из страха. А последующие поколения, как албанцы или боснийцы, в исламе остались тоже из страха? Люд...
Читать дальше

imotika 03 Июля 2010г.
Ответить

Интересная мысль, когда жители Константинополя приняли ислам. Христианское население, как было христианским, так таковым и осталось до начала 20 века. Пока в 20- гг. не произошел обмен населения греки уехали в Грецию. Мусульманами были лишь турки-завоеватели, да греки ренегаты, принявшие ислам из-за страха и корысти. Да и называть иконы идолами могут называть лишь ослы протестанты, да мусульмане ничего не знающие об христианском богословии, последним простительно.Но все же со своим уставом в чужой монастырь не ходят.

sergej 24 Июня 2010г.
Ответить

_QUOTE«оба Рима покорятся исламу, и первым из них, будет город Константина». Прекрасный хадис!

Яндекс.Метрика