Когда же праздновать День принятия ислама в России?

Дербентская стена - Врата врат

Дербентская стена - Врата врат

Теги:


2
29 Июня 2010г. (17 Раджаб)
А в самом деле, когда? Стоит ли связывать его с принятием ислама Волжской Булгарией? Или, может быть, связать с другими датами, имеющими иное географическое наполнение – Дербент, Нижнее Поволжье, другие пункты на карте нашей необъятной Родины?



Разумеется, нынешняя формулировка даты принятия ислама имеет несколько надуманный характер. И в этом я полностью согласен с противниками празднования дня принятия ислама 21 мая. Конечно, надуманный и условный, потому что это всего лишь дата джиена булгарского народа, на котором ислам был принят в качестве государственной религии и провозглашен в данном качестве. Так же, как условна дата воцарения дома Романовых (интриги патриарха Филарета возымели успех задолго до даты Собора, на котором его сын был избран царем), победы над фашистской Германией (9 мая об этом узнали наши соотечественники, но штурм Берлина начался задолго до того, а выстрелы продолжались еще не одну неделю после указанной даты), и даже Великой октябрьской социалистической революции. Даже дата рождения ребенка носит несколько надуманный характер, например, китайцы предпочитают считать от даты зачатия. Что поделать, наша жизнь состоит из условностей, и даже даты в ней условны.



Но, может быть, надо выбрать иную дату, менее условную, например, первый азан в Дербенте!



В 22 году хиджры – 632 году по от Р.Х. (формулировка по ат-Табари, у других авторов передвинута 10 годами позже) доблестные войска халифа Умара (по другим авторам – Усмана) подошли к крайнему северо-западному посту Сасанидской империи – Железным воротам (Дарбанд, Тимер Капка), запиравшим проход в Великую степь, откуда постоянно возникали угрозы вторжений. Персидский наместник Дербента Шахрибираз, оказавшись в полном окружении, выбрал из трех врагов – тюрков, арабов и кавказских горцев – наиболее надежного, и предпочел сдаться Сальману ибн Рабиа аль-Бахили (в других вариантах Абдуррахман ибн Рабиа). Казалось бы, вот она – дата принятия ислама в России. Но, как бы нам этого не хотелось, это не совсем так: так же, как и другие, эта дата тоже носит несколько условный характер. И вот в чем эта условность заключается.



Дело в том, что пограничная крепость Дербент впоследствии несколько раз переходила из рук в руки, и так продолжалось на протяжении 100 лет! Более того, мусульманами в Дербенте, собственно, было население самого города, в основном состоявшее из арабов (Дербенту к этому не привыкать). И только после отражения хазарского похода 730 года, дошедшего до территории нынешнего Южного Азербайджана (Ардебиль, совр. северная часть Ирана), и даже Северного Ирака (Мосул), Дербент потерял статус прифронтового города. Тогда же город усилился, стал необратимым процесс исламизации соседних дагестанских народов – лезгин, табасаранов, лакцев. Произошло это в период наместничества Масламы и его преемника Марвана ибн Мухаммада – будущего халифа Марвана Второго, ставшего последним омейядским правителем на Ближнем Востоке. В 737 году он совершил поход в Предкавказье и Нижнее Поволжье, серьезно подорвал наступательный пыл Хазарского каганата и способствовал установлению мира в районе былых военных действий. По некоторым версиям, в результате этого похода хазарский каган сам принял ислам, армии Марвана проникли, по различным версиям, до Самарской луки в Среднем Поволжье или Среднего Подонья, принесли ислам части булгарских племен.



Может быть, это и есть та искомая нами дата?! Хотелось бы, но, кажется, мы опять столкнулись с проблемами. Принятие ислама каганом, по мнению одних авторитетных источниковедов-арабистов, является более поздней вставкой, по мнению других, могло иметь место, но впоследствии каган отказался от него. Согласно археологическим данным, уже в 9-10 вв появляются целые мусульманские города в Хазарии, но насколько они связаны с влиянием похода Марвана? Судя по тем же данным, первыми мусульманами в них были выходцы из Хорезма, что делает достаточно условной связь распространения ислама в этих городах с Марваном II.



Таким образом, несмотря на то, что распространение ислама в России началось гораздо раньше 922 г., ни одно из двух вышеназванных событий не является точно определенной датой принятия ислама. Напротив, джиен булгарского народа и знати, на котором присутствовали послы аббасидского халифа аль-Муктадира, детально описанный в источниках, имел своей целью именно официальное закрепление ислама в качестве государственной религии, и в этом качестве он знаменует образование первого в Восточной Европе мусульманского государства. Как бы ни хотелось повернуть по-другому, но оценивать этот праздник можно и нужно именно в таковом качестве, и придется принимать эту дату без иных альтернатив.



В известной степени альтернативой может служить дата принятия ислама в качестве государственной религии Золотой Орды, но это событие требует отдельного рассмотрения с оценкой его роли в истории всех народов нашей Родины.

Автор: Ахмад Макаров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Senseyka 02 Июля 2010г.
Ответить

а мне вот с датами как то не так важно. Если будет "законная" пропаганда Ислама- люди не будут бояться приходить...так что. думаю, все к лучшему.

vahabeet_livejournal_com 29 Июня 2010г.
Ответить

может ограничимся теми праздниками, которые Пророк с.а.с. велел отмечать? ну или, хотя бы давайте , отмечать по лунному календарю что ли :-) а то ваще не по-мусульмански как-то будет.

Яндекс.Метрика