Казанский саммит: Для развития исламских финансов нужна инициатива "снизу"

Президент Татарстана Рустам Минниханов участвовал в работе Казанского саммита

Президент Татарстана Рустам Минниханов участвовал в работе Казанского саммита

Теги:



0
02 Июля 2010г. (20 Раджаб)
28-29 июня в Казани прошел 2-й Международный саммит исламского бизнеса и финансов. Форум собрал около 500 участников, международный аспект был представлен прежде всего такими авторитетными участниками как бывший премьер-министр Малайзии и председатель Всемирного альянса по партнерству в области международного развития (GAPID) Махатхир Мохамад, Мохамед Ильтаф Шейх и генеральный директор и управляющий Исламской корпорации по развитию частного сектора, входящей в группу Исламского банка развития, Халед Мохаммед Аль-Абуди.



Основные речи собравшихся были посвящены существованию особой исламской модели банкинга, основанной на канонах шариата. И тем преимуществам, которые имеет принцип инвестиционного участия в финансируемых проектах перед принципом ссуды под процент.



Участники саммита ставят своей целью развивать исламский банкинг на российском рынке и создать механизмы альтернативного исламского финансирования бизнес-проекта. Религиозная подоплека этого механизма при этом, по словам выступавших, ни в коем случае не ограничивает круг потенциальных участников: исламский банкинг открыт для всех, независимо от вероисповедания.



Как отметил управляющий директор Исламской финансовой службы консультирования и заверения Мухаммад Фаррух Раза (Британия), необходимо, чтобы над этим в альянсе работали правительство, мусульманская диаспора, общественность, промышленность и научные круги. Только при таком симбиозе, по его мнению, возможно развитие этой модели.



Российский рынок пока к исламскому банкингу явно не готов. Как признали сами участники саммита, для того, чтобы эта модель была вообще хотя бы теоретически применима на российском рынке, необходимы изменения и дополнения к нескольким сотням законодательных актов. Сложно предположить, что в обозримом будущем в сфере российского законодательства подобное возможно, отмечает сайт Bankir.ru.



Впрочем, сами участники не столь наивны, чтобы предполагать скорое появление исламского банкинга. Как справедливо заметил в ходе пресс-конференции постоянный представитель в ОИК Камиль Исхаков, чтобы исламское финансирование стало возможно, необходима не только общественная инициатива, инициирующая этот процесс (как раз с этой функцией саммит успешно справляется), и не только законодательная база, но и «инициатива снизу» – желание самих бизнесменов участвовать в схемах исламского финансирования.



Впрочем, подвижки есть. Непосредственно в дни саммита в Казани был открыт транспортно-логистический узел Казанский халяльный хаб (КХХ) – проект Татарстанской международной инвестиционной компании (ТМИК), договор об учреждении которой был подписан на прошлогоднем исламском финансовом саммите. Как заметил генеральный директор ООО «Линова-Трейд» – оператора КХХ – Гумар Кадыров, на саммите «у нас уже появилось шесть клиентов, готовых сотрудничать с хабом». Еще один реальный результат саммита – подписание резолюций о создании Российской ассоциации комитетов «Халяль», Российского союза производителей «Халяль» и Российского халяльного третейского суда.



В целом пока движения в сторону халяльной индустрии можно считать лишь старт-апом, а разговор об исламского банкинге – теоретизированием, которое более интересно богословам, нежели реально работающим финансистам. Как напомнил в ходе организованной порталом Bankir.Ru онлайн-конференции «Исламская финансовая альтернатива» начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий, реально в России попросту нет банков, работающих по исламской модели.



«Рядом российских банков предпринимались попытки разработки и запуска отдельных продуктов, соответствующих принципам исламской экономической модели, однако, насколько нам известно, комплексно к решению данного вопроса никто не подходил», – говорит Эмиль Асхадуллин, член правления казанского "Булгар Банка".



При этом эксперты все же полагают, что место исламскому банкингу на рынке есть. «Это направление на рынке востребовано, – отмечает Осадчий. – Мусульмане склонны потреблять не только халяльные продукты питания, но и халяльные финансовые услуги. Многие иностранные банки, не являющиеся исламскими, предлагают исламские банковские продукты. Например, в некоторых западных банках есть специальные «окна» для мусульман. Практикующие мусульмане, чтобы не нарушить запреты Корана, предпочитают обращаться к услугам исламских банков».



Эксперт напоминает, что в России мусульманское население составляет около 25 млн человек, из которых практикующие мусульмане составляют около 8%, то есть около 2 млн человек. Так что речь идет о довольно большой потенциальной аудитории.



«В продуктах исламского банкинга больше всего нуждается малый и средний бизнес, – считает Линар Якупов, генеральный директор компании «Линова», президент некоммерческого Фонда развития исламского бизнеса и финансов. – Мусульмане с каждым годом становятся экономически активными, что и будет формировать спрос на исламский банкинг. На российском рынке востребованность в данном направлении формируется, основываясь исключительно на религиозных потребностях, что не позволяет другим игрокам понять важность и актуальность исламского банкинга. Азиатский, европейский или западный рынки развиваются в данном направлении именно с пониманием, что исламские продукты – альтернатива существующим банковским, которые могут использовать не только мусульмане. Это реальные рабочие инструменты».



При этом он напоминает, что неудовлетворенный спрос на исламские финансовые услуги, во многом, «к сожалению, всего лишь слова. Очень многие мусульмане на данный момент не готовы пользоваться исламскими банковскими продуктами. Для банков это огромный риск – есть предложение, но нет спроса».

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика