Сибирские старцы и старейшие мечети Зауралья

Мечеть Тоболтуры

В селе Тоболтура Тобольского района Тюменской области в минувшие выходные отмечали юбилей мечети. Съехавшиеся на мероприятие гости с улыбкой говорили, что приехали праздновать 10-летие старейшей(!) мечети Сибири.

- Десятилетие реставрации и второго рождения мечети, – уточняли местные активисты.

Фото на память перед началом торжества

Еще совсем недавно жители Тоболтуры гордились тем, что именно в их селе находится первая каменная мечеть за Уралом. Согласно преданиям, ее построили в период правления Екатерины Второй. Тобольские губернские власти в те времена не разрешали мусульманам строить мечети, и тогда искать правду в Петербург отправился пешком местный старец по имени Купшан-бабай. Около двух лет он был в пути и привез домой радостное известие о разрешении строить каменную мечеть. После того, как мечеть была построена, аксакал отправился в хадж, откуда не вернулся.

Так гласит легенда, которая, как оказалась, несколько противоречит архивным документам. Недавно имам Тоболтуринской мечети Хамит Халилов получил копии документов из архива фондов Тобольского уездного полицейского управления за 1908 год. В представленных «Ведомостях магометанских приходов по Тоболтуринской инородной волости» указана иная дата строительства мечети в Тоболтуре – 1833 год.

Железо на цокольном этаже свидетельствует

А значит, она не первая каменная мечеть Сибири. Потому что в это время уже функционировала каменная мечеть в городе Тара Тобольской губернии (ныне город на севере Омской области). В плане Тары за 1802 год мечеть отмечена уже как действующая. На последней ежегодной конференции «Сулеймановские чтения» историк Сергей Татауров, заведующий сектором археологии Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН, озвучил данные по плану города Тары за 1775 год, где уже присутствует отметка о строящейся каменной мечети. Знаменитый сибиряк, известный мусульманский политик, «японский муфтий» Абурашид Ибрагимов, который был родом из Тары, в своих воспоминаниях писал, что в 1799 году тарский ахун Габдерашид и предводитель рода аялинцев Саид-баба строили в Таре каменную мечеть. Местные краеведы уточняют, что на средства купцов Айтикиных.

На прошедшем в выходные юбилее в Тоболтуре местные жители соглашались, что их мечеть – вторая каменная в Сибири, но тут же добавляли, что она – старейшая из сохранившихся сибирских мечетей первой половины 19 века. К сожалению, Тарская мечеть была разобрана на комсомольском субботнике в 1935 году, из ее кирпичей выстроили ремесленное училище.

Потомками Купшан-бабая называют себя многие жители Тоболтуры. Сельская мечеть носит имя легендарного аксакала, который, как теперь выясняется, может и не ходил в Петербург, раз мечеть в Тоболтуре построена через 37 лет после смерти Екатерины.

- А может и ходил? – задаются вопросом тоболтуринцы. – Кто его знает! Лет двадцать, возможно, ушло на согласование строительства с тобольскими губернскими бюрократами, еще лет десять-пятнадцать на само строительство. Кирпич в те годы не так-то просто было достать.

Бытует в Тоболтуре и легенда о том, что много кирпичей для мечети удалось собрать благодаря извозчикам-татарам, которые доставляли на своих повозках стройматериал для строящихся церквей «стольного града Тоболеск», центра Сибирской губернии, упраздненной при Екатерине. Извозчики сбрасывали кирпичи в условленном месте по Тобольскому тракту, откуда их затем незаметно доставляли в Тоболтуру.

Легенды о ходоках за правдой к доброму царю-батюшке достаточно популярны в Сибири. В другой такой истории рассказывается о Чапатай-бабае, ходившем пешком в Петербург в период насильственного крещения. Как гласит предание, в столице сибирскому старцу вручили царский указ, но велели не читать его, а как есть целехоньким донести до тобольского губернатора. Однако не выдержал Чапатай-бабай, любопытство взяло вверх, когда он уже подходил к берегам Иртыша. Развернул он указ и прочитал слово «Крестить». Повернул тогда старец обратно на запад и вновь предстал перед царскими очами. Чапатай заявил императору, что пусть лучше убьют его, но такой указ он не повезет в Тобольск. Царь тогда якобы сказал сибиряку: «Так уж быть, помогу твоему народу, но что ты дашь мне взамен? Старец отвечал, что он бедняк, и другого богатства, кроме жены и трех дочерей у него нет. Кончилось все тем, что Чапатай отдал младшую любимую дочь в жены царю, взамен самодержец издал указ о том, чтобы татар Сибири оставили в исламе.


Сегодня можно с иронией относиться к подобным легендам, однако именно такие истории отражают чаяния простого народа, жителей татарских аулов Тобольской губернии, оказавшихся в середине 18 века в тисках Новокрещенской комиссии.

Пережившие массовый снос мечетей при митрополите Сильвестре Гловацком сибирские мусульмане, надо полагать, как и русские крестьяне, жили с мечтой о добром царе. То, что поход из Сибири к берегам Невы действительно имел место, подтверждает донесение из сборника документов по материалам истории Сибири И.Потанина: «В 1751 году, по выбору Тарских Юртовских Бухарцев и Татар, Алим Шихов был послан в Петербург для жалобы на насильное крещение Татар бывшим Митрополитом Сильвестром. По незнанию грамоты, Шихов взял с собою, для переводов и записки приходу и расходу, Тарского Юртовского Бухаретина Вениямина Хансентова».


Бывший директор школы Тоболтуры, пенсионер Исхак Исхаков собрал богатый материал по истории сельской мечети, выписал из архивов данные об имамах Тоболтуры, начиная с 1896 года, записал воспоминания о муллах, передал в дар мечети книги своего деда, муллы мечети Абдулгания Исхакова, расстрелянного в 1938 году по стандартному обвинению. Несколько лет после выхода на пенсию внук муллы Исхак Исхаков возглавлял мусульманскую организацию. Под руководством его и имама мечети, родственника Вагапа Исхакова десять лет назад была отреставрирована каменная мечеть. Реконструкция практически полностью изменила облик здания, теперь о том, что мечети почти 200 лет, можно догадаться лишь по внутренним стенам.

Юбилей в честь 10-летия со дня «второго рождения» Тоболтуринской мечети после торжественной части и коллективного намаза переместился в сельский клуб. За праздничным столом глава Казыятского управления мусульман Тюменской области Фатых Гарифуллин вручил активистам мусульманской общины памятные подарки, новому имаму Хамиту Халилову – подарочный экземпляр Корана. Состоялся концерт, подготовленный художественными коллективами из Тобольска и сел Тобольского района.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Мавлети 23 Августа 2011г.
Ответить

Я, Исхаков Мавлет Вагапович, сын имама Тоболтуринской мечети Вагапа Исхакова, хочу обратить внимание автора статьи Калиля Кабдулвахитова, что руководство восстановлением мечети в деревне Тоболтуры начинал именно Исхаков Вагап Гумерович. Он организовал и зарегистрировал мусульманскую общину в деревне Тоболтуры. Организация мусульманской общины дало право на восстановление мечети в деревне Тоболтуры. Очень большую и действенную помощь в восстановлении мечети оказывал Багишев Ахмет. Об организации мусульманской общины в деревне Тоболтуры и в дальнейшем реставрации мечети Вам поведают многие жител...
Читать дальше

Мавлети 23 Августа 2011г.
Ответить

Я, Исхаков Мавлет Вагапович, сын имама Тоболтуринской мечети Вагапа Исхакова, хочу обратить внимание автора статьи Калиля Кабдулвахитова, что руководство восстановлением мечети в деревне Тоболтуры начинал именно Исхаков Вагап Гумерович. Он организовал и зарегистрировал мусульманскую общину в деревне Тоболтуры. Организация мусульманской общины дало право на восстановление мечети в деревне Тоболтуры. Очень большую и действенную помощь в восстановлении мечети оказывал Багишев Ахмет. Об организации мусульманской общины в деревне Тоболтуры и в дальнейшем реставрации мечети Вам поведают многие жител...
Читать дальше

Яндекс.Метрика