Шаймиев предложил сделать День принятия ислама общероссийской датой

Минтимер Шаймиев и Рустам Минниханов на праздновании годовщины принятия ислама Волжской Булгарией

Минтимер Шаймиев и Рустам Минниханов на праздновании годовщины принятия ислама Волжской Булгарией

Теги:


12
04 Ноября 2010г. (27 Зу-ль-када)
Признание российским обществом Дня официального принятия ислама Волжской Булгарией как памятной даты стало бы заметным шагом в процессе дальнейшего сближения и толерантного сосуществования двух традиционных религий Российской Федерации – православия и ислама, считает госсоветник Татарстана, первый президент республики Минтимер Шаймиев.



В интервью "Интерфаксу" он напомнил, что в сентябре Госсовет республики принял закон, устанавливающий 21 мая как День официального принятия ислама Волжской Булгарией.



"В этом решении нет абсолютно никакой политической подоплеки. Речь идет о восстановлении исторической справедливости. И если российское духовенство и парламент страны поддержат это предложение как единую памятную дату, то это откроет путь к дальнейшему укреплению доверия и к толерантному сосуществованию двух традиционных религий России – православия и ислама", – подчеркнул М.Шаймиев.



По его словам, когда Госдума в качестве памятной даты законодательно утвердила День крещения Руси, то в среде российских мусульман встал вполне резонный вопрос – "почему тогда в качестве такой даты нет дня принятия ислама?".



"Когда вопрос ставится таким образом, то он уже имеет соответствующую почву, это ведь не было сиюминутным решением, и не зависело от чьего-то ни было желания", – отметил госсоветник.



Он считает, что невозможно отойти от общей истории православия и ислама. По сути дела, подчеркнул М.Шаймиев, российская цивилизация на всех этапах своего становления опирается на симбиоз двух культур – славяно-православной и мусульманской.



"Без учета этого фактора говорить о причастности нашей страны к мировой цивилизации было бы необъективно и неполноценно с точки зрения самой истории. Ведь не случайно Россию за месторасположение и переплетение религий и культур относят к Евразии. Исходя из того, что был законно установлен День крещения Руси, вполне справедливо встал вопрос – а что же тогда с другой составляющей этой цивилизации – исламской?" – пояснил М.Шаймиев.



При этом он отметил, что добровольное принятие ислама на территории Волжской Булгарии документально зафиксировано и не оспаривается ни учеными, ни представителями мусульманского духовенства. "Ислам стал здесь государственной религией в 922 году и именно отсюда распространился дальше по остальной России в пору Золотоордынского ханства. Волжская Булгария того периода – это одно из развитых раннефеодальных государств Восточной Европы, находившееся на перекрестке торгово-экономических путей, активно сотрудничавшее с русскими княжествами. В то время российской государственности еще и не было", – подчеркнул М.Шаймиев.



Он рассказал, что на протяжении многих лет в древнем городе Болгар каждый год, 21 мая на месте, где был принят ислам, собираются десятки тысяч паломников со всех концов страны, а также из-за рубежа. "Люди приезжают целыми семьями с маленькими детьми, чтобы воздать молитву Всевышнему на этой святой земле. В текущем году в День паломничества эти святые места посетило и все руководство республики, включая президента, и мы все воочию увидели насколько значим для наших мусульман этот день и само это место", – отметил М.Шаймиев.



В настоящее время в республике начали реализацию масштабного культурно-исторического проекта федерального значения "Культурное наследие: древний город Болгар и остров-град Свияжск", который охватывает историю исламской цивилизации, начиная с Х века, а также православную культуру периода XVI века. "Мы в рамках деятельности республиканского фонда "Возрождение" развернули работы по восстановлению исторических, архитектурных и культурных памятников, здесь создается современная инфраструктура", – сообщил М.Шаймиев.



По его словам, в июне в Болгаре прошел международный форум, где обсуждались вопросы, касающиеся состояния российского ислама, истории и проблемы восстановления исторических памятников. В работе форума приняли участие представители ЮНЕСКО, высшего мусульманского духовенства страны, включая и представителей республик Северного Кавказа.



"В рамках форума обсуждался и вопрос о том, какую дату принять за основу в качестве Дня принятия ислама. Все муфтии без исключения подтверждают факт добровольного принятия ислама впервые в России именно Волжской Булгарией. Вместе с тем приход ислама на территорию страны, и это тоже факт исторический, начинается с VI-VII веков, в период завоевания арабами дагестанского города Дербент. Но, тогда, и в этом есть принципиальное отличие, – принятие ислама для местного населения было актом отнюдь не добровольным", – пояснил М.Шаймиев.



По его мнению, вопрос о том, внесут ли республики Северного Кавказа в свои календари День принятия ислама на основе этого события – остается открытым. "Как показала дискуссия, никакой конфронтации в этом вопросе между нами нет и быть не должно. Однако, на мой взгляд, утверждение такой памятной даты в один день с Днем принятия ислама Волжской Булгарией было бы вполне логичным, нежели каждая из республик будет определять свою дату", – полагает М.Шаймиев.



Он считает, что этот день должен стать объединяющим для народов разных национальностей в России, исповедующих ислам, и отношение к этому должно быть уважительным.



В этой связи он напомнил, что когда законопроект о принятии Дня крещения Руси обсуждался в Совете Федерации, была дискуссия, и спикер Сергей Миронов, отвечая на вопрос о том, как быть с исламом, высказался за то, чтобы законодательно был бы закреплен и факт принятия ислама. "Тогда, и об этом писали СМИ, С.Миронов предложил в рамках верхней палаты разработать соответствующий законопроект, включающий в число памятных дней Дату принятия ислама на Руси", – отметил М.Шаймиев.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

gabdelhack 05 Ноября 2010г.
Ответить

Рустам, ты прав "Говорятъ, Чувашинъ и Мордвинъ гордятся породниться с Русскимъ и даже называть себя Русскимъ; Татары не безъ гордости величаютъ себя булгарлыкомъ (булгарствомъ). Почему именно? Потому, что въ первыхъ двухъ случаяхъ сознается культурное превосходство Русскихъ, а во второмъ (сознавалось и перешло въ традицiю) - превосходство Болгаръ". (Виктор Рагозин, "От Оки до Камы", исторический очерк о народах по Средней Волге, журнал "Волга", том 3, С-Петербург, 1881г., стр. 194)

Рустам 05 Ноября 2010г.
Ответить

Московские шовинисты никогда этого на это не пойдут.

казах 05 Ноября 2010г.
Ответить

Это хорошее новшество для истории России. В этом есть польза для уммы. Аллах знает лучше!

ahmad 04 Ноября 2010г.
Ответить

Шаймиев прав относительно определения даты. 21 мая - документально подтвержденная дата образования первого мусульманского государства в Восточной Европе. Теперь к вопросу - почему не Фатх уль-Баб (открытие Дербента)? Поймите - Абдуррахман ибн Рабиа вошел в Дербент в 22 г. по хиджре (по другим данным - в 32), но Дербент еще 100 лет после этого переходил из рук в руки. Окончательное закрепление его в составе Омейядского халифата состоялось лишь при наместничестве Масламы и Марвана (будущий последний омейядский халиф). Но даты то точной нет. Можно было бы поход Марвана считать з...
Читать дальше

chujoy 04 Ноября 2010г.
Ответить

Не внимательный вы народ. Какой еще Дербент? Семь раз отрежь один раз отметь. Прочтите заново. Я даже текст не прочел. Само название говорит, принятие Ислама волжской булгарией! Что вы все время ищите изъяны в статьях? Над этим уже ученые подумали, а вы раз и за одну секунду всё поправили. Дербент- это древнейший город Дагестана! А дагестан это Кавказ! Кавказ это такой же регион как и Волжская Булгария. Истории блин

python339 04 Ноября 2010г.
Ответить

К слову о мечети в Текстильщиках ))) Само слово "Москва" означает - "мечеть". Почти на всех известных языках http://www.logosdictionary.org/pls/dictionary/new_dictionary.gdic.st?phrase_code=703198 Немного по истории Не Резиновой ...
Читать дальше

UNIT89 04 Ноября 2010г.
Ответить

123456 Исламу как религии 1400 лет.

Ruslan24 04 Ноября 2010г.
Ответить

пусть лучше Курбан-байрам праздником сделают как дату Исламскую, и всё.

khalifat 04 Ноября 2010г.
Ответить

Кстати да...

123456 04 Ноября 2010г.
Ответить

Но год принятия ислама на территории современной России не 922. Это было намного раньше! Надо отталкиваться от Дербента. Тогда исламу в России более 1400 лет!

ahmad 04 Ноября 2010г.
Ответить

Шаймиев прав относительно определения даты. 21 мая - документально подтвержденная дата образования первого мусульманского государства в Восточной Европе. Теперь к вопросу - почему не Фатх уль-Баб (открытие Дербента)? Поймите - Абдуррахман ибн Рабиа вошел в Дербент в 22 г. по хиджре (по другим данным - в 32), но Дербент еще 100 лет после этого переходил из рук в руки. Окончательное закрепление его в составе Омейядского халифата состоялось лишь при наместничестве Масламы и Марвана (будущий последний омейядский халиф). Но даты то точной нет. Можно было бы поход Марвана считать з...
Читать дальше

chujoy 04 Ноября 2010г.
Ответить

Не внимательный вы народ. Какой еще Дербент? Семь раз отрежь один раз отметь. Прочтите заново. Я даже текст не прочел. Само название говорит, принятие Ислама волжской булгарией! Что вы все время ищите изъяны в статьях? Над этим уже ученые подумали, а вы раз и за одну секунду всё поправили. Дербент- это древнейший город Дагестана! А дагестан это Кавказ! Кавказ это такой же регион как и Волжская Булгария. Истории блин

Яндекс.Метрика