Информационное
агентство России
-1°C
19 декабря, 01:35

Шаймиев предложил сделать День принятия ислама общероссийской датой

Rinat
Шаймиев предложил сделать День принятия ислама общероссийской датой
Минтимер Шаймиев и Рустам Минниханов на праздновании годовщины принятия ислама Волжской Булгарией

Признание российским обществом Дня официального принятия ислама Волжской Булгарией как памятной даты стало бы заметным шагом в процессе дальнейшего сближения и толерантного сосуществования двух традиционных религий Российской Федерации — православия и ислама, считает госсоветник Татарстана, первый президент республики Минтимер Шаймиев.

В интервью «Интерфаксу» он напомнил, что в сентябре Госсовет республики принял закон, устанавливающий 21 мая как День официального принятия ислама Волжской Булгарией.

«В этом решении нет абсолютно никакой политической подоплеки. Речь идет о восстановлении исторической справедливости. И если российское духовенство и парламент страны поддержат это предложение как единую памятную дату, то это откроет путь к дальнейшему укреплению доверия и к толерантному сосуществованию двух традиционных религий России — православия и ислама», — подчеркнул М.Шаймиев.

По его словам, когда Госдума в качестве памятной даты законодательно утвердила День крещения Руси, то в среде российских мусульман встал вполне резонный вопрос — «почему тогда в качестве такой даты нет дня принятия ислама?».

«Когда вопрос ставится таким образом, то он уже имеет соответствующую почву, это ведь не было сиюминутным решением, и не зависело от чьего-то ни было желания», — отметил госсоветник.

Он считает, что невозможно отойти от общей истории православия и ислама. По сути дела, подчеркнул М.Шаймиев, российская цивилизация на всех этапах своего становления опирается на симбиоз двух культур — славяно-православной и мусульманской.

«Без учета этого фактора говорить о причастности нашей страны к мировой цивилизации было бы необъективно и неполноценно с точки зрения самой истории. Ведь не случайно Россию за месторасположение и переплетение религий и культур относят к Евразии. Исходя из того, что был законно установлен День крещения Руси, вполне справедливо встал вопрос — а что же тогда с другой составляющей этой цивилизации — исламской?» — пояснил М.Шаймиев.

При этом он отметил, что добровольное принятие ислама на территории Волжской Булгарии документально зафиксировано и не оспаривается ни учеными, ни представителями мусульманского духовенства. «Ислам стал здесь государственной религией в 922 году и именно отсюда распространился дальше по остальной России в пору Золотоордынского ханства. Волжская Булгария того периода — это одно из развитых раннефеодальных государств Восточной Европы, находившееся на перекрестке торгово-экономических путей, активно сотрудничавшее с русскими княжествами. В то время российской государственности еще и не было», — подчеркнул М.Шаймиев.

Он рассказал, что на протяжении многих лет в древнем городе Болгар каждый год, 21 мая на месте, где был принят ислам, собираются десятки тысяч паломников со всех концов страны, а также из-за рубежа. «Люди приезжают целыми семьями с маленькими детьми, чтобы воздать молитву Всевышнему на этой святой земле. В текущем году в День паломничества эти святые места посетило и все руководство республики, включая президента, и мы все воочию увидели насколько значим для наших мусульман этот день и само это место», — отметил М.Шаймиев.

В настоящее время в республике начали реализацию масштабного культурно-исторического проекта федерального значения «Культурное наследие: древний город Болгар и остров-град Свияжск», который охватывает историю исламской цивилизации, начиная с Х века, а также православную культуру периода XVI века. «Мы в рамках деятельности республиканского фонда «Возрождение» развернули работы по восстановлению исторических, архитектурных и культурных памятников, здесь создается современная инфраструктура», — сообщил М.Шаймиев.

По его словам, в июне в Болгаре прошел международный форум, где обсуждались вопросы, касающиеся состояния российского ислама, истории и проблемы восстановления исторических памятников. В работе форума приняли участие представители ЮНЕСКО, высшего мусульманского духовенства страны, включая и представителей республик Северного Кавказа.

«В рамках форума обсуждался и вопрос о том, какую дату принять за основу в качестве Дня принятия ислама. Все муфтии без исключения подтверждают факт добровольного принятия ислама впервые в России именно Волжской Булгарией. Вместе с тем приход ислама на территорию страны, и это тоже факт исторический, начинается с VI-VII веков, в период завоевания арабами дагестанского города Дербент. Но, тогда, и в этом есть принципиальное отличие, — принятие ислама для местного населения было актом отнюдь не добровольным», — пояснил М.Шаймиев.

По его мнению, вопрос о том, внесут ли республики Северного Кавказа в свои календари День принятия ислама на основе этого события — остается открытым. «Как показала дискуссия, никакой конфронтации в этом вопросе между нами нет и быть не должно. Однако, на мой взгляд, утверждение такой памятной даты в один день с Днем принятия ислама Волжской Булгарией было бы вполне логичным, нежели каждая из республик будет определять свою дату», — полагает М.Шаймиев.

Он считает, что этот день должен стать объединяющим для народов разных национальностей в России, исповедующих ислам, и отношение к этому должно быть уважительным.

В этой связи он напомнил, что когда законопроект о принятии Дня крещения Руси обсуждался в Совете Федерации, была дискуссия, и спикер Сергей Миронов, отвечая на вопрос о том, как быть с исламом, высказался за то, чтобы законодательно был бы закреплен и факт принятия ислама. «Тогда, и об этом писали СМИ, С.Миронов предложил в рамках верхней палаты разработать соответствующий законопроект, включающий в число памятных дней Дату принятия ислама на Руси», — отметил М.Шаймиев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. 12345604.11.2010 14:22

    Но год принятия ислама на территории современной России не 922. Это было намного раньше! Надо отталкиваться от Дербента. Тогда исламу в России более 1400 лет!

  2. khalifat04.11.2010 15:07

    Кстати да…

  3. Ruslan2404.11.2010 15:33

    пусть лучше Курбан-байрам праздником сделают как дату Исламскую, и всё.

  4. UNIT8904.11.2010 16:22

    123456 Исламу как религии 1400 лет.

  5. python33904.11.2010 19:09

    К слову о мечети в Текстильщиках ))) Само слово "Москва" означает — "мечеть". Почти на всех известных языках
    http://www.logosdictionary.org/pls/dictionary/new_dictionary.gdic.st?phrase_code=703198

    Немного по истории Не Резиновой
    http://www.newparadigma.ru/engines/NPforum/read.aspx?m=123302

    PS. Не тырьтесь на эти статьи как бараны на новые ворота — выкладывайте эти ссылки на всех форумах о нужности мечетей в Москве. Везде, на всех обсуждениях, на каких зарегены

  6. chujoy04.11.2010 19:38

    Не внимательный вы народ. Какой еще Дербент? Семь раз отрежь один раз отметь. Прочтите заново. Я даже текст не прочел. Само название говорит, принятие Ислама волжской булгарией! Что вы все время ищите изъяны в статьях? Над этим уже ученые подумали, а вы раз и за одну секунду всё поправили. Дербент- это древнейший город Дагестана! А дагестан это Кавказ! Кавказ это такой же регион как и Волжская Булгария. Истории блин

  7. ahmad04.11.2010 20:40

    Шаймиев прав относительно определения даты. 21 мая — документально подтвержденная дата образования первого мусульманского государства в Восточной Европе.
    Теперь к вопросу — почему не Фатх уль-Баб (открытие Дербента)? Поймите — Абдуррахман ибн Рабиа вошел в Дербент в 22 г. по хиджре (по другим данным — в 32), но Дербент еще 100 лет после этого переходил из рук в руки. Окончательное закрепление его в составе Омейядского халифата состоялось лишь при наместничестве Масламы и Марвана (будущий последний омейядский халиф). Но даты то точной нет.
    Можно было бы поход Марвана считать за эту дату, но опять неувязочка. Фактически он закрепил в исламе Азербайджан и Южный Дагестан (исчезла хазарская военная угроза).
    В самой Хазарии ислам примерно с того же времени и распространяется, но нет точных дат, и не факт, что это связано с Марваном.
    Понятно, что среди булгар ислам распространялся уже лет 150-170, но официально был принят лишь в 922 г., там определена дата.
    Поэтому все-таки правильно дату взяли.

  8. казах05.11.2010 8:07

    Это хорошее новшество для истории России. В этом есть польза для уммы. Аллах знает лучше!

  9. Рустам05.11.2010 20:31

    Московские шовинисты никогда этого на это не пойдут.

  10. gabdelhack06.11.2010 0:34

    Рустам, ты прав
    "Говорятъ, Чувашинъ и Мордвинъ гордятся породниться с Русскимъ и даже называть себя Русскимъ; Татары не безъ гордости величаютъ себя булгарлыкомъ (булгарствомъ). Почему именно? Потому, что въ первыхъ двухъ случаяхъ сознается культурное превосходство Русскихъ, а во второмъ (сознавалось и перешло въ традицiю) — превосходство Болгаръ".

    (Виктор Рагозин, "От Оки до Камы", исторический очерк о народах по Средней Волге, журнал "Волга", том 3, С-Петербург, 1881г., стр. 194)

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: