Высокая религиозность населения Таджикистана не угрожает безопасности страны - политолог

Иззат Аман
В Таджикистане набирает обороты кампания по возвращению на родину студентов из зарубежных исламских учебных заведений. 8 ноября спецрейсом из Египта в Таджикистан за казенный счет прибыли 130 студентов исламского университета Аль-Азхар, которые по мнению руководства Таджикистана, учились там нелегально, то есть без санкции властей.



Из 300 таджикских студентов, которые обучались в различных медресе Пакистана, на днях на родину возвращены 204 студента. Сегодня МИД Таджикистана обратился к властям Ирана с просьбой способствовать возвращению исламских студентов из нежелательных ВУЗов. Наконец, аналогичная просьба отправлена и в Саудовскую Аравию.



А всё началось с заявления президента Эмомали Рахмона, который в конце августа сказал, что многие исламские центры имеют экстремистскую направленность, и, призвал родителей вернуть своих детей домой. «Вы думаете, ваши дети там станут муллами? Они станут террористами», – заявил Рахмон.



Помимо этого, в Таджикистане продолжается кампания против хиджаба, объявленного одеждой, не соответствующей национальным традициям таджикского народа. Например, в Кулябе (центре родной для Рахмона Хатлонской области) женщине за появление в "иноземном" хиджабе в общественном месте грозит наказание в виде штрафа равного 130 долларам США. Более того, стали приходить сообщения о третировании молодых мужчин-мусульман, носящих бороду.



Разъяснить некоторые моменты нынешней ситуации в Таджикистане ИА "IslamNews" попросил лидера "Союза таджикской молодёжи в России", политолога Иззата Амана.



- Иззат, скажите, пожалуйста, какая судьба ждет молодых людей, которые были оторваны от учёбы в исламских вузах в Иране, в Египте, Пакистане, Саудовской Аравии и т.д? Смогут ли они доучиться в Таджикистане , как обещает президент страны Рахмон?



Хотел бы отметить, что Рахмон во время встречи с населением не приказывал вернуться на родину студентам всех зарубежных исламских ВУЗов. Он лишь попросил людей вернуть своих детей, которые учатся в некоторых исламских ВУЗах и медресе ряда мусульманских стран, мотивируя это тем, что во многих из них обучают терроризму, а не исламу.



Говорил президент о тех студентах, которые поехали учиться за свой счет, минуя государственные органы, что, по мнению последних, является незаконным.



Но, как говорится, «восток дело тонкое». Чиновники взяли на вооружение вырванные из контекста слова президента и как говорят в пословице: «вместо шапки принесли голову».



Сейчас видно, что госорганы переусердствовали в деле выполнения президентской «просьбы». Теперь на родину возвращают все студентов исламских вузов без разбора – и тех, которые поехали учиться законно, и тех, кто учится «незаконно».



Даже такие известные своими умеренными взглядами вузы типа университет Аль-Азхар в Египте попали в разряд экстремистских.



Известные ученые и профессоры этого авторитетного международного университета уже заявили свой протест и недовольство таджикским властям в связи с депортациями студентов.



На мой взгляд, в своей попытке поставить под контроль процесс выезда студентов за границу и их учет органы государственные власти нарушают конституционные права граждан на свободный доступ к высшему образованию.



Что касается дальнейшей судьбы студентов, то я думаю, что у государства нет никакой четкой программы что делать с этими молодыми людьми после их возвращения на родину. Ясно одно, что большинство из них «отфильтруют» в связи с недавним конфликтом в Раштской долине. Их будут допрашивать об их участии в тех событиях. Хотя вряд ли кто из них имеет к ним какое-то отношение.



Ещё более непонятно смогут ли студенты доучиться в Таджикистане. Дело в том, что у единственного в стране исламского университета (по причине низкого финансирования) нет возможности и условий для того, чтобы дать качественное исламское образование большому количеству желающих получить его.



Другая проблема – это низкая квалификация местных исламских преподавателей. Таким образом, образование, полученное внутри Таджикистана не отвечает международным стандартам и не удовлетворяет желание студентов. Именно эти и другие проблемы, существующих в сфере исламского образования вынуждают молодёжь выезжать заграницу.По нашим подсчетам число студентов обучающихся в исламских вузах заграницей составляет на сегодня десятки тысяч.



Для решения этих проблем необходимо поднять статус исламского университета, увеличить финансирование, позвать на работу квалифицированных преподавателей. Тогда, думаю, студентам незачем будет уезжать из страны для получения исламского образования.



- В Кулябе женщинам запретили носить хиджаб. Планируется ли ввести такой запрет в других областях?



К сожалению, из уст некоторых руководителей Хатлонской области звучали заявления, что запрет на ношение хиджаба и возвращение студентов из-за границы – это события одной цепи.



Дело в том, что на той же встрече президента с жителями Фархарского района, где он попросил вернуться студентов, Рахмон также попросил женщин придерживаться таджикской культуры и не подражать иностранцам. Более того, женщин в хиджабах он обозвал похожими на «черных ворон» и угрожал отправить их в те страны, чью одежду, по его мнению, они одевают.



После этого, по стране прокатилась волна нападок на хиджаб. Государственные чиновники словно соревновались между собой, кто жестче выскажется против хиджаба.



Например, министр образования Таджикистана во время открытия лицея обозвал женщин в хиджабах обезьянами и потребовал удалить их из зала. Таким же образом и некоторые руководители Хатлонской области показывают свою верность и приверженность словам президента. Они угрожают оштрафовать женщин на 130 долларов, которые выходят на улицу в хиджабе.



Чиновники договорились в своих высказываниях до того, что, якобы, женщина в хиджабе угрожает национальной безопасности страны.



По их мнению, хиджабизация населения означает потерю таджикской культуры и идентичности. Это конечно же абсурд. В этих заявлениях нет никакой логики, потому что ислам в наших краях бытует с седьмого века, и доводы о том, что у таджиков есть некая другая культура, кроме исламской, не выдерживают никакой критики.



Вообще запретить ношение хиджаба власти Хатлонской области попросту не имеют права. Потому что существует статья 26 Основного закона Таджикистана о свободе совести и вероисповедания. И всякий разговор о запрете ношения хиджаба связан с нарушением конституционных прав граждан.



Планируется ли запрет хиджаба в других областях нам не известно. Но зная огромное желание чиновников выслужиться перед президентом, вырвав из контекста его слова, такая опасность имеется и в других областях



Как бы мне хотелось, чтобы господа чиновники всегда так усердно выполняли пожелания президента, например по борьбе с коррупции. Но, увы…



– Исключают ли девочек из школы за ношение хиджаба?



Нет, девочек за ношения хиджаба не исключают из школы. На это нет никакого права. Закон о обязательном образовании не позволяет этого сделать пока. Однако ношение хиджаба в образовательных учреждениях не поощряется. Министерство образовании страны объясняет это тем, что есть стандарт школьной одежды, где нет места хиджаба.



Но вот в вузах были сотни таких случаев, когда из-за хиджаба девушек исключали.



Недавно студентка одного из вузов, которую исключили за ношение хиджаба, осмелилась подать жалобу в суд на свой бывший институт и на министерство образования. Но, увы, ее доводы в суде о том, что она мусульманка и по конституции имеет право носить хиджаб, не нашли поддержку.



Таких примеров сотни. По этой причине многие религиозные люди забирают своих детей из школ и для их воспитания и образования либо нанимают учителей либо отправляют их учиться заграницу. Сотни наших сограждан учатся в российских вузах, где нет запрета на ношение хиджаба.



-Правда ли, что мужчин преследуют за ношение бороды?



Нет, пока не преследуют. Но как пишут СМИ были такие случаи, что людей останавливали из-за того, что они носят бороды, а в паспорте они без бороды. Однако, нет никакого закона на запрет ношения бороды. Скорее всего – это личная инициатива чиновников среднего звена чтобы кому-то понравиться.





-Как вы можете объяснить столь жесткий курс правительства по отношению к исполнению гражданами Таджикистана личных исламских обязанностей?



Само правительство не считает свой курс жестким по отношению к религиозным обязанностям граждан. Оно аргументирует свои действия тем, что хочет обеспечить безопасность граждан и государства, и предотвратить использование религиозного фактора. Правительство постоянно повторяет, что не желает войны в стране.



Помимо этого, правящие круги Таджикистана говорят о приверженности страны и народа исламу. В 2009 году Душанбе был назван центром исламской культуры. В столице прошла очередная встреча министров инностраных дел стран ОИК, международный симпозиум «Наследие Абу Ханифы» и т.п.По инициативе президента в центре Душанбе начнется стройка огромной мечети на 150 000 молящихся.



Но последние события в стране могут аннулировать все добрые поступки правителей, сделанные на пути ислама.



- Может ли такая политика привести к возникновению протестных настроений в Таджикистане?



Борьба против религиозных свобод всегда вызывала сопротивление. Протестные настроения в обществе не сразу можно понять и выявить, они накапливаются годами. И взрыв может произойти неожиданно…



При этом, я думаю, не надо искать причину взрыва в религии. Протесты вызывает весь комплекс проблем, стоящих перед Таджикистаном: политических, экономических, социальных.



Вспомните недавние события в Киргизии. Разве бывший президент Бакиев ожидал что его в одну ночь сметут и он станет беженцем? Поэтому лидерам центральноазиатских стран следовало бы искать причины упадка экономики и нестабильности своих государств не в хиджабе, бороде или мечети.



-Какой выход вы видите из сложившейся ситуации?





Выход только один: государству в деле служению религии надо взять инициативу в свои руки. Лишь это не даст верующим возможности стать экстремистами.



Представление о том, что высокая религиозность населения угрожает безопасности страны ошибочно и не имеет под собой почвы. Западные государства страдают от отсутствия религиозности своих граждан. Алкоголизм, наркомания, проституция и другие беды требуют миллиарды долларов из бюджетов стран для их решения.



В Средней Азии люди в основном религиозны, и надо дорожит этим. Правительству следует советоваться с настоящими религиозными лидерами, учеными-улемами, быть с ними в теснейшем контакте. Совместная работа правительства с религиозными лидерами сделает страну безопасной и процветающей.



Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

BadST 16 Ноября 2010г.
Ответить

Visokaya antireligioznost' dovela lyudey do upadka,nish'eti i zhestkimi merami pitaetsya podderzhivat' takuyu politiku. европейцам и америкосам свой бред расскажи.

Mitad-1 15 Ноября 2010г.
Ответить

Visokaya antireligioznost' dovela lyudey do upadka,nish'eti i zhestkimi merami pitaetsya podderzhivat' takuyu politiku.

Boozoorg sahib 13 Ноября 2010г.
Ответить

Stranno 4to pravitelstvo RT virajaet osobuyu obespokoennost v svyazi s t.n. islamizaciey naseleniya. Ved' sam islam eto idealniy mexanizm gosudarstva dlya upravleniya obshestvom. Strannee zvu4alo obespokoennost ministra finansov v odnom iz zasedaniy pravitelstva RT, kasatelno umensheniya upotrebleniya alkoholnoi produkcii sredi naseleniya Tajikistan. Sozdaetsa oshushenie 4to gosudarstvo pitaetsa vsya4eski poralizovat' i otrafirovat' obshestvo...

Яндекс.Метрика