Информационное
агентство России
0°C
23 октября, 18:29

Памятники раздора

muh
Памятники раздора
Светящийся крест – 2,03 % голосов

«Тюмень – светский многонациональный город, а не православный монастырь», — заявлено в резолюции круглого стола, организованного татарскими общественными объединениями в Тюменском госуниверситете в канун принятия городскими властями решения по судьбе исторического сквера Тюмени.

Открывая круглый стол, преподаватель Тюменской Академии культуры и искусства, представитель Конгресса татар Тюменской области Валима Ташкалова проинформировала, что с весны сего года казачьими организациями региона и фондом имени Ермака ведется активная работа по установке в центре Тюмени скульптуры атамана Ермака. Администрация города объявила конкурс о возведении в историческом сквере памятников с православной религиозной символикой.

Подсказка
Подсказка
Композиция «Основателям Тюмени В. Сукину и И. Мясному» набрала 48,15 % голосов

«Это вызывает неодобрение со стороны неправославного, в частности татарского, населения области, — сказала Валима Сагитовна. – Такой конкурс ведет к ненужному межнациональному и межконфессиональному напряжению».

Распоряжение городской администрации «Об организации и проведении открытого публичного конкурса на архитектурно-художественную концепцию благоустройства Исторического сквера в Тюмени» увидело свет в июле текущего года. Из девяти представленных проектов жюри отобрало пять работ, три из которых были негативно восприняты мусульманской общественностью.

Композиция под номером один «Основателям Тюмени В. Сукину и И. Мясному» работы московского скульптора Михаила Переяславца вызвала неприязнь, прежде всего, из-за размера православного креста, рядом с которым блекнут фигуры воевод Василия Сукина и Ивана Мясного, основавших в 1586 году Тюменский острог. Данный проект активно лоббировался инициаторами конкурса и к финалу вышел в лидеры голосования.

Особо стоит сказать о второй композиции, скульптуре Ермака работы П.Забелло (19 век). Памятник атаману казаки и православные активисты пытаются поставить в Тюмени вот уже почти десять лет, однако каждый раз они находят достойных оппозиционеров в лице татарских общественных объединений, которые, забыв все разногласия, как один встают против памятника Ермаку. «В десятках городов России стоит Ермак, а в Тюмени, на земле, где был атаман, нет ему памятника, как это понимать! — горячатся казаки. «Ермак – разбойник, его даже царь приговорил к казни за грабеж», — отвечают оппоненты.
Местные власти, не желая конфронтации, пока принимают компромиссное решение, отодвигая вопрос сооружения скульптуры на неопределенное время. Вот и в этот раз чиновники мэрии проталкивали проект «основателям Тюмени», пожалуй, не столько из-за любви к творчеству скульптора М.Переяславца, сколько избегая межнациональной напряженности, поскольку памятник Ермаку воспринимается частью сибирских тюрков на генетическом уровне даже более негативно, чем православный крест Михаила Переяславца.

— В детстве в ребячьих драках бывало, что русские ребята говорили: «На вас, татар, не хватает Ермака», — сказал в своем выступлении на круглом столе председатель Союза сибирскотатарских писателей области Анас Гаитов. – Мы в таких случаях им отвечали: «Присылайте Ермака, еще раз его утопим». Это я к тому, что нам надо вырасти из ребячества, стать взрослыми, и по-взрослому принимать решения. Если устанавливать памятник атаману Ермаку, то следует поставить и скульптуру хану Кучуму, потому что мы, граждане России, равны в своих правах».

Подсказка
Подсказка
«Ермак Тимофеевич» занял второе место — 45,58 %

— В исламе не приветствуются скульптуры, — добавил Анас Гаитов. – В Библии, кстати, тоже сказано: «Не сотвори себе кумира». Но если уж православные сотворили себе кумира в лице Ермака, нам тоже придется творить кумира…

Третий проект конкурса – светящийся крест – также по понятным причинам не нашел поддержки у мусульманской общественности. По словам участников круглого стола, ставить памятник кресту либо атаману в историческом сквере кощунственно, потому что именно на этом месте находилось мусульманское кладбище Чимги-Туры, стольного града Тюменского ханства. Здесь, по словам краеведа Ришата Рахимова, в 70-е годы прошедшего века во время проведения землеустроительных работ наряду с людскими костями была найдена могильная плита с арабской вязью.

Заведующая кафедрой новой истории и международных отношений Тюменского госуниверситета Гульнара Баязитова предложила выдвигать на подобные конкурсы скульптуры не «военных» героев той или иной стороны, а таких знаменитых земляков, как например, всемирно известный химик Дмитрий Менеделеев, уроженец Тобольской губернии.

Групповая композиция, посвященная тюменцам, оставившим заметный след в истории дореволюционного города, кстати, выдвигалась на конкурс, однако, как и пятая работа, отображающая первую встречу сибирских тюрков с посланцами московского царя, набрала минимальное количество сторонников.

Первые два проекта – «основатели Тюмени» и «Ермак Тимофеевич» — вышли в лидеры публичного голосования, скорее, в связи с целенаправленной работой, в одном случае работников мэрии, в другом – казачьих и православных активистов, которые организовали сбор подписей в пользу памятника Ермаку в оживленных местах города. Даже во время митинга, организованного коммунистами 7 ноября в очередную годовщину революции на центральной площади Тюмени, можно было увидеть мужчин в штанах с лампасами, бойко собирающих подписи в пользу атамана. Коммунисты, кстати, попросили казаков покинуть митинг, говоря, что «Ермак не имеет никакого отношения к октябрьской революции».

Председатель татарской городской Национально-культурной автономии Динар Абукин в своем выступлений на круглом столе отметил, что идею с памятником проталкивают не столько казаки, сколько определенные коммерческие структуры, пытающиеся заработать на этом. Аналогичную мысль озвучил и историк, заведующий сектором этноконфессиональных отношений Тюменского госуниверситета Александр Ярков.

Начальник областного отдела по делам религий Игорь Бобров сказал в своей речи, что татарским и русским историкам давно пора бы вместе написать подлинную историю Сибири, не акцентируя внимания на походе атамана Ермака, кстати, не приведшем к падению Сибирского ханства. (После гибели атамана в водах Вагая и ухода казаков из Сибири еще несколько лет продолжалось противостояние между Кучумом и конкурирующей династией шейбанидов). По словам Игоря Боброва, в новой написанной истории следует сделать больший акцент на добровольном вхождении Сибири в состав России, что имело место в докучумовский период при сибирском князе Едигере, который был убит Кучумом в 1563 году при взятии шейбанидами Искера.

Участники круглого стола приняли резолюцию-обращение к главе города и администрации Тюмени. Мы не можем утверждать, повлиял ли этот документ на решение конкурсной комиссии, однако спустя два дня пресс-служба главы Тюмени проинформировала горожан, что ни одна из предлагаемых скульптур не будет установлена в историческом сквере. В сообщении отмечается, что проект «Основателям Тюмени В. Сукину и И. Мясному» набрал наибольшее количество голосов. Вместе с тем за проект «Ермак Тимофеевич» высказалось также значительное число горожан. Жюри конкурса на заседании, прошедшем 11 ноября, приняло следующие решения:

1. Признать второй этап конкурса состоявшимся.
2. Не определять победителя конкурса и на данном этапе не рассматривать вопрос установки памятника в Историческом сквере города Тюмени.
Комиссия дала поручение департаменту градостроительной политики в срок до 1 августа 2012 г. разработать и представить концепцию по размещению объектов монументально-декоративного искусства, в том числе памятных знаков, на территории города Тюмени с учётом проектов, участвовавших во втором этапе конкурса.
Спор казаков и сибирскотатарских лидеров относительно памятников, вероятно, возобновится через два года.

Резолюция-обращение круглого стола:

Главе города Тюмени и в администрацию г. Тюмени
Татарская и сибирскотатарская общественность города Тюмени и Тюменской области обеспокоены планами казачьих организаций и администрации областного центра по установке памятников с религиозной символикой (православнмыи крестами) и Ермаку. Тюмень – светский многонациональный город, а не православный монастырь. Руководство города и иные организации должны учитывать интересы всего населения, в том числе неправославного, тем более, что город основан на месте столицы средневекового тюркского ханства, потомки которого – сибирские татары – представляют собой немалый массив населения областного центра и области. Просим не устанавливать никаких памятников с религиозной символикой и памятник Ермаку, как неоднозначно оцениваемой в обществе личности.

Просим поддержать идею проведения и взять на себя финансирование ежегодной научно-практической конференции по историческому наследию Чимги-Туры и Сибирского ханства на базе Института гуманитарных исследований ТюмГУ при организационном и ином участии татарских и сибирскотатарских общественных организаций г. Тюмени и Тюменской области.

Подсказка
Подсказка
Круглый стол, организованный татарскими организациями в Тюменском госуниверситете

Организовать в областных и городских СМИ серию статей и передач по освещению объективной истории средневековых тюркских государств на территории Сибири – ишимского, Тюменского, Сибирского ханств, коренного населения Сибири – сибирских татар, с целью информирования населения многонациональной территории о коренном (автохтонном, аборигенном) этносе (сибирских татарах).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Alexey17.11.2010 14:19
    _QUOTE
    Руководство города и иные организации должны учитывать интересы всего населения, в том числе неправославного, тем более, что город основан на месте столицы средневекового тюркского ханства, потомки которого – сибирские татары – представляют собой немалый массив населения областного центра и области. Просим не устанавливать никаких памятников с религиозной символикойи памятник Ермаку, как неоднозначно оцениваемой в обществе личности.

    Конечно, можно вообще не устанавливать никаких памятников с религиозной символикой, а делать акцент, как сказала Гульнара Баязитова на знаменитых земляков. Но, можно делать акцент на памятники с религиозной символикой, которые бы подчеркивали межконфессиональный союз, были бы символом мира, сотрудничества и процветания, а не на памятники с религиозной символикой, которые несли бы в себе символ соперничества и превосходства одних над другими.

    А вот что касается памятника Ермаку, то, разумеется, он должен быть поставлен, как исторической личности, как завоевателю Сибири для Российского государства. Но, для этого памятника нужно выбрать другое место в Тюмени, чтобы не ставить его на месте, на котором находилось мусульманское кладбище Чимги-Туры.

    Например, в г. Ставрополе стоит памятник Ермолову, который, безусловно, вызывает различные чувства у наших граждан. Но, Ермолов помимо Кавказской войны, был еще участником в войнах с Францией, принимал участие в Бородинском и других сражениях. И не смотря на свою жестокость, он является знаковой фигурой для истории нашего государства, как Ермак и как другие исторические и знаковые фигуры для истории нашего государства.

  2. Dzhus19.11.2010 0:43

    Что это за местечковый шовинизм? Ермак был великим завоевателем и первопроходцем, без него не было бы экспансии России на Восток.

  3. rsi22.11.2010 6:38

    именно шовинизм русских.
    предлагаю ставить памятники любые какие захочет.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: