Памятники раздора

Светящийся крест – 2,03 % голосов

Светящийся крест – 2,03 % голосов

Теги:



3
17 Ноября 2010г. (10 Зу-ль-хиджа)

«Тюмень – светский многонациональный город, а не православный монастырь», – заявлено в резолюции круглого стола, организованного татарскими общественными объединениями в Тюменском госуниверситете в канун принятия городскими властями решения по судьбе исторического сквера Тюмени.

Открывая круглый стол, преподаватель Тюменской Академии культуры и искусства, представитель Конгресса татар Тюменской области Валима Ташкалова проинформировала, что с весны сего года казачьими организациями региона и фондом имени Ермака ведется активная работа по установке в центре Тюмени скульптуры атамана Ермака. Администрация города объявила конкурс о возведении в историческом сквере памятников с православной религиозной символикой.

Композиция «Основателям Тюмени В. Сукину и И. Мясному» набрала 48,15 % голосов

«Это вызывает неодобрение со стороны неправославного, в частности татарского, населения области, – сказала Валима Сагитовна. – Такой конкурс ведет к ненужному межнациональному и межконфессиональному напряжению».

Распоряжение городской администрации «Об организации и проведении открытого публичного конкурса на архитектурно-художественную концепцию благоустройства Исторического сквера в Тюмени» увидело свет в июле текущего года. Из девяти представленных проектов жюри отобрало пять работ, три из которых были негативно восприняты мусульманской общественностью.

Композиция под номером один «Основателям Тюмени В. Сукину и И. Мясному» работы московского скульптора Михаила Переяславца вызвала неприязнь, прежде всего, из-за размера православного креста, рядом с которым блекнут фигуры воевод Василия Сукина и Ивана Мясного, основавших в 1586 году Тюменский острог. Данный проект активно лоббировался инициаторами конкурса и к финалу вышел в лидеры голосования.

Особо стоит сказать о второй композиции, скульптуре Ермака работы П.Забелло (19 век). Памятник атаману казаки и православные активисты пытаются поставить в Тюмени вот уже почти десять лет, однако каждый раз они находят достойных оппозиционеров в лице татарских общественных объединений, которые, забыв все разногласия, как один встают против памятника Ермаку. «В десятках городов России стоит Ермак, а в Тюмени, на земле, где был атаман, нет ему памятника, как это понимать! – горячатся казаки. «Ермак – разбойник, его даже царь приговорил к казни за грабеж», – отвечают оппоненты.
Местные власти, не желая конфронтации, пока принимают компромиссное решение, отодвигая вопрос сооружения скульптуры на неопределенное время. Вот и в этот раз чиновники мэрии проталкивали проект «основателям Тюмени», пожалуй, не столько из-за любви к творчеству скульптора М.Переяславца, сколько избегая межнациональной напряженности, поскольку памятник Ермаку воспринимается частью сибирских тюрков на генетическом уровне даже более негативно, чем православный крест Михаила Переяславца.

- В детстве в ребячьих драках бывало, что русские ребята говорили: «На вас, татар, не хватает Ермака», – сказал в своем выступлении на круглом столе председатель Союза сибирскотатарских писателей области Анас Гаитов. – Мы в таких случаях им отвечали: «Присылайте Ермака, еще раз его утопим». Это я к тому, что нам надо вырасти из ребячества, стать взрослыми, и по-взрослому принимать решения. Если устанавливать памятник атаману Ермаку, то следует поставить и скульптуру хану Кучуму, потому что мы, граждане России, равны в своих правах».

«Ермак Тимофеевич» занял второе место – 45,58 %

- В исламе не приветствуются скульптуры, – добавил Анас Гаитов. – В Библии, кстати, тоже сказано: «Не сотвори себе кумира». Но если уж православные сотворили себе кумира в лице Ермака, нам тоже придется творить кумира…

Третий проект конкурса – светящийся крест – также по понятным причинам не нашел поддержки у мусульманской общественности. По словам участников круглого стола, ставить памятник кресту либо атаману в историческом сквере кощунственно, потому что именно на этом месте находилось мусульманское кладбище Чимги-Туры, стольного града Тюменского ханства. Здесь, по словам краеведа Ришата Рахимова, в 70-е годы прошедшего века во время проведения землеустроительных работ наряду с людскими костями была найдена могильная плита с арабской вязью.

Заведующая кафедрой новой истории и международных отношений Тюменского госуниверситета Гульнара Баязитова предложила выдвигать на подобные конкурсы скульптуры не «военных» героев той или иной стороны, а таких знаменитых земляков, как например, всемирно известный химик Дмитрий Менеделеев, уроженец Тобольской губернии.

Групповая композиция, посвященная тюменцам, оставившим заметный след в истории дореволюционного города, кстати, выдвигалась на конкурс, однако, как и пятая работа, отображающая первую встречу сибирских тюрков с посланцами московского царя, набрала минимальное количество сторонников.

Первые два проекта – «основатели Тюмени» и «Ермак Тимофеевич» – вышли в лидеры публичного голосования, скорее, в связи с целенаправленной работой, в одном случае работников мэрии, в другом – казачьих и православных активистов, которые организовали сбор подписей в пользу памятника Ермаку в оживленных местах города. Даже во время митинга, организованного коммунистами 7 ноября в очередную годовщину революции на центральной площади Тюмени, можно было увидеть мужчин в штанах с лампасами, бойко собирающих подписи в пользу атамана. Коммунисты, кстати, попросили казаков покинуть митинг, говоря, что «Ермак не имеет никакого отношения к октябрьской революции».

Председатель татарской городской Национально-культурной автономии Динар Абукин в своем выступлений на круглом столе отметил, что идею с памятником проталкивают не столько казаки, сколько определенные коммерческие структуры, пытающиеся заработать на этом. Аналогичную мысль озвучил и историк, заведующий сектором этноконфессиональных отношений Тюменского госуниверситета Александр Ярков.

Начальник областного отдела по делам религий Игорь Бобров сказал в своей речи, что татарским и русским историкам давно пора бы вместе написать подлинную историю Сибири, не акцентируя внимания на походе атамана Ермака, кстати, не приведшем к падению Сибирского ханства. (После гибели атамана в водах Вагая и ухода казаков из Сибири еще несколько лет продолжалось противостояние между Кучумом и конкурирующей династией шейбанидов). По словам Игоря Боброва, в новой написанной истории следует сделать больший акцент на добровольном вхождении Сибири в состав России, что имело место в докучумовский период при сибирском князе Едигере, который был убит Кучумом в 1563 году при взятии шейбанидами Искера.

Участники круглого стола приняли резолюцию-обращение к главе города и администрации Тюмени. Мы не можем утверждать, повлиял ли этот документ на решение конкурсной комиссии, однако спустя два дня пресс-служба главы Тюмени проинформировала горожан, что ни одна из предлагаемых скульптур не будет установлена в историческом сквере. В сообщении отмечается, что проект "Основателям Тюмени В. Сукину и И. Мясному" набрал наибольшее количество голосов. Вместе с тем за проект "Ермак Тимофеевич" высказалось также значительное число горожан. Жюри конкурса на заседании, прошедшем 11 ноября, приняло следующие решения:

1. Признать второй этап конкурса состоявшимся.
2. Не определять победителя конкурса и на данном этапе не рассматривать вопрос установки памятника в Историческом сквере города Тюмени.
Комиссия дала поручение департаменту градостроительной политики в срок до 1 августа 2012 г. разработать и представить концепцию по размещению объектов монументально-декоративного искусства, в том числе памятных знаков, на территории города Тюмени с учётом проектов, участвовавших во втором этапе конкурса.
Спор казаков и сибирскотатарских лидеров относительно памятников, вероятно, возобновится через два года.

Резолюция-обращение круглого стола:

Главе города Тюмени и в администрацию г. Тюмени
Татарская и сибирскотатарская общественность города Тюмени и Тюменской области обеспокоены планами казачьих организаций и администрации областного центра по установке памятников с религиозной символикой (православнмыи крестами) и Ермаку. Тюмень – светский многонациональный город, а не православный монастырь. Руководство города и иные организации должны учитывать интересы всего населения, в том числе неправославного, тем более, что город основан на месте столицы средневекового тюркского ханства, потомки которого – сибирские татары – представляют собой немалый массив населения областного центра и области. Просим не устанавливать никаких памятников с религиозной символикой и памятник Ермаку, как неоднозначно оцениваемой в обществе личности.

Просим поддержать идею проведения и взять на себя финансирование ежегодной научно-практической конференции по историческому наследию Чимги-Туры и Сибирского ханства на базе Института гуманитарных исследований ТюмГУ при организационном и ином участии татарских и сибирскотатарских общественных организаций г. Тюмени и Тюменской области.

Круглый стол, организованный татарскими организациями в Тюменском госуниверситете

Организовать в областных и городских СМИ серию статей и передач по освещению объективной истории средневековых тюркских государств на территории Сибири – ишимского, Тюменского, Сибирского ханств, коренного населения Сибири – сибирских татар, с целью информирования населения многонациональной территории о коренном (автохтонном, аборигенном) этносе (сибирских татарах).

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

rsi 22 Ноября 2010г.
Ответить

именно шовинизм русских. предлагаю ставить памятники любые какие захочет.

Dzhus 18 Ноября 2010г.
Ответить

Что это за местечковый шовинизм? Ермак был великим завоевателем и первопроходцем, без него не было бы экспансии России на Восток.

Alexey 17 Ноября 2010г.
Ответить

_QUOTEРуководство города и иные организации должны учитывать интересы всего населения, в том числе неправославного, тем более, что город основан на месте столицы средневекового тюркского ханства, потомки которого – сибирские татары – представляют собой немалый массив населения областного центра и области. Просим не устанавливать никаких памятников с религиозной символикойи памятник Ермаку, как неоднозначно оцениваемой в обществе личности. Конечно, можно вооб...
Читать дальше

Яндекс.Метрика