К столетию ухода Толстого журнал «Чётки» сконцентрировался на теме «Толстой и Ислам»

Лев Толстой
7 (20) ноября 1910 года на железнодорожной станции Астапово (тогда Тамбовской губернии, а ныне Тульской области) завершилась земная жизнь Льва Николаевича Толстого. К Столетию в Астапово, Ясной Поляне, Туле и Москве с 20 по 25 ноября прошёл международный Толстовский форум.



Издаваемый в Москве Фондом Марджани литературно-философский журнал «Чётки» (№ 3 за 2010 год) приурочен к этим событиям и посвящён теме «Толстой и Ислам».



Биографический и историко-богословский обзор этой темы дан московским культурологом Джаннатом Сергеем Маркусом в статье «Хиджра Льва Толстого: из Ясной Поляны на Кавказ?». Редактор отдела культуры «Российской газеты» и автор книги «Лев Толстой: бегство из рая» (Москва, 2010) Павел Басинский рассуждает о причинах ухода Толстого из дома в беседе с главным редактором «Чёток» Ренатом Беккиным: материал красноречиво назван «Толстого на всех хватит».



Второй собеседник Беккина – писатель Андрей Битов предоставил журналу свои поэтические переложения четырёх сур Корана, отрывок из книги «Текст как текст» – «Памятник последнему тексту», а в интервью «Вот вам и вся анафема!» поведал о своих черкесских корнях, о том, как работа над сурами исцелила его, а также о необычном памятнике, который установлен по его инициативе и при помощи российского офицера Геннадия Опарина в имении Пирогово близ Ясной Поляны. Это памятник Хаджи-Мурату с надписью на арабском и русском языках: «Да примирит и упокоит Всевышний души всех погибших в кавказских войнах!».



В журнале также опубликованы: эссе московского исламоведа Павла Башарина об издании избранных хадисов Пророка Мухаммада, предпринятого Толстым в 1910 году – «Толстой и Ислам – особенности восприятия»; обозрение уфимских филологов Мурата Рахимкулова и Суфияна Сафуанова «Башкиры меня знают и очень уважают…» – о поездках Толстого в Башкирию и его влиянии на башкирскую литературу; сообщение о переписке Толстого по поводу одного из неортодоксальных течений в Исламе 19 века «Лев Толстой и ахмадийский Ислам», который написали современные адепты этого течения Равиль Бухараев (Лондон) и Нурым Тайбектеги (Алматы); малые рассказы Толстого в переводе на таджикский язык. Уникальна первая публикация письма двух чеченских мулл Толстому в 1905 году, выполненная московскими востоковедами Владимиром Бобровниковым и Ильёй Зайцевым.



«Некоторые авторы не без основания считают, что 20 век начался для России не в 1901 году, а в октябре 1910-ого, в тот самый день, когда граф Лев Николаевич рано утром покинул Ясную Поляну…» – говорится в редакционном предисловии к этому «толстовскому» номеру журнала «Чётки».

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика