Информационное
агентство России
1°C
23 октября, 16:25

Из успешного студента в жалкого гастарбайтера. Метод таджикских властей

Rustam
Из успешного студента в жалкого гастарбайтера. Метод таджикских властей
Родителей возвращающихся студентов оградили кордонами милиции

Возвращение таджикских студентов из исламских учебных заведений за рубежами Таджикистана началось после выступления президента страны, который считает, что многие исламские центры имеют экстремистскую направленность. Кампания приобрела массовый характер, студентов возвращают целыми самолетами, и всех, по словам представителей власти, исключительно по собственному желанию. «Азия-Плюс» решила узнать, как на самом деле это происходит.

Свои правдивые истории рассказали сами студенты.

История первая: политическое мероприятие

В аэропорт Душанбе прибыл самолёт с гражданами Таджикистана, обучавшимися в Иране. Родственники студентов собрались здесь уже за час до посадки самолета. А житель Нурабадского района Аваз Тохиров дожидается своего сына уже около месяца.

«Мой сын учился в медресе города Захидан около двух лет. В Таджикистане мы не можем обучать своих детей. У меня 10 детей, и средств обучить всех просто не хватит. В Иране несколько иные условия обучения. Мы только оплачиваем им дорогу, а учеба, проживание и питание предоставляются бесплатно. Многие задаются вопросом: откуда такие деньги? На самом деле эти средства за счет многочисленных пожертвований от жителей Ирана», — говорит он.

Аваз Тохиров утверждает, что сам был в Захидане и знаком с методикой обучения в медресе. По его словам, кроме изучения Корана и молитв, ничего другого он там не видел. «Слухи о том, что там готовят экстремистов и террористов, совершенно беспочвенны». Отец переживает, что после возвращения его сын не сможет продолжить учебу: «Ему придется опять работать на земле, а об учебе можно забыть».

Пока Аваз Тохиров рассказывал свою историю, вокруг собрались родители других студентов.

«Мой сын два года учился в Душанбе, а потом поехал учиться в Иран и уже три года находился там, — рассказывает жительница Куляба. — Я не знаю, насколько он поехал незаконно, но мы отправили его учиться. Теперь власти нам сказали, вот и возвращаем своих детей».

«Говорят, что у нас демократия, но на самом деле никакой демократии у нас нет. Они не имеют права насильно возвращать наших детей», — заявил другой встречающий.

Вскоре на площадке перед залом прилета собрались представители спецслужб. Прозвучало объявление, что самолет из Тегерана произвел посадку, и люди прошли в терминал. Тут же начались волнения в толпе – встречающие поняли, что их детей будут проверять. Некоторые пытались сквозь затемненные окна терминала разглядеть происходящее, однако милиционеры всех отгоняли. Потом было решено вообще убрать родителей от терминала. Людей стали двигать на расположенную в 50 метрах автомобильную стоянку. Без криков и ругательств не обошлось.

На вопрос, почему людей отгоняют от места для встречающих, один из милиционеров ответил кратко: «Это политическое мероприятие!» Отогнав всех на стоянку, милиционеры создали живое оцепление.

К СМИ вышел представитель Комитета по делам религий Наджмиддин Салимов. По его словам, на борту самолета, прибывшего из Тегерана, находилось 137 граждан Таджикистана. «В основном это учащиеся медресе города Мешхед, которые самовольно поехали на учебу», — заявил Наджмиддинов, добавив, что студентов, которые получили хорошее образование, Комитет попытается взять к себе на работу.

«Слухи о том, что бывшие студенты преследуются, не имеют никакой почвы,- продолжил он. — По прибытии у них проверяют содержание книг, которые они привезли с собой, потом отпускают».

Родители тщетно простояли несколько часов, ожидая, когда выпустят студентов, однако сотрудники аэропорта сказали, что это бесполезное занятие, так как «их увезли в другое место и отпустят еще не скоро». К этому времени на смену милиционерам прибыла рота военнослужащих с резиновыми дубинками.

История вторая: с надеждой на будущее

Эшмурод Бегмуродов свое начальное религиозное образование получил от отца, тот был имам-хатибом соборной мечети в одном селе Джабборасуловского района. После окончания девятого класса он поступил в медресе имени Имами Аъзама города Худжанда. Проучился три года, а потом решил продолжить образование за рубежом. Был выбран университет «Аль-Азхар» города Каир.

«Там много факультетов, — рассказывает Эшмурод, — есть медицинский, исторический, филологический. Здесь обучаются более 50 тысяч студентов со всех концов мира. Все сюда приезжают с одной целью: хорошо учиться и получать знания, не больше. В отличие от других учебных заведений, здесь не преподают политических наук. Нас в основном обучали на основе учения имама Ханифы, того течения, которое исповедуют в Таджикистане. Я изучал литературный арабский язык, историю арабских стран и Коран. После третьего курса я получил бы степень куллия, которая позволяет поступить на один из факультетов. Однако я был вынужден по просьбе отца вернуться на родину. Он сказал, что наш президент призывал к этому всех родителей. И я послушался отца».

Эшмурод собирается продолжить учебу на родине. «Я уже ходил на факультет восточных языков, но там мне сказали, что я чуть-чуть опоздал и только в следующем году могу поступать. Чтобы не тратить время зря, я обратился к директору медресе города Худжанда, и он согласился принять меня на учебу сразу на четвертый курс. Но потом я обязательно поступлю на восточный факультет. Думаю, мое знание арабского языка поможет в успешном окончании университета. Мечтаю быть преподавателем данного вуза», — говорит он.

История третья: с учебной скамьи – в миграцию

Любознательный Назар попал в первую волну «репатриации» студентов-таджиков на родину из-за пределов республики несколько лет назад. А любознательный он потому, что в поисках знаний аж до Пакистана дошел. Год успел проучиться, как власти родной страны решили, что под видом религиозного обучения в Пакистане из таджиков готовят «экстремистов» и «террористов». И «свое будущее» призвали домой.

Масштабности той акции мы точно не знаем, но если верить сообщению Би-Би-Си тех лет, в Таджикистан в принудительном порядке было возвращено более 700 таджиков. Сегодня выясняется, что это была только прелюдия.

…Саид, вернувшись, не смог никуда приткнуться, в смысле учебы. Ни религиозной, ни светской. Уговорил родителей продать корову, чтобы на билет до России наскрести. Повезло бывшему студенту, удалось устроиться обхаживать дачу «нового русского», ночует и питается в более-менее сносных условиях. Двадцать пять лет исполнилось, о будущем он не задумывается, понимая эфемерность фантазий: заработанных денег семье еле хватает концы с концами сводить, проведенные в России годы в стаж работы не засчитываются, следовательно, и пенсия по старости не ожидается, образование не дали получить, хорошо оплачиваемую работу дома и в перспективе не получить. «Люди с дипломами на базарах торгуют, куда студенту-недоучке соваться?» — говорит он.

«Похоже, с наследием вождя пролетариата Владимира Ленина в Таджикистане решили покончить бесповоротно и навсегда. Я говорю о всеми любимом тезисе: «Учиться, учиться и учиться! — с мягкой иронией говорит Назар. — Видно, Ленин не предвидел, что со временем Таджикистан станет независимым государством, со своими принципами образования».

Назару непонятна логика властей, усмотревших в религиозном обучении «экстремизм» и «терроризм».

«Что, обычная школа в Таджикистане одних ангелов выпускает? А откуда тогда бандиты, разные там нехорошие парни берутся? – задается вопросом он. — А получая религиозное обучение, пересмотришь всю жизнь: от всех вредных привычек отстанешь – бросишь пить, курить, наркотиками баловаться. Понятно, что и среди студентов-«религиозников» не все пай-мальчики. Но зачем всех огульно обвинять? Есть факты, что на волне борьбы с «чуждым влиянием», с надуманными «измами», некоторых ребят, уже окончивших учебные заведения за границей, дома приговорили к лишению свободы на несколько лет».

Сам Назар после окончания школы два года пытался стать студентом в Таджикистане, в три университета сдавал документы. Но «завет Ленина» на родине воплотить в жизнь не удалось, всюду встречались ребята богаче. Не мозгами, а карманами родителей. Потом он узнал, что в Пакистане можно получить религиозное образование. Несколько ребят собрались в небольшую группу и поехали учиться.

«Главный аргумент в пользу получения религиозного образования за рубежом — отсутствие платы, — говорит Назар. — При выезде из страны граждане Таджикистана оплачивают лишь стоимость визы и билета в один конец, а расходы на проживание и учебу берут на себя местные власти либо неправительственные исламские организации. Даже если и придется вносить определенную плату, она умеренна, что каждому под силу, ведь подработать можешь всегда. Я видел даже несколько ребят, которые нелегально пробрались, но все равно учились, никто у них документов не спрашивал, главное, не отлынивай от занятий, раз записался на курс».

«Я бы согласился с властями, если бы у желающих получить религиозное образование в Таджикистане была альтернатива, — продолжает Назар. — Но куда, к примеру, поступить учиться в Кулябском регионе? Одно медресе было на регион с миллионным населением в Ховалингском районе, да и его, говорят, закрыли. А сколько человек может принять Исламский институт?»

Уже будучи в России на заработках, Назар встретил там своих бывших однокашников. Они, так же как и он, берутся за любую работу, об учебе уже не думает никто.

На американском самолете арабской авиакомпании в русский город за горьким куском хлеба улетел таджикский парень, по воле властей превратившийся из успешного студента в жалкого гастарбайтера. Может, кому эта история нравится, нам – нет!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. TOJIK03.12.2010 7:07

    как говориться ни себе и ни другим.

  2. vahabeet_livejournal_com03.12.2010 9:08

    :-(

  3. muslim16203.12.2010 12:49

    А ведь президент Таджикистана наверное считате себя мусульманином. Астагфирулла. Как они не боятся наказания Всевышнего.

  4. Mitad-103.12.2010 13:40

    Pepdizen reshil popolnit' armiyu appozicionerov….

  5. ИСЛАМ03.12.2010 13:47

    не нашлось ни одного таджика, котрый смог бы сделать правильный даават президенту.. и кто в этом виноват?
    отсутствие имана у человека тоже по воле Аллаха.
    будем делать дуа за наших братьев-таджиков! и за их президента тоже.
    иншаАллаh и его сердце Аллаh распечатает..

  6. Ruslan2403.12.2010 14:14

    Если они учились в Иране, то это плохо!!!

  7. wessallam04.12.2010 0:58

    Конечно зачем Рахмону(президенту Таджикистана)умные,трезвые и здравомысляшие ребята,ему нужны стая баранов которые будут служить только своему нэфсу. А над теми кто служить исключительно своему нэфсу,можно свободно экспрементировать.

  8. wessallam04.12.2010 0:59

    Между прочим в Иране есть суннитские сектора в уч.заведениях.

  9. Dzhus04.12.2010 2:18

    Ruslan24, почему? Иран разве не флагман мусульманского мира?

  10. Mitad-104.12.2010 6:06

    Wessalom…ostav ssilku,pochitaem,chto za sektora?

  11. DamirSalafi04.12.2010 18:07

    Иран — это оплот рафидизма и абсолютно чуждого Исламу духу революции и бунта. Некоторые сайты представляют для рус.яз. мусульман Иран флагманом. Открою вам секрет — в арабских странах Иран на дух не переносят. Во всех, кроме Сирии(президент — алавит) и Либнана(шииты сильны).

  12. Ruslan2404.12.2010 19:18

    назовите мне хоть один сектор уч.заведениях Ахлю-сунна в Иране?

  13. ahmad_shah05.12.2010 12:11

    Нужно уметь разделять "мухи от котлет".

    Таджики исповедуют Ислам ханфитского мазхаба. Наши братья иранцы — Ислам джафаритского мазхаба. Никто не хуже и не лучше другого. Прозелитизм не допустим.

    У нас в стране действуют с 1992 года турецкие школы Шейха Фетхуллаха Гюлена. Турки ханафитского мазхаба, они не пропагандируют пантюркизм, поэтому никаких проблем нет. Если появятся пантюркисты, то и это школы закроют. Не потому что турки мусульмане, а потому что пропагандируют пантюркизм.

    В отличие от соседних нам стран, у нас есть свобода слова и действия властей открыто критикуют, в том числе и эти журналисты. В Каримистане за любую критику бросают в зиндан и насилуют бутылками.

    Что касается "жалких гастарбайтеров", то пусть это останется на совести этих журналистов. Трудовые мигранты честно трудятся на благо своих семей и отправляют в Таджикистан 4 миллиарда долларов ежегодно!

    А многие выпускники "медресе" Пакистана, Ирана и Саудии вносят фитну и вызывают жесткие действия тупоголовых силовиков, потом по замкнутому кругу начинается гражданская война. Зачем стране тысячи безработных недоучек из пещер Тора-Бора, где есть вывеска "медресе", а учат готовить взрывчатку.

    Да и не устану повторять, что:

    Только в Таджикистане Ислам (ханфитского мазхаба) объявлен официальной религией. Только в Таджикистане Исламская партия представлена в парламенте страны. Ни в одной другой стране СНГ такого нет!

    У нас в стране более 4000 мечетей. Больше чем во всей России. По разным данным не менее 40% населения Таджикистана выполняют ВСЕ предписания Ислама. Почти все женщины покрывают голову.

  14. Зухра05.12.2010 20:36

    Да, почти все женщины покрывают голову, а за хиджаб уже штрафуют!А по поводу тупоголовых силовиков, так может в этом проблема, что они тупоголовые и не на своем месте,им бы самим поучиться исламу хоть где-нибудь?!

  15. vampppp1314.12.2010 2:00

    [bв]ИСЛАМ[/b], ИСЛАМ, behruzhimo, behruzhimo, в этой яме под названием таджикистан так и будет бардак пока у народа не появится лидер и не снесут голову этой свинье трахмону

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: