Нужны ли мечети, построенные благотворителями

Мечеть в Абауле построили более десяти лет назад и сразу закрыли на замок

Мечеть в Абауле построили более десяти лет назад и сразу закрыли на замок

Теги:





2
17 Декабря 2010г. (10 Мухаррам)

Мечеть – это и место для молитв, и центр общественной жизни мусульман. Не допускается строить ее для обозначения «своей» территории в глухой необитаемой местности, либо для приукрашивания населенного пункта, если она не востребована. Однако волею обстоятельств сегодня в Тюменской области (думаю, что и в других регионах тоже) немало мечетей, подпадающих под категорию «исрафных», и объединяет их одно – все эти мечети построены на средства благотворительных фондов, не методом «народной стройки», как другие, нормально функционирующие мечети. При этом в таких случаях часто для строительства используют доступный по цене и надежный материал, такой как деревянный брус. Сейчас купить брус деревянный можно в городе Москва и в других городах.

В деревне Абаул Вагайского района мечеть появилась около пятнадцати лет назад. Она так и не заработала. Построили и закрыли на ключ. Аналогичная ситуация с мечетью в д.Уткарма Аромашевского района. Бесхозное строение осталось без оконных стекол, потихоньку растащили забор. В деревне Супра Вагайского района сруб для мечети, купленный на средства фонда «Хаят аль Игаса», практически сгнил. Понятно, что благотворительный фонд не печатает деньги. Он выделяет помощь на строительство мечетей из тех средств, которые поступают в фонд в виде закята и других пожертвований. Получается, что часть тех самых пожертвованных братьями по вере денег стала «исрафом». Ведь сруб в Супре уже никуда не годится, более десяти лет он простоял без крыши под снегом и дождем.

Так выглядел сруб для мечети д.Супра пять лет назад, крыша над ним так и не появилась

На юге Тюменской области около восьмидесяти мечетей. Примерно половина их построена на средства фондов «Хаят аль Игаса» (деревянные мечети) и «Дар уль Бир» (каменные мечети).

Фонды частично финансировали затраты на строительство, в большинстве случаев, можно сказать, на девяносто девять процентов. Возможно, представители благотворительных организаций уже имели печальный опыт и хотели, чтобы и местные жители приложили дольку своих усилий, ведь говорят же, что даже вбитый в стену мечети гвоздь не забывается человеком.

«В Абауле и Уткарме оставалось только провести внутренние работы, но и это местные жители не смогли сделать, – рассказывает глава ДУМ Тюменской области Галимжан Бикмуллин. – В другом селе в Вагайском районе глава местной администрации пригрозил, что он подаст в международный суд на арабский фонд за то, что тот не дал денег на завершение внутренних работ и благоустройство территории. Говорил он это совершенно серьезно, вместо того, чтобы поблагодарить фонд».

Причем, по словам Бикмуллина, построили ту мечеть тяп-ляп, для отчета перед фондом и духовным управлением: сруб не строганный, кое-как здание изнутри обшито ДВП.

«Сегодня в нормальном режиме работают только те мечети, которые были построены силами самих жителей этих сел и деревень, без помощи благотворительных фондов, – говорит глава Казыятского управления мусульман Тюменской области Фатых Гарифуллин. – Мы благодарны фондам за финансовую помощь, но практика показывает, что такая благотворительность – палка о двух концах, она порождает в людях иждивенческое, потребительское отношение. Некоторые мусульмане считают, что кто-то из арабских стран им постоянно обязан помогать, даже в таких вопросах, как проведение Курбан-байрама, кто-то обязан предоставить средства на покупку жертвенной овечки, или дать деньги на проведение ифтара».

Проблема в том, что сначала людям надо было дать знания об исламе, разбудить в них веру, и только потом строить мечети, считает Г. Бикмуллин. Верующие, кроме того, не стали бы ждать пожертвований от фондов, а сами взялись бы за строительство мечетей, однако вышло наоборот, «телегу поставили впереди лошади», в результате десятки сельских мечетей под замком, а стабильно работающих, где совершаются все пять намазов, проводятся занятия, никах и т.д., едва ли наберется десяток. По мнению тюменского муфтия, исправить ситуацию могли бы искренне верующие миссионеры, которые бы добровольно поехали в деревни проповедовать ислам, однако именно в таких людях тюменская умма испытывает дефицит.

По словам Ф.Гарифуллина, мечети могли бы оживить направленные туда мусульманскими организациями (на практику на год-два) выпускники медресе и исламских институтов (а таких в области достаточно), если бы на месте этим «молодым специалистам» выплачивали заработную плату и предоставляли жилье.

«Все эти мечети работали бы, если бы каждый считающий себя мусульманином взрослый человек, будь то в Абауле или Уткарме, вносил определенный вклад на содержание мечети, – говорит глава Казыята. – К большому сожалению, сегодня о некоторых наших земляках, как о мусульманах, вспоминают только когда человеку необходимо место на кладбище. До революции мечети и семья имама содержались за счет местных жителей. Я посчитал, что для села в сто домов не составляет труда содержать имама, выплачивая от каждой семьи в месяц 50-100 рублей. Это стоит того, чтобы деревенские дети познавали в мечетях основы ислама, чтобы росло здоровое, нравственное поколение».

Пока картина прямо противоположная. В отсутствие имама, например, подрастающее поколение деревни Новоаптулла Аромашевского района по вечерам распивает на крылечке мечети горячительные напитки. Об этом, как о неком достижении, пишут участники одноименной группы «ВКонтакте». Красивая просторная каменная мечеть в Новоаптулле была построена при поддержке фонда «Дар уль Бир» более десяти лет назад. После ухода из жизни муллы-пенсионера здесь несколько лет не читали намаз. Не так давно, после ряда посещений тюменским казыем Гарифуллиным Аромашевского района, в Новоаптулле сформировалась религиозная группа, не достает лишь грамотного имама.

В Уткарме, говорят, стекла в окнах мечети тоже разбили нетрезвые люди. В отсутствие в деревнях иных объектов соцкульбыта молодежь летними вечерами собирается возле заброшенных мечетей совсем для других целей, нежели предполагали благотворители...

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

shamvil 17 Декабря 2010г.
Ответить

ЗОЛОТЫЕ СЛОВА.

lev 17 Декабря 2010г.
Ответить

Иждивенчество - это большая проблема мусульман доставшаяся от советского прошлого. Мусульмане ждут пока за них кто-то сделает элементарные вещи. Давайте будем инициативны на пути ислама, не ждать пока нам скажут делай так -то. Сами предлагаем, сами же в первую очередь исполняем и а потом и призываем к этому других!

Яндекс.Метрика