Российские власти: А не нужна ли орлу вторая голова

"Наше государство было создано трудом многих народов... Люди   разных религий, люди разных культур год за годом, по сути век    за веком строили нашу огромную страну" (Дмитрий Медведев)

"Наше государство было создано трудом многих народов... Люди разных религий, люди разных культур год за годом, по сути век за веком строили нашу огромную страну" (Дмитрий Медведев)

Теги:




0
29 Декабря 2010г. (22 Мухаррам)
Кремль. 27 декабря. В центре внимания – "советская тема"



Как известно, 27 декабря была изменена повестка дня совместного заседания Госсовета России и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Вместо обсуждения заявленной темы о проблемах семьи, материнства и детства участники, по предложению президента Дмитрия Медведева, рассмотрели аспект межнациональных отношений. А это означает только одно: ситуация в России действительно напряженная. Вряд ли случайно на заседании отсутствовали фразы о модернизации и либерализации (за исключением фиксации В.Путиным неподготовленного перехода к "либеральным формам регистрации граждан"). Также не было отмечено наличие политической стабильности – наоборот, мэр Москвы Сергей Собянин не исключил возможность любого конфликта "дестабилизировать ситуацию во всем городе", обосновав это превращением Москвы в центр притяжения "в момент напряжения политического, межнациональных конфликтов" для "всяческих экстремалов, хулиганов и просто любителей острых ощущений со всей страны".



Анализ выступлений первых лиц, в целом, свидетельствуя о нахождении обстановки под контролем, в то же время демонстрирует отсутствие четкого решения по разрешению возникших проблем. Напрямую лидеры РФ о сложностях во внутринациональных вопросах не говорили, но обращение Д.Медведева и премьера Владимира Путина к советской тематике однозначно продемонстрировали определенное смешение "в доме Облонских". В.Путин аппелировал к СССР в плане создания в том конгломерате субстанции, оказавшейся "над межнациональными и межконфессиональными отношениями". Премьером был отмечен её "идеологический характер" ("социалистическая идея"), приведший к придумыванию новой общности людей ("советский народ"). При этом, как отметил Путин, говоря "россияне, российский народ", социум не смог "найти эквивалента" изобретенного Советским Союзом. Вслед за чем актуализировал ракурс общероссийского патриотизма. Но для гордости "своей страной" и понимания, "что от успеха всей страны зависит успех каждого и наоборот... мы все должны работать", т.к. "от этого зависит существование нашего государства".



В свою очередь, Д.Медведев подчеркнул невозможность повторения пути СССР, призвав задуматься о его судьбе. Однако, обозначив необходимость новых подходов, контекст "советской общности" президент назвал "абсолютно правильной", перепрофилировав ее на идею "российской нации".



_QUOTE
Не случайно, говоря о попытках "разрушить наш общий дом", Д.Медведев подчеркнул отсутствие "у преступников национальности".


Наверняка, кто-то попытается представить вышеизложенное подтверждением отсутствия единства в высших эшелонах российской власти. Другие будут утверждать о тончайшей игре в "доброго" и "злого" следователя при наличии неподдающегося сомнению тандема. Но, вне зависимости от политического расклада, вряд ли обращение к советской тематике произошло случайно. Хотя о каком единстве наций и народов в СССР можно говорить, если одни нацмены могли проходить службу в единой армии только в стройбате, а другие были лишены возможности посещения зарубежных стран.



Но оставим это. Значительно важнее обращение главы России и председателя правительства к теме общероссийского патриотизма, основанного на взаимоуважении граждан страны, вне зависимости от национально-конфессиональных различий. Правда, каких-то конкретных путей для достижения согласия в этом направлении очерчено не было. Но, с учетом возложения Д.Медведевым на Администрацию организации очередного заседания Госсовета, вскоре они будут выработаны. В этой связи всплывает в памяти один из озвученных несколько лет назад вариантов решения еще тогда прогнозируемых проблем. Речь идет о введении в России поста вице-президента этнического мусульманина. Вполне очевидно, что одна часть читателей с недогованием отвергнет эту идею; другие обидятся, посчитав изначальное отведение мусульманам второй роли в собственном государстве. В данном случае, разговор, однако, о принципе подхода к проблематике. Естественно, прямые выборы подразумевают возможность оказаться на высшей ступени российской властной пирамиды любому гражданину РФ. И также естественно, что в случае выигрыша президентской гонки этническим мусульманином, пост вице-президента должен будет оказаться у представителя православного крыла. Еще раз естественно, что данный расклад – гипотетический, но кто несколько лет назад уверенно прогнозировал смену "цветовой гаммы" в отдельных регионах мира? Совершим небольшой экскурс в недавнее прошлое.



Инициативы пятилетней давности



В июне 2005 г. глава Духовного Управления мусульман Нижнего Новгорода (ДУМНО) Умар Идрисов озвучил возможность закрепления за мусульманином поста вице-президента России. Тогда же участники "Фаизхановских чтений" (Нижний Новгород) посчитали это фактором, могущим не допустить "дестабилизации ситуации в России и даже оранжевых революций". Актуализировав построение гражданского общества "с учетом интересов всех народов и представителей всех конфессий, населяющих Россию", руководитель аппарата ДУМНО в тот период, сегодняшний зампред ДУМЕР Дамир Мухетдинов подчеркнул восстановление предполагаемым пост баланса "между основными конфессиями России". В июле председатель политической партии "Родина" Дмитрий Рогозин назвал Россию православно-мусульманской страной, в свете чего олицетворяющий федеральный центр вице-президент "должен быть представителем именно мусульманских народов", отвечающим "за межнациональный мир". Сказанное Д.Рогозиным Союз Православных Граждан оценил как заигрывание с силами, видящими Россию частью исламского мира. Тогда же была подчеркнута мононациональность и моноконфессиональность РФ. В свою очередь, единственным показателем нечуждости политдеятелей "русскому миру" руководитель медиа-группы "Правая.ру" Илья Бражников определил принятие Православия и политику "в интересах Церкви", "мусульманский фактор" он назвал одним "из рычагов политического шантажа" РФ.



В свете развернувшейся дискуссии, автор монографии "Русская идея: сущность и смысл" Сергей Кочеров посчитал допустимым возврат политической элиты России к избранию президента в паре с вице-президентом, по аналогии с выборами 1991 г. По его словам, однако, для избежания формирования такого союза (президент – православный русский, а вице-глава страны – мусульманин татарин), а превращения "в систему", необходимо "широкое распространение убеждения" в том, что православие и ислам являются "главными духовными столпами, подпирающими российское государство и общество". Лишь в случае преобладания такого убеждения в элите и народе, "перед Россией откроется перспектива перехода к теократии как власти двух религий, реализуемой посредством правления светских властителей, принадлежащих к основным церквям".



В сентябре глава СМР Равиль Гайнутдин отметил, что мусульмане заслуживают представительства на высоком посту в государстве, но "мы не сторонники изменений действующей Конституции". Вопрос о посте может назреть в случае количественного роста мусульман "сегодняшними темпами" при ухудшении демографической ситуации. На фоне чего руководитель секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московской патриархии протоиерей Михаил Дудко заявил о противоречии принципу светского государства резервирования мест "по религиозному" оттенку. А политолог Александр Дугин придал идее характер абсолютной глупости, т.к. "в таком имперском образовании", как РФ, "нелепо говорить о конфессиональном представительстве в высших органах власти". Вслед за этим замруководителя главы администрации Кремля Владислав Сурков также отверг предложение: "У нас светское государство, и эта идея не может быть реализована никогда и ни при каких обстоятельствах". (В том же сентябре, во время паломничества на Святую Гору Афон, тогдашний президент В.Путин назвал Россию самой большой православной державой).



Как следствие, Д.Рогозин опроверг информацию о поддержке им решения по введению поста вице-президента. "Квотный принцип формирования власти" означает превращение страны "в конфессиональное, православно-мусульманское государство", – сказал Д.Рогозин, – но падение рождаемости среди славянского населения, всплеск рождаемости в мусульманских семьях и миграция в Россию могут привести к появлению даже президента мусульманина". А в октябре уже Р.Гайнутдин обвинил в инициировании вопроса радикальных деятелей мусульманского сообщества, ссылавшихся на численность приверженцев Ислама.



После 2005-го...



На этом активное обсуждение темы завершилось. Но межконфессиональные взаимоотношения по-прежнему оставались в центре внимания общества. В 2007 г. член научного совета Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко писал о желании власти "приручить ислам", устанавливая контроль над "религиозно-политической деятельностью" и пресекая "любую оппозиционную деятельность под лозунгами ислама". Однако, "лояльность мусульман к власти не безгранична" из-за двойственного отношения светских политиков к исламу и раздражения активностью, проявляемой в политике РПЦ. Параллельно "динамика роста исламофобии" устойчиво вписалась в "сознание значительной части населения". В то же время А.Малашенко констатировал "важность ислама для внутренней и внешней политики России". Но "насколько правильно власти" удастся направить исламскую политику на благо страны"?



В 2008 г. группа экспертов, по заказу "Агентства РиФ", подготовила доклад, согласно которому в России свыше 23 млн. человек из более чем 130 млн. исповедуют ислам. При этом истинных православных – не более 4,5% – ок. 6 млн. Следовательно, к середине века мусульманином будет как минимум каждый четвертый россиянин. В случае продолжения этой тенденции умма может поставить вопрос о введении поста вице-президента, исповедующего ислам.



В общем-то, аспект вице-главы РФ больше активно не прорабатывался, но прозвучавшая несколько дней назад оценка исламской составляющей первыми лицами России позволяет увидеть роль мусульманской производной для РФ. Наверняка, нет смысла конкретизировать значимость российского исламского фактора и для внешнего вектора страны. Как с точки зрения этнически мусульманских регионов постсоветского пространства, отдельные из которых готовы влиться в Единое экономическое пространство, так и в аспекте планетарного мусульманского мира.



Кто-то может посчитать вышеприведенное утопией, кто-то – реальной перспективой. Мы же, со своей стороны, подведем итог двумя цитатами. Тот же Д.Рогозин определяет нацию как категорию, подразумевающую общность интересов, истории, будущего: "Это не только отдельная национальность, это общность, формирующаяся из всего многообразия народов России". А согласно Д.Медведеву, без поддержания "гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия" в России, "не может быть никакого будущего ни у нас, ни у наших детей".

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика