Информационное
агентство России
1°C
14 декабря, 01:15

Элита качества — гарантия расцвета правящей нации трёх континентов

Rustam
Элита качества — гарантия расцвета правящей нации трёх континентов
Дворец Топ-Капы примечателен не столько тем, что был обиталищем султанов и их гаремов, сколько тем, что Сераль являлся вседержавной "кузницей" кадров элиты

На Востоке раньше, чем в Западной Европе, появилась меритократия или элита качества, что обеспечило в значительной мере расцвет 600-летней Османской державы.

Османский халифат — это уникальная, в смысле этнонационального и этноконфессионального объединения, космополитичная цивилизация, которая была создана в пределах одного века. Османская держава предоставила своим гражданам, вне зависимости от происхождения, возможность достигать высших официальных постов в государстве.

В 1456 году султан Мухаммед Фатих («Открыватель») начал строительство в Стамбуле нового дворца, Великого Сераля, или Топ-Капы (Дворца пушечных ворот). Для него была выбрана территория на мысе, господствующем над местом слияния трех «морей» — Мраморного, Босфора и Золотого Рога, где в прошлом размещался византийский Акрополь. Дворец был разделен на внешний и внутренний двор, где находился тронный зал и апартаменты султана с помещениями для слуг и пажей.

Однако Топ-Капы примечателен не столько тем, что был обиталищем султанов и их гаремов, сколько тем, что Сераль являлся вседержавной «кузницей» кадров элиты.

Персонал дворца султана состоял из нескольких сотен человек, большинство которых составляли гражданские и военные чиновники Османского халифата: от великого визиря до провинциальных губернаторов и финансовых служащих.
Все они были членами султанского «Домовладения» или Великого сераля. Сила этого государственного управления основывалась не на наследственной, потомственной аристократии и знати, а на принципах заслуги. Если на средневековом Западе господствовала аристократия, то в Османском халифате было впервые на континенте создано государство меритократии (элиты качества).

Правящий класс исламского государства не был наследственным. Он формировался из мусульман, имевших равные для всех возможности, и исключительно по принципу заслуги. Государственные служащие были де-юре «общественными рабами» и, занимая ключевые посты в государственном правлении, не были обременены клановыми и родственными связями. В результате практически исключалось политическое соперничество и крупномасштабное казнокрадство, характерное для потомственной аристократии.

Дети пастухов, совершившие восхождение во власть, не стыдились своего происхождения. Они считали, что «элита» это сочетание дара небесного с результатами образования, труда и усидчивости. Таким образом, османцам удалось на протяжении нескольких веков оставаться правящей нацией на трёх континентах и постоянно расширять свои границы.

Первые трещины этой системы появились позже, когда «слуги общества» захотели повторить свою судьбу в своих детях, а местная родовая знать вошла во власть.

Для создания института власти требовалось соответствующее воспитание, образование и интеллект. И этому султаны уделяли особое, первостепенное внимание. В Великом серале размещалась школа подготовки правящей элиты из числа граждан Халифата.

История Османского государства свидетельствует, что пока халифы, зачастую обладающие высоким интеллектом и единственной привилегией — заботиться о своих подданных, отдавали первостепенное внимание воспитанию и образованию правящей элиты — держава процветала. Конечно, и самые выдающиеся султаны не были святыми. Но когда жесткая власть, воля, ум и стремление к благополучию были в соответствующей пропорции, можно было быть спокойным за будущее державы.

Дворцовые школы на протяжении пятисот лет создавали фундамент управленческой элиты державы. Система воспитания кадров включала два уровня подготовительных школ и два-три уровня профессиональных школ. Процесс отбора учеников по интеллектуальным и физическим данным начинался с семи-восьми лет, и обучение продолжалось четырнадцать лет.

Большинство учеников получало назначение на младшие военные и правительственные посты, и только наиболее одаренные становились личными слугами султана. В школах много внимания уделялось индивидуальным способностям и качествам лидера в учениках.

Идеологическая основа обучения, несомненно, базировалась на Коране и Сунне. В то же время, в образовательном процессе активно использовались средства и модели, являвшиеся наиболее передовыми для своего времени. Качество преподавания было так высоко, что Османскую державу некоторые её европейские современники сравнивали с Республикой Платона (идеал государства в западной философии).

Образование наряду с исламскими просветительскими предметами предусматривало изучение турецкого, арабского и персидского языков, истории, математики и геометрии. Особое внимание уделялось выявлению призвания и наклонностей учеников к науке, ремеслам и искусству. Физическая подготовка включала все виды спорта, поддерживающие отличное здоровье, силу и ловкость.

Самый драгоценный плод османской системы воспитания и образования — расцвет Блистательной порты. Граждане Османского халифата отличались не только беспрекословным повиновением, но и самоотверженной готовностью служить и пожертвовать собой ради державы.

Османское государство в период наивысшего могущества располагалось на землях трех континентов и берегах многочисленных, преимущественно средиземных и окраинных морей бассейнов Атлантического и Индийского океанов. Черное, Азовское, Мраморное и Эгейское моря стали внутренними морями державы. Численность населения Османской державы в период его могущества при султане Сулеймане (1520—1566) достигла 20—25 млн. человек, в том числе в азиатских провинциях проживало около 40 %, немногим больше — в европейских провинциях, а в Египте и других североафриканских владениях султана — примерно 15 % населения.

Через Османский халифат проходили важнейшие евразийские коммуникации, образующие на рубежах Востока и Запада мировой торговый перекресток. Можно сказать, что могущество государства прирастало не новыми землями, а историческими коммуникациями. Географические контуры Османского халифата в период наивысшего расцвета свидетельствовали об уникальном коммуникационном каркасе державы, открытом к внешнему миру.

Османцы не только эффективно использовали исторические сухопутные торговые пути, но и предпринимали попытки создать новые. В XVI веке, при великом визире Мехмеде Соколлу (выходце из боснийских славян), правившем при султане Селиме II, турки планировали построить канал Дон — Волга. Он должен был соединить внутреннее Турецкое озеро (Черное море) с Каспийским и возродить Великий шелковый путь на участке между Центральной Азией и Крымом. Канал был прорыт на одну треть, однако ограниченные технические возможности не позволили полностью реализовать проект. Не удалось реализовать и другой проект «века» — строительство канала на Суэцком перешейке, соединяющем Средиземное и Красное моря.

В политико-административном отношении Османская империя была поделена на области Анатолия и Румелия под контролем генерал-губернаторов и далее на провинции и владения, которые жаловались кавалеристам. Эти кавалеристы (сипахи) возглавляли местные отряды воинов, составляющих костяк вооруженных сил султана. Владения не были наследственными, и если сипахи не мог собрать воинов, он лишался прав собирать налоги с крестьян.

Иначе говоря, в целях содержания большой армии была создана экономическая модель «фрагментарного владения», когда государство, сипахи и крестьянин делили права и обязанности в отношении земли. Землей владело государство, сипахи были его уполномоченными собирать определенные оговоренные доходы с крестьян в обмен на военную службу. Крестьянин обрабатывал и пользовался плодами земли, переходившей по наследству его сыновьям.

Основные доходы халифата поступали от различных государственных учреждений и предприятий (таможен, портовых сборов, монопольной торговли солью, мылом и воском для свечей, рудников по добыче серебра, меди и свинца). Доходы государства поступали также от подушевого налога, выплачиваемого немусульманами мужского рода. Мусульмане платили закят и харадж, но в случае ведения военных действий выплачивали дополнительные сборы со своего имущества. Налоговые источники империи включали дань, выплачиваемую государствами-вассалами.

Однако важнейшим источником доходов государства и финансирования армии была стратегия торгово-экономического развития. В период наивысшего расцвета под контролем Османской державы оказались важнейшие торговые пути между Востоком и Западом. Пролив Босфор не только соединял средиземные моря, но и являлся морскими воротами для транзитной торговли.

В Блистательную порту из Индии и Аравии через Дамаск доставлялись пряности, из Северного Причерноморья и Египта поступал хлеб, из Персии шли шелковые караваны.

Железная руда и другие товары экспортировались из Анатолии в Египет, европейские шерстяные и другие изделия отправлялись на Восток. Османы еще в последние годы существования Византийской империи отменили беспошлинную торговлю европейцев через Босфор, наложив десятипроцентный налог от стоимости товаров. Султан Мухаммед Фатих удвоил налог, но объем европейской торговли… увеличился. Гарантия политической стабильности и безопасности коммуникаций оказались более привлекательными, чем преференции (льготы) в торговле.

Главную силу армии составляли янычары, численность которых возросла до десяти тысяч человек. Это была пехота, вооруженная современным огнестрельным оружием и получавшая высокое денежное содержание за регулярное совершенствование в военном деле. Равного по силе янычарам противника не было ни в одной стране Запада вплоть до начала XVIII в. Янычарские гарнизоны стояли в столице и во всех провинциальных центрах, являясь ядром в обеспечении защиты и безопасности государства.

Как в природе рассвет чередуется с закатом, так и здоровый социальный организм не может существовать вечно. Забвение идеологических основ и подмена системы, выдвигавшей людей за интеллект, знания и личное усердие, на систему, где группы боролись за корпоративные интересы, в ущерб религии и государству, привело Османскую державу к упадку. Настало время, когда держава осман превратилась в «больного человека Азии» и … обратила свои взоры к европейской модели государственного устройства. Последствия оказались роковыми.

Из очерка В.А.Дергачева «Расцвет и гибель империй. Блистательная Порта»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: