Для юных «мусульманских мурз» Сибири открывается школа традиционного ислама

Дети - частые гости в Сабанакской мечети

Дети - частые гости в Сабанакской мечети

Теги:



3
28 Января 2011г. (22 Сафар)

При мечети села Сабанаки в пригороде Тобольска в ближайшие дни появится воскресная мусульманская школа, в которой будут учиться по выходным местные школьники, а также дети из близлежащих деревень Иртышатское, Ворогушино, Медянки Татарские.

«Решение об открытии воскресной школы принято на областном уровне, – рассказал корреспонденту IslamNews глава местной мусульманской организации, имам мечети Сабанаки Рахимчан Бухардинов. – На днях у нас в мечети побывал председатель областного комитета по делам национальностей Евгений Воробьев, осмотрел бытовые условия, мы обсудили вопросы организации учебного процесса, оплаты труда преподавателей, которых будет три человека».

Об открытии в Тюменской области нескольких мусульманских воскресных школ «традиционного ислама» впервые главой облкомнаца Евгением Воробьевым было заявлено осенью прошлого года, на встрече имамов тюменских мечетей, посвященной проблеме противодействия распространению в регионе экстремистских концепций. Один из участников встречи тогда посетовал, что в области следует расширять религиозное просвещение мусульманской молодежи, дабы она не тянулась к экстремистам. Тогда-то Е.Воробьев и проинформировал, что комитетом по делам национальностей уже готовится предложение об открытии нескольких мусульманских воскресных школ. И вот «первая ласточка» – Сабанакская мечеть имени шейха Имаметдина.

Сабанаки – бывшая вотчина князей Кульмаметьевых. Основное население села до сих пор составляют родственники «головы Тобольского иррегулярного легкого казачьего войска и ясачных магометан» Сабанака Кульмаметьева.

Краеведам известны два человека, дед и внук, носившие имя Сабанак, и оставившие заметный след в истории края. Первый мурза Сабанак жил в петровскую эпоху. Благодаря ему деятельность крестителя Филофея Лещинского среди сибирских татар не была столь успешной как среди остяков. В 1726 году тобольские миссионеры жаловались в Синод на Сабанака: «Татары подъезжают к новокрещенным и, смущая, велят именем своего начальника Сабанака церкви жеч, попов и причетчиков до смерти побивать и кресты побрасать и старую веру держать, они ж абизы, не ведомо по какому указу, многих остяков пообрезывали, а около Тобольска и крещенных коснулись, и размножают свою проклятую веру».

«Читая такое донесение о поступках магометан, право, подумаешь, что это творилось не в Русской православной империи, а в каком-нибудь магометанском государстве!» – писал в конце 19 века Петр Буцинский, автор докторской диссертации «Заселение Сибири и быт первых ее насельников».

Сабанак дал команду остякам застрелить архиерея Лещинского, когда тот прибудет вместе с миссионерами на ладьях в Юрты Бурейковские. Как и было велено, остяки встретили миссионеров огнем. Пуля прошила рясу, не задев крестителя. Об этом также было доложено в Синод. Получив в очередной раз донесение из Тобольска, Синод постановил арестовать мурзу.

«Но Сабанак был такая persona grata в Тобольске, такое имел покровительство со стороны тамошних светских властей, что для него указы Св. Синода ровно ничего не значили, он продолжал делать самые возмутительные вещи, и все ему проходило безнаказанно», – писал Буцинский. По мнению этого исследователя, все сходило с рук Сабанаку из-за коррумпированности местных чиновников. Однако причина тут вероятно не только в коррупции. Должно было быть более веское основание для того, чтобы власти закрыли глаза на покушение на архиерея, между прочим посланного самим Петром Первым для крещения северных народов.

По данным тобольского историка Зайтуны Тычинских, род Сабанака Кульмаметьева ведет начало от упоминаемого в летописях князя Бегиша, одного из высших санов Сибирского ханства. По мнению казанского историка Дамира Исхакова, автора книги «Введение в историю Сибирского ханства», князь Бегиш являлся беклярбеком (т.е. беком беков) – высшим военным должностным лицом после хана Кучума. Ныне его вотчина – село Бегишево – находится в Вагайском районе Тюменской области.

Так вот, по мнению историков, после падения Сибирского ханства царские власти сохранили всю прежнюю систему управления Сибирью, сложившуюся при Кучуме. Потомки беклярбека Бегиша, князья Кульмаметьевы, продолжали править бывшими ханскими подданными, они были наделены всей полнотой власти, и светской, и духовной над «магометанами». Арест Сабанака мог вызвать восстание татар, «главного народа Сибири», как писал Ф.Миллер. В ту пору татарское население Сибири было значительно больше в процентном отношении, чем сегодня. Вероятно, этим и объясняется поведение мурзы Сабанака и чиновников.

Второй мурза Сабанак, внук первого, жил в эпоху Екатерины Второй. В архивах Тюменской области сохранилась грамота от 25 апреля 1787 года о возведении в дворянство рода Кульмаметьевых, Сабанак в данном документе назван головой «Тобольского иррегулярного легкого казачьего войска и ясачных магометан».

Сегодня, повторюсь, основное население села Сабанаки составляют потомки мурз Кульмаметьевых, их родственники, поэтому получается, что первыми в первой воскресной школе будут постигать основы ислама юные «мусульманские мурзы». Тому поспособствовали, сами того не зная (а может зная?), представители областного комитета по делам национальностей. Кстати, в нескольких километрах от села Сабанаки находится еще один населенный пункт, в прошлом принадлежавший дворянскому роду – деревня Юрты Кульмаметьевские.

Воскресная школа откроется в мечети, построенной в конце 19 века при указном мулле Ашире Сайдашеве (родном прадеде муфтия ДУМАЧР Нафигуллы Аширова). Мечеть названа в честь шейха Имаметдина Сайфетдина, о котором в деревнях Тобольского района ходят разные легенды, большей частью похожие на сказки. Например, рассказывают, что этот человек ходил… по воде, привязав к ногам дощечки.

Шейх Имаметдин жил в Сабанаках и в годы второй мировой войны проводил в мечети намазы. Как рассказывает имам Рахимчан Бухардинов, Сабанакская мечеть была конфискована в тридцатые годы, но с началом Великой Отечественной войны возвращена верующим. В этот период здесь и служил шейх Имаметдин, портрет которого висит в прихожей мечети. После войны, понятное дело, здание с минаретом и полумесяцем вновь было изъято у верующих.

Сабанакскую мечеть реконструировали в 1991 году. Бревенчатое здание приподняли на домкратах, одели в кирпич, поэтому оно сегодня уже и не похоже на старинную постройку. С первых дней открытия мечети имамом служит Рахимчан Бухардинов, бывший военный, который собственно и организовал всю работу по реставрации мечети. Выйдя на пенсию, Бухардинов окончил медресе и полностью посвятил себя служению исламу. Дважды совершил хадж в Мекку.

К Сабанакской мечети у тобольских татар отношение особое. Именно здесь стараются они провести никах (обряд бракосочетания) своих детей, хотя рядом есть и своя, городская мечеть, такая же старинная. Сюда, в Сабанаки едут многие коренные тоболяки, чтобы принести жертву в день Курбан-байрама. Почему? Может быть, так им велит генетическая память, заложенное в подсознании от предшествующих поколений уважение к бесстрашному мурзе Сабанаку?!

В мечети шейха Имаметдина в последние дни идет активная подготовка к организации учебного процесса. Закуплены необходимая литература, методички по изучению арабского языка. Рахимчан Бухардинов рассказывает, что в воскресной школе будет две группы – мужская и женская, в числе будущих учеников и несколько детей из Тобольска.

Идея открытия мусульманской воскресной школы очень своевременна, поскольку сегодня молодежь накачивается через интернет псевдо-религиозным радикализмом, отмечают в Казыятском управлении мусульман Тюменской области, в структуру которого входит Сабанакская мечеть. Как показывает анализ «диспутов» в социальных сетях в интернете, сегодня основная масса молодых людей больна «такфиризмом» (обвинение в неверии), в спорах о бороде, никабах, усах они готовы объявить «кяфирами» своих родителей, поэтому воскресные школы традиционного ислама – основанного на Коране и сунне пророка Мухаммада (мир ему) – станут хорошей инъекцией против любого радикализма, заявляют в Казыятском управлении.

Так сегодня выглядит Сабанакская мечеть имени шейха Имаметдина

Портрет шейха Имаметдина в прихожей мечети

Год 1991-й. На открытии мечети в Сабанаках Рахимчан Бухардинов впервые одел чалму.

Рахимчан Бухардинов у входа в Сабанакскую мечеть

Имам Бухардинов является почетным членом Всемирной организации по сближению религий «InterFaith Works» (Америка).

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

дарий 30 Января 2011г.
Ответить

А что значит термин строго практикующие мусульмане,которые так активно практикуют в Дагестане,взрывая и убивая?

Ruslan24 29 Января 2011г.
Ответить

шамо, да им по барабану им главное контроль над людьми.

шамо 29 Января 2011г.
Ответить

Что это еще за "традиционный ислам"? Разве религия Аллаха не одна?

Яндекс.Метрика