Сергей Ряховский: "уездный суд и патологоанатомы не должны решать судьбу конфессий"

Запутанная история с запретом книги Али Мухаммада ас-Саляби “Абу Бакр ас-Сыддик” немного прояснилась: IN стало известно о том, кто конкретно запретил указанное издание, однако причины этого запрета по-прежнему весьма расплывчаты.

Напомним: о признании книги экстремистской недавно сообщил официальный сайт прокуратуры Курганской области. В то же время, имам Курганской соборной мечети Зиедали Мизробов заявил, что произошла ошибка, и городской суд Кургана не запрещал книгу. По крайней мере, и там, и в МВД имаму сказали, что ничего не знают о признании книги о первом халифе мусульман экстремистской.

Горсуд Кургана, как выяснилось, действительно книгу не запрещал – это сделала инстанция районного уровня.

Как сообщили IN в областной прокуратуре, претензии к данному труду все те же: "согласно заключению лингвистического исследования указанное произведение содержит информацию, направленную на возбуждение ненависти и вражды по отношению к людям, не исповедующим ислам, и к мусульманам, отошедшим от принципов строгого единобожия". "В этой связи прокуратура Курганской области обратилась в суд с заявлением о признании указанной книги экстремистским материалом. 16 декабря 2014 г. Петуховский районный суд Курганской области заявление надзорного ведомства удовлетворил. 20 января 2015 г. решение суда вступило в законную силу", – разъяснила IN старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ и общественностью, советник юстиции О.Шведкина.

На вопрос IN о том, где можно ознакомиться с текстом экспертизы, дабы понять, какие конкретно претензии возникли у экспертов и к какой части книги, в прокуратуре посоветовали обратиться все туда же. "В связи с нахождением материалов данного дела в Петуховском районном суде Курганской области, Вам необходимо обратиться в указанный суд с заявлением об ознакомлении с текстом соответствующей экспертизы", – пояснила г-жа Шведкина.

Иными словами, все сложно: чтобы получить исчерпывающие разъяснения о мотивах экспертов, нужно писать запрос в суд (что, безусловно, будет сделано). А если подобные вопросы возникнут не у представителей СМИ, а у рядовых граждан – мусульман, они, скорее всего, останутся вообще без ответа: суд не обязан предоставлять свои архивы всем желающим. Подход, прямо скажем, странный: аудиторию лишают духовной пищи, публичных и доступных этой аудитории данных о причинах такого решения нет, или есть в формате "почему? – по кочану".

Как заявил IN член Общественной палаты РФ, член Совета при президенте РФ по взаимодействию с религиозными организациями, начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский, подобная скрытность порождает у общественности массу вопросов. Кроме того, отметил собеседник IN, в качестве экспертиз религиозной литературы есть серьезные и обоснованные сомнения.

"В любой религиозной книжке, будь то Библия, Коран, Тора, Евангелие, есть места священного писания, которые понимаются иносказательно, больше в духовных смыслах, чем в практическим применении. Например, в Ветхом Завете есть такое место: "блажен тот, кто побьет их младенцев о камень". И вот этот древний текст должен восприниматься иносказательно. Мой брат, известный адвокат, юрист, на одном из судов, связанных с исламом, закрыл Библию газетой и стал читать некоторые тексты священного писания. И спросил судью: "как вы считаете, эти тексты экстремистские?" Судья говорит: "да!" "Эти тексты призывают к насильственным действиям?" – "Да!" Когда брат объяснил, что читает из Библии, бедная судья побледнела, ей чуть плохо не стало. Брат спросил: "может, нам и Библию запретить, вслед за духовными книгами разных традиционных российских конфессий?" Судья не нашла, что ответить", – рассказал собеседник агентства.

По его словам, "непрофессионализм, отсутствие теологического, религиоведческого образования часто приводят к тому, что многие "эксперты" читают тексты священного писания, абсолютно не понимая их духовного иносказательного смысла и аллегорий, которые там содержатся".

"Был у нас один процесс на юге России, когда в качестве эксперта по определенным священным текстам пригласили патологоанатома. Такие вещи – не редкость. Поэтому я считаю, что любая духовная литература должна проходить экспертизу не только профессиональными экспертами, но и так называемой общественностью – представителями данной конфессии. Не другой конфессии, а данной, потому что любая другая религия будет в каком-то смысле необъективной. Я не могу проводить экспертизу книг не своей конфессии – это было бы с моей стороны предвзято и содержало бы некие предубеждения. Поэтому чем больше в этом вопросе будет публичности, тем лучше. Отдавать толкования текстов на откуп непрофессионалам нельзя. И в исламе, и в христианстве, и в иудаизме тексты священного писания могут толковать только специальные учителя, люди, обладающие глубокими богословскими познаниями, определенным образованием и признанием их права толковать тексты со стороны своей общественности, своей конфессии и религии", отметил Сергей Ряховский.

"Мы, религиозные лидеры разных конфессий, давно предлагали создать единую ассоциацию или структуру, куда будут входить все экспертные сообщества. Есть же огромное количество экспертов по разным направлениям. Нужна некая СРО (саморегулируемая организация), которая могла бы если не выдавать некую гарантию, то хотя бы подтверждать статусность вот этих экспертов. Потому что у суда – свои эксперты, у адвокатуры – свои, в каких-то экспертных сообществах есть свое негативное отношение к тем и другим. Мне кажется, пока у нас вот эта каша существует, не только в умах, но и на практике, наверное, будет очень много предвзятости", подчеркнул он.

Ссылки на Петуховский райсуд, в котором IN предложили получить экспертное заключение по вышеупомянутой книге, собеседника агентства весьма удивили. "Это смешно. Любые тексты – не районные и не областные, они имеют отношение к культурному духовному наследию всей религии, а не какого-то Петуховского суда. Слава тебе Господи, что у нас нет прецедентного права, как во многих странах, иначе какой-нибудь уездный Петуховский суд засудил бы целые конфессии", подытожил г-н Ряховский.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика