Зиярат к Повелителю правоверных

Комплекс занимает площадь в 15 тысяч квадратов

Комплекс занимает площадь в 15 тысяч квадратов

Теги:




47
10 Июля 2015г. (23 Рамадан)
В одну из последних ночей Рамадана 1354 года тому назад ушел шахидом в мир иной праведный халиф, имам Али ибн Абу Талиб, отважный герой Бадра, Ухуда, Хатиба и Хайбара. Ни одно сражение не проиграл в своей жизни имам Али, но пал от подлого предательского удара хариджита во время намаза в мечети Куфы. Город Неджеф, где покоится последний праведный халиф, посетил в ходе поездки в Ирак на 10-ю международную конференцию «Весна Шахады» наш собкор Калиль Кабдулвахитов.

1В Ан-Неджеф мы прилетели в полночь. При выходе на трап в лицо обдало горячим ветром пустыни, и тем приятнее было окунуться в прохладу кондиционеров международного аэропорта Неджефа. Пассажиров прилетающих и улетающих в залах было довольно много: женщины в черных одеяниях, мужчины разного возраста в белом, дети. Одни самолеты садились, другие взлетали. Еще на табло в тегеранском аэропорту имени имама Хомейни перед вылетом в Ирак я обратил внимание, что рейсов в Неджеф много, они почти через каждый час. Здание аэропорта в городе имама Али относительно небольшое, не отвечает пассажиропотоку, и поэтому из-за образовавшейся очереди церемония прохождения таможенного досмотра заняла больше часа времени. Далее мы сели на черные джипы, поджидавшие гостей конференции, и помчались с ветерком по улицам города, являющегося оплотом «Армии Махди» Муктады ас-Садра.

В мечеть-мавзолей имама Али наша делегация направилась утром следующего дня. Гостиница, где поселили нас, оказалась в метрах четырехстах от комплекса с золотым куполом. На правой стороне по ходу движения к мавзолею взору предстал большой город из астана-мазаров. Попутчики объяснили, что это и есть Вади ас-Салам – знаменитое гигантское кладбище «Долина мира», самое крупное на земле, куда привозят покойных из разных концов Ирака, чтобы похоронить рядом с имамом Али в ожидании Судного дня.

По левую сторону шли бетонные заборы с портретами шахидов, погибших в Сирии при обороне мавзолея внучки Пророка Зейнаб бинт Али от атак фанатиков, которые пытаются разрушить комплекс. Далее – торговые ряды, какие-то здания, возле которых стояли автоматчики, причем не только в военной форме. По мере приближения к мавзолею число стражей росло, они располагались по всему периметру и обыскивали всех, кто шел на территорию комплекса. Внутрь не пропускали фотоаппараты, но разрешали мобильные телефоны.

Людей, пришедших почтить имама (совершить зиярат), несмотря на утро, оказалось очень много. Позже мы убедились, что и ночью здесь многолюдно, как внутри комплекса, так и снаружи.

Приехавшие из разных стран паломники располагались группами и семьями на ночлег прямо у стен мавзолея. Временами внутрь заносили погребальные носилки, совершали джаназа. Как мы поняли, это привозили покойных из других районов Ирака, чтобы похоронить на кладбище Вади ас-Салам.

Чем ближе к гробнице имама, тем теснее. Мужчины и женщины заходят через разные входы и не смешиваются. На стенах изречения из Корана, вокруг цветная мозаика, ковры, светильники, хрусталь и серебро, цветы, аромат благовоний.

По мере приближения к могиле Али ибн Абу Талиба охватывает волнение. Десятки голосов читают дуа зиярата, некоторые мужчины при этом плачут. Их настроение передается другим и у тех также увлажняются глаза. Люди пытаются прикоснуться к ограждению могилы халифа, и это нелегко в гуще народа.

Схожие чувства я испытаю потом, в мавзолее имама Хусейна в Кербеле. Перед глазами проносится вся жизнь, начинаю остро переживать совершенные в прошлом ошибки, словно закрываются последние страницы книги твоих деяний, и слезы сами собой наворачиваются на глаза. Сегодня действие, завтра – отчет, вспоминаю слова халифа Али. Еще есть возможность исправить ошибки, успокаиваю себя, но вдруг пронзает боль за родного брата, чья книга деяний уже закрыта. Опустившись на колени, читаю дуа: «О Творец миров! Прости наши грехи, явные и тайные, ради Твоего пророка, ради Ахли-Бейт».

Ночью я вновь приду к изголовью Имама Али, чтобы опять пережить состояние очищения. Также, чтобы испытать трепет души, вероятно, и едут сюда сотни паломников. Рассказывали, что как европейцы спешат в отпуска к теплым морям, так и приверженцы джафаритского мазхаба стремятся ежегодно к мавзолеям имамов Дома Пророка.

Как известно, в период Омеядов место захоронение имама Али было сокрыто, о нем знал только близкий круг родственников, и лишь в период Аббасидов мусульмане узнали, что последний праведный халиф похоронен недалеко от места гибели. Вокруг могилы и образовался город Неджеф, который к сегодняшнему дню практически слился с Куфой.

После зиярата нашу делегацию ждала встреча с аятоллой Сеидом аль Хакимом в его доме в минутах двадцати ходьбы от мавзолея. Мы шли мимо полуразрушенных старинных зданий и новостроек, прошли старый, похожий на лабиринт базар со спусками и подъемами. Местами верхняя часть строений базара выглядела весьма мрачной, из торговых отсеков свисали сотни обожжённых электропроводов и кабелей. Как нам пояснили, десять лет назад эти кварталы подверглись бомбардировкам американских ВВС.

Послевоенный Неджеф еще не оправился от ран. Нам приходилось слышать, что и во времена Саддама город не был в почете у властей, и только сегодня он набирает силу и красоту. Так, в частности, при поддержке Ирана расширяется комплекс Имама Али, который прежде занимал площадь в 15 тысяч квадратных метров. Влияние Ирана в южном Ираке чувствуется в городах и вне их: портреты имамов Хомейни и Хаменеи украшают улицы и автострады наряду с портретами местных духовных лидеров.

Встреча с Сеидом аль Хакимом, после процедуры досмотра службой безопасности, проходила в просторной комнате с пустыми стенами. Вместе с нами к духовному лидеру зашли несколько подростков в черных чалмах, юные сеиды, вероятно внуки аятоллы. После того, как представили каждого гостя, аятолла начал неторопливую речь, говорил о Пророке, мир ему, исламе, необходимости сближения суннитов и шиитов. Еще несколько лет назад была невозможна такая встреча, где вместе у имама Али собрались бы мусульмане из Ирака, Ирана, России, Турции, Азербайджана, Грузии, говорил Сеид аль Хаким, сегодня время работает на сближение мазхабов, стирания граней, нахождение консенсуса, который возможен только при уважении мнения другого мусульманина. Тихим голосом аятолла говорил, почему Запад, США заинтересованы в конфликтах между мусульманами.

Напомним, что в конференции «Весна Шахады» в Кербеле участвовали посланцы 49 стран, представители разных мазхабов. С аятоллой аль Хакимом встретились делегаты, прибывшие на конференцию через Неджеф, однако основная часть участников приехала в Кербелу через Багдад. Делегация из Грузии оказалась суннитско-шиитской. Как сказали наши братья по СССР, у них единое духовное управление и общая мечеть.
После встречи с аятоллой нас пригласили в ресторан Али неподалеку от комплекса.

Оказываются, бывают в мире и такие рестораны, где бесплатно кормят. Содержатся они за счет мавзолейных комплексов. Верующие днями и ночами прибывают в Неджеф и другие города, где находятся мавзолеи, многие из них жертвуют деньги, а паломники из бизнесменов – немалые деньги. Изнутри ограждение гробниц усыпано деньгами: динарами, долларами, риалами и т.д. Сбор их ведется ежедневно. На эти деньги создаются заводы, фабрики, открываются гостиницы, издательства, рестораны для паломников. Таким образом, происходит кругооборот. Предприятия, созданные на пожертвования, являются как бы собственностью имамов Дома Пророка, и управляются доверенными лицами. Предприятия каждого комплекса действуют автономно, но в союзе с другими.

В начале нулевых Неджеф не раз становился ареной боев между американцами и армией Муктады ас-Садра. До сих пор на некоторых зданиях и даже мечетях зияют следы боевых столкновений, в городе немало торговых точек по реализации оптических прицелов, бронежилетов, армейских сапогов-берцев цвета пустыни и иного военного обмундирования.

После ухода американцев в Ираке остались так называемые частные военные компании, ориентированные на США. Они, судя по лицам «солдат удачи», укомплектованы выходцами из разных точек планеты, среди них яркие блондины и жгучие брюнеты, азиаты и африканцы. Частные военные компании несут службу на охране важных объектов, в том числе охраняют международный аэропорт в Неджефе. В отличие от местных жителей эти люди в бронежилетах грубоваты, а в особенности лишены правил хорошего тона темнокожие солдатки, набранные по контракту, по всей видимости, из немусульманских стран Африки. На обратном пути, уже после конференции и посещения места гибели имама Али, из-за одной такой дамы у входа в аэропорт мы чуть не опоздали на рейс в Тегеран. К счастью, все обошлось после вмешательства ее коллеги. Когда поднялись в воздух, в окрестностях Неджефа поднималась песчаная буря.

[caption id="attachment_467563" align="alignleft" width="300"]3 С продавцом военного снаряжения[/caption]

[caption id="attachment_467564" align="alignleft" width="201"]4 На мечети следы боев с американцами[/caption]

[caption id="attachment_467565" align="alignnone" width="300"]5 Шахиды, павшие защищая астану Зейнаб в Дамаске[/caption]

[caption id="attachment_467566" align="alignnone" width="300"]6 Кладбище Вади ас-Салам[/caption]

[caption id="attachment_467567" align="alignleft" width="300"]7 Аятолла Сеид аль Хаким[/caption]

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

наир кержанов 14 Июля 2015г.
Ответить
11

чтоб доводы ибн Теймии и ибн Абдулваххаба понять мозги нужны,а к сожалению у тебя их НЕТ!

мусульманин89 14 Июля 2015г.

Данный комментарий был заблокирован пользователями сайта.

мусульманин89 14 Июля 2015г.

Данный комментарий был заблокирован пользователями сайта.

Supper Mario 12 Июля 2015г.
Ответить

Хотел ответить, но брат Муслим опередил, от меня много плюсов, джазака Аллаху хайран.

Supper Mario 12 Июля 2015г.
Ответить

Говорит Всевышний Аллах: "А те, к кому они обращаются с молитвами вместо Аллаха, не могут ничего сотворить, тогда как сами они были сотворены." (Коран 16:20). Вот видите, эти "жмурики" не способны ничего сделать, будь они даже самые святые из всех святых, потому что они такие же создания как и остальные. Смотрите дальше: "Те, к кому вы взываете наряду с Аллахом, являются рабами, подобными вам самим." (Коран 7:194). "Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены, которые не способны оказать им поддержку и не способны помочь даже сами...
Читать дальше

мусульманин89 12 Июля 2015г.

Данный комментарий был заблокирован пользователями сайта.

мусульманин89 12 Июля 2015г.

Данный комментарий был заблокирован пользователями сайта.

мусульманин89 11 Июля 2015г.

Данный комментарий был заблокирован пользователями сайта.

SamirAga 11 Июля 2015г.
Ответить

Клянусь Аллаhом, все же шииты это мерзкие создания Аллаhа. Один только их намаз чего стоит. Никакой сунны. Всё придумано. Когда я жил в Баку, я видел, что у всех шиитов, были "Иконы" с изображением типа Али ибн Абу Талиба и ещё кучи бородатых вооруженных мужчин. У всех мечи у них были со следами крови. Шииты подходят к ним утром и говорят: салам йа Али. Или начинают просить у Икон помощи в торговли или в уплате долга и др. Шииты так же носят ладанки с изображением какого то бородача. Они целуют эту ладанку и так же просят помочь в делах. Читают намаз, прикладывая лоб к какому то кружочку и...
Читать дальше

мусульманин89 10 Июля 2015г.

Данный комментарий был заблокирован пользователями сайта.

мусульманин89 10 Июля 2015г.

Данный комментарий был заблокирован пользователями сайта.

Umar2014 10 Июля 2015г.
Ответить
-4

Сибиряк, ты неправильно понял. Зиярат нельзя делать в другие мечети кроме трех мечетей. Это не абсолютный запрет на посещение чего либо в мире. Хотя , допустим, есть мечеть Куба в Медине , туда тоже делают зиярат, так как туда сам Наби (алейхи саляту ва салям) делал зиярат.

Сибиряк 10 Июля 2015г.
Ответить
-2

Запрещено делать зиярат, кроме трёх святынь, в Мекке, Медине и аль-Кудсе...

Muslim__ 10 Июля 2015г.
Ответить

Но нет ничего удивительного в том, что часть еретиков превратили могилы в мечети. Пророк Мухаммад (салаллаху алейхи уа саллям) сказал:  «Поистине, вы последуете обычаям тех, кто был прежде вас, в точности подражая им во всем и даже если они залезут в нору ящерицы, то и вы последуете за ними». Вот и сбывается пророчество.

Muslim__ 10 Июля 2015г.
Ответить

:))) Даже немусульмане знают это: "Почита́ние моги́л (араб. تعظيم القبور‎‎‎), поклонение им и совершение ритуальных обрядов возле них в самом начале распространения религии ислам было запретным и порицаемым, однако со временем, по мере проникновения древних языческих обрядов, эти действия стали неотьемлемой частью быта многих мусульманских общин (шиитов, суфиев и др.). В первые годы ислама посещение могил мусульманами было запрещено, но затем запрет был отменён самим Мухаммедом. Мухаммед строго запретил мусульманам любые виды почитания к могилам: он приказал сравнять с землёй все высокие ...
Читать дальше

Muslim__ 10 Июля 2015г.
Ответить

 От Абу Саийда аль-Худри ( да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Вся земля является мечетью (т.е. местом для поклонения), кроме кладбищ и купален (бань)».

Muslim__ 10 Июля 2015г.
Ответить

 АбдуЛлах ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что он слышал, как Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Наихудшими из людей являются те, кого Час застигнет живыми, и которые превращают могилы в мечети» 

Muslim__ 10 Июля 2015г.
Ответить

 Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал о том, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Не превращайте свои дома в могилы и не превращайте мою могилу в место для периодических собраний. Испрашивайте для меня благословения, ибо ваши благословения будут донесены до меня, где бы вы не были!» 

Muslim__ 10 Июля 2015г.
Ответить

Джундаба ибн АбдуЛлах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Я слышал, как Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал за пять дней до своей смерти: «Поистине, те, которые были до вас, превращали могилы своих пророков и праведников в мечети. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это» (Муслим, 532)

Madiyar 10 Июля 2015г.
Ответить
-2

Пророк (мир Ему и благословения Аллаха) сказал: "Если собираетесь в путь, то посещайте три мечети: мечеть Аль-Харам, мою мечеть и отдаленную мечеть" (Бухари, Муслим)

Muslim__ 10 Июля 2015г.
Ответить

"Ночью я вновь приду к изголовью Имама Али, чтобы опять пережить состояние очищения. Также, чтобы испытать трепет души, вероятно, и едут сюда сотни паломников". Хотелось бы уточнить, автор этой статьи делает зиарат и "испытывает там трепет души" только к мавзолею четвертого праведного халифа Али (да будет доволен им Аллах) или и к могилам других праведных халифов, в том числе, Абу Бакра, Умара и Усмана (да будет доволен ими Аллах)??????

Muslim__ 10 Июля 2015г.
Ответить

"Люди пытаются прикоснуться к ограждению могилы халифа, и это нелегко в гуще народа". Это в какой религии некие ограды и вообще неживые предметы якобы обладают "чудесными свойствами"?

Muslim__ 10 Июля 2015г.
Ответить

"В мечеть-мавзолей имама Али наша делегация направилась утром следующего дня". А в Исламе разве разрешено мечети на могилах возводить?

SamirAga 10 Июля 2015г.
Ответить

Али ибн Абу Талеб (Да будет Аллаh доволен Им)-Двоюродный брат Пророка (Мир Ему и благословение),величайший сподвижник,воин, ученный. Великий Имам, один из четырех, Хранитель Сунны и один тех, под чьей редакцией, был собран Коран. Али ибн Абу Талеб (Да освятит Аллаh Его лик) говорил: " Что же касается Корана, спрашивайте у меня, ибо я знаю, когда была ниспослана каждая сура и каждый аят."

Яндекс.Метрика