Гармония через призму математики и Корана

Коран всегда привлекал внимание математиков

Коран всегда привлекал внимание математиков

Теги:

1
14 Сентября 2015г. (30 Зу-ль-када)


Элементы порядка в мире

Коран велик, ибо в нем переданы слова Создателя. Но слова ли? Быть может, призыв? Назидание (будь-то в прямой или иносказательной форме)? Хотя, наверное, и то, и другое, и многое-многое иное, что не объять какими-то стандартными (да и нестандартными) формулировками. В любом случае, это Книга – на все времена. Книга Жизни. Познания. Движения вперед и ввысь! В свете же объединения ею всех нюансов жизни, природы, включая даже невидимые детали, каждый из поглощающих немеркнущие строки Откровения находит в отдельных из них ответы на свои вопросы. Причем здесь фигурируют все сферы окружающего нас мира – политика, экономика, юриспруденция, социальный фон, психология, астрономия, биология, анатомия, физика, флора, фауна и т. д., то есть весь пласт нашей жизни. Уникальность же этой уникальности (искреннее sorry за каламбур) – во взаимосвязи всего и вся во Вселенной. Всех без исключения элементов живой и неживой природы. Материального и нематериального мира. А уже отсюда – потрясающая умы вселенская гармония, основа которой произрастает из величественного мирового порядка, сотворенного Всевышним.

Вот тут проявляется "щепетильный", так сказать, оттенок. Раз речь заходит о порядке, следовательно, в этой повсеместной гармонии  однозначно должна фигурировать, как это и не покажется кому-либо странным,.. математика. Ибо, говоря академическим языком, под последней понимается наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе операций подсчета, измерения и описания формы объектов. Будучи наукой  фундаментальной, предоставляющей (общие) языковые средства другим наукам, математика выявляет их структурную взаимосвязь,  способствуя нахождению самых общих законов природы.

Согласимся, если мы признаем реальность данного взгляда на вещи, то вряд ли должны удивляться наличию прямой связки между математикой и природной гармонией (от греч. armonia – связанность и соразмерность частей).

Математика – порядок – Вселенная... Прямая линия? (век II-й)

Еще древнегреческий философ II века н. э. Никомах Герасский называл арифметику наукой, предшествующей остальным наукам "в уме Бога-творца" как некий "космический и образцовый замысел".  Опираясь на этот "изначальный образец", Создатель "упорядочивает свои материальные творения", приводя их "к подобающим целям".

Вследствии перворожденности арифметики "по своей природе", не удивительно, что "все восходы, закаты, прямые и обратные движения планет, затмения и фазы согласуются между собой по исчислимым периодам и количествам". Гармонические же отношения "подобны числовым. Дело в том, что все, природно "искусно" расположенное "в космосе", обнаруживается "разделенным и упорядоченным в частях и вкупе в соответствии с числом", по "промыслу" Творца этого целого. Пусть данное "число лишь мыслится", являясь нематериальным "во всех отношениях", но оно оказывается "действительным и вечно сущим". Вот непосредственно "в соответствии с ним, сообразуясь с планом  творения, были созданы время, движение, небо, звезды и всевозможные обращения".

Тонкость, однако, в том, что "все гармоничное согласует в себе существующие противоположности", ибо не может пребывать в гармонии "ни то, что не существует, ни то, что существует схожим образом, ни то, что существует различно, но безотносительно друг к другу". Следовательно, гармония возможна между такими вещами, которые есть, "различны и имеют отношение друг к другу". Из них "образуется и научное число: ведь два его первейших вида, нечетное и четное, имеют количественно различные и разнородные сущности, и они по своей удивительной и божественной природе чередуются в нераздельной и однородной гармонии".

Здесь нет ничего спонтанного, т. к. гармония подразумевает "единение многих и единомыслие разномыслящих".

Ну а пропорция – наиболее важная для "теоретического учения о природе, музыки, сферики и науки о линиях" – служит завершением "введения в арифметику, придавая ему гармоничность и соразмерность". Ведь пропорция представляет собой "связывание двух или более отношений, а в общем смысле – двух или более сопряжений, даже если они подчинены не одному и тому же отношению, но разности или чему-нибудь другому". Отношение "есть сопряжение двух членов между собой", а пропорция – "соединение отношений". Первые же три пропорции, "суть арифметическая, геометрическая и гармоническая", где арифметическое «среднее» является первичным и начальным по своей природе(1).

Математика – порядок – Вселенная... Прямая линия? (Век XX-й и XXI-й)

Однако, может подумать читатель, пусть вышеприведенные рассуждения звучат притягательно и красиво, но ведь они аж из века II-го. Разве тогда наличествовали научные изыскания, позволявшие выводить формулировки такого рода? Безусловно, вопрос-сомнение имеет право на существование, но ежели провести параллель с сегодняшним днем?

Выдающийся советский и российский ученый в области физической химии и химической технологии, профессор Башкирского университета, член Нью-Йоркской академии наук и “Планетарного общества США по космическим исследованиям” Нажип Валитов, ссылаясь на свою монографию "Вакуумные колебания при химическом возбуждении атомов, молекул и хаотичность силовых линий электромагнитного и гравитационного поля", утверждал о научном доказательстве мгновенного распространения действия "силовых линий электромагнитного и гравитационного поля".

По словам ученого, "взаимодействие между движущимися относительно друг друга двумя электрически противоположно заряженными веществами и между электрически нейтральными веществами" также осуществляется одномоментно. В аналогичном ключе происходит взаимодействие между Солнцем и планетами, Землей и Луной и далекими звездами. Ну а раз все тела и вещества, расположенные на поверхности этих "объектов", перемещаются вместе с ними, то они взаимодействуют с веществами на других планетах и т.д., опять-таки, мгновенно.

Посему, резюмировал Н. Валитов, всякий обмен информацией между взаимно двигающимися планетами, звездами и объектами на их поверхности с помощью действий силовых линий электромагнитного и гравитационного поля совершается в один миг. В этом же формате, доказывал мыслитель, исходя из того, что "процесс мышления отдельного человека материален", он также "распространяется с помощью действий силовых линий гравитационного поля практически на бесконечные расстояния". По словам Н. Валитова, с учетом сотворения Господом всего сущего, находящегося "в непрерывном движении относительно друг друга", без "помощи силовых линий гравитационного поля вся Вселенная не могла сохранить свою целостность". Но ведь Аллаху "принадлежит" все на небесах и на земле, и Он "способен на всякую вещь" ("Корова": 284)(2).

Вслед за чем, констатируя, что куда бы мы ни бросили взгляд, повсюду нас окружает необыкновенный порядок и гармония, причину этого Н. Валитов определяет в изначальной задумке Господом любой детали Вселенной "идеальным образом" и сотворенности для обеспечения возможности человеческой жизни. Современные ученые называют этот удивительный замысел "антропологическим принципом" и " тончайшим балансом, совершенной гармонией". Тем самым, Вселенная никоим образом не включает в себя пустоту и "бессмысленное скопление материи, появившейся случайно", а является совершенным замыслом, сотворенным Творцом "для обеспечения жизни" своих созданий(3).

Причем тут математика?

Хорошо, вновь подумает кто-то из читателей, но причем тут математика, да еще и Коран, о чем сказано в заглавии? Однако, если мы говорим о тождественности математической науки и гармонии, значит, в основе всего происходящего находятся корни все того же арифметического начала, не так ли?

Известный американский математик ХХ века Морис Клайн, определяя природу упорядоченной, где все происходит "закономерно и необходимо", подчеркивает ее действия "в соответствии с совершенными и неизменными математическими законами". По его словам, в свете проявления божественного разума "источником всего рационального в природе", очевидно вложение Всевышним в мир строгой математической необходимости. Другое дело, что ее постижение человечеством происходит "с большим трудом", хотя  разум людей "устроен по образу и подобию божественного разума"(4).

А разве это не удивительно в аспекте, скажем, присутствия в как "ясно" изложенных аятов, составляющих "мать Писания", так и  иносказательных ("Семейство Имрана": 7)? Важнейший нюанс, однако, тут в том, что коранические знамения излагаются "для людей разумеющих" ("Румы": 28). Значит, постепенно накапливаемые нами знания могут привести к пониманию тонкостей, раскрывающих для нас нюансы природы, включая и ее математическую составляющую, к тому же в областях и пределах,о которых мы даже не задумываемся.

К примеру, учеными приводится математический формат аята о приравнивании убийства "невинного человека" к "убийству всего человечества" ("Трапеза": 32). Так, констатируя невозможность проассоциировать жизнь невинного человека с каким-либо числовым значением, мыслители предлагают обозначить эту ценность «бесконечностью», что поможет отразить важнейший  коранический принцип с использованием математики(5).

В свою очередь, тот же профессор Н. Валитов выводит следующее: если бы скорость вращения земли вокруг своей оси была бы меньше, то разница температур ночи и дня оказалась бы значительной, что несовместимо с жизнью живых существ. В случае же большей скорости, движение атмосферных ветров стало бы невероятно высоким, в связи с чем бесконечные ураганы и наводнения сделали бы жизнь невозможной"(3).

Кто-то может сказать, что в данном контексте "разговаривают" законы физики, но разве не учебник по математике для 4-го класса предлагает решать задачи с применением формулы нахождения скорости, времени или расстояния при равномерном движении? Напомним, что  данная формула выглядит следующим образом: S = V x t, где S – путь, V – скорость, а t – время. Тонкость же тут в справедливости этой формулы исключительно для случаев, когда движение осуществляется с одной скоростью. Нужны ли в данном ракурсе дополнительные комментарии, в особенности в контексте коранической констатации, что "Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день" ("Йа Син": 40)?

В целом, "математический фон" Откровения просматривается, прежде всего, в кораническом раскрытии, что Аллах "исчислил всякую вещь" ("Джинны": 28). Посему, к слову, "Солнце и луна движутся согласно рассчитанному порядку" ("Милосердный": 5), причем Господь "увеличивает день за счет ночи и увеличивает ночь за счет дня" ("Железо": 6). Говоря иными словами, здесь однозначно функционирует математический расчет.

Однако, разговор – далеко не просто о цифрах, озвученных Кораном, в частности, фиксацию создания Аллахом небес, земли и находящегося "между ними, за шесть дней" ("Поклон": 4) или помещении Им семи небес друг над другом ("Власть": 3). Речь о том, что раз "в творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности" ("Власть": 3), значит, с учетом понимания под этим термином согласованности и соответствия, во всем, созданном Всевышним, фигурирует точность и пропорциональность. Что подтверждается Откровением о придании Господом всему сотворенному Им – соразмерной меры (или ее предопределении)" ("Различение": 2).

А почему нужно удивляться вышеизложенному, если, как красиво формулирует профессор в Саундвелл Колледж (Бристоль, Великобритания) Стив Бишоп, непосредственно математика "является творением Бога, поскольку единственной несотворенной сущностью является только" Господь? Т. е. математика "не основывается на каких-либо аспектах творения – ее основанием является Бог, Творец всего"(6).

Так что наличие прямой линии в разрезе: математика – гармония –

Вселенная – вполне реально и жизненно, что изящно подтверждается кораническими истинами. Посему здесь невозможно не согласиться с

Ф. Ницше, назвавшего математику средством "общего и высшего человековедения"(7).

Вне гармонии же, подразумевающей взаимодействие всех частиц природы друг с другом, баланс мироздания не мог бы поддерживаться. Вопрос лишь в том, насколько само человечество  готово двигаться в этом направлении? Данный ракурс совершенно не праздный, ибо непосредственно люди инициируют войны, нарушают предусмотренную Божественным промыслом мировую экосистему, принимают законы, идущие вразрез с постулатами Величайшего Творца, что подтачивает созданное Им для нас здание жизни. В этом свете описанные Кораном признаки, приближающие Судный день, становятся вполне понятными, т. к. констатируемые в час Х раскол неба, осыпание звезд, скручивание солнца, смешение (или высушивание) морей, сдвигание гор с мест  ("Скручивание": 1, 3; "Раскалывание": 1-3) могут восприниматься под таким углом зрения, что это – свидетельство нарушения гармонии (кто-то скажет, математического порядка) во Вселенной.

Так что нам остается, каждому на своем месте, поддерживать четко выверенный Милостивым и Милосердным баланс жизни. ИншаАллах!



1.Никомах из Герасы. Введение в арифметику

http://www.nsu.ru/classics/schole/3/3-1-nicomach-2.pdf

2.Н.Х. Валитов. Научные подтверждения истин Корана, Библии, Торы

http://studopedia.org/10-200031.html

3.Из статьи Нажипа Валитова

http://ifmir.info/valitov.htm

4.Морис Клайн. Математика. Утрата определенности

http://romanbook.net/book/7482172/?page=9

5.См. подр.: Математика и религия

http://www.noviyegrani.com/archives/title/395

6.Стив Бишоп. Математика и миф о нейтральности

http://www.scienceandapologetics.org/text/442.htm

7.Ф. В. Ницше. Веселая наука. Третья книга

http://www.nicshe.velchel.ru/index.php?cnt=19&sub=4&part=10

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Amin26 14 Сентября 2015г.
Ответить

Математика, как и все науки - это милость и дар нам от Всевышнего, спору нет. Но можно было побольше непосредственно о Коранической арифметике рассказать, а не о Ницше и др.

Яндекс.Метрика