Хотят ли русские бежать?

За последнее время социологи выдали целый ряд новостей, из которых только одна хорошая.

Оптимизм россиян падает, а социальные настроения снижаются, свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ. Люди готовятся к ухудшению положения дел в стране, а индекс социальных ожиданий продолжает демонстрировать отрицательную динамику и упал до минимума за пять месяцев. Оптимизм в отношении перспектив России сегодня существенно ниже, чем год назад, и находится, скорее, на уровне 2009 года. При этом, по данным того же Центра, чаще остальных россиян об эмиграции из РФ думают москвичи.

В то же время, по результатам опроса исследовательской компании «Ромир», треть россиян считают главной гордостью страны президента Владимира Путина.

На этом фоне неудивительны настроения из серии «а чем мы хуже мигрантов с Ближнего Востока, и почему бы нам не последовать их примеру и не свалить в Европу?»

Блогер Андрей Шаккар рассуждает о «психологии беженца» и интересуется у аудитории: многие ли готовят «запасной аэродром вне России»?

«Бежать. Бежать из России куда угодно, но только не оставаться в этом социальном бардаке, среди безработицы и серой массы постоянно ноющих мужиков и баб, именующих себя Великой нацией. Экономика на полном подсосе от нефти и газа, малый бизнес в зачаточном состоянии, образование существует "само по себе" без привязки к реалиям сегодняшней жизни. Это страна, в которой комфортно жить?! Посмотрите на Францию, Австрию, Нидерланды. Живут же люди, как люди, а мы тут...

Наверняка, в окружении любого россиянина встретится хотя бы один индивид, пропагандирующий бегство из России как решение всех жизненных проблем.

– Андрей, ты же не нищий какой-нибудь, бери семью, садись в самолет и уже завтра перед тобой откроются совершенно другие перспективы! В Австрии и люди лучше, и архитектура красивее, и бизнес стабильнее. Даже воздух другой, европейский! – время от времени слышу я от знакомых.

И возможность уехать у меня действительно есть. Но я не хочу превращать свою жизнь в побег, и платить в евро за каждую улыбку, каждый шаг в мою сторону, платить за то, что об меня не вытирают ноги. Быть туристом – это одно! Приезжаешь в город, в ту же Барселону, и попадаешь в условия, которые специально созданы для тебя как туриста. Ты живешь в отличном отеле, ты наслаждаешься отличной едой, архитектурой, видами. Ты платишь тем же испанцам за свой отдых и получаешь вполне искреннюю благодарность, которая выражается и в сервисе, и в чисто человеческих отношениях. Особенно, если не кричать ставшее уже идиомой "Тагииил" на каждом углу. Понимаете, да?

Бегство – это не туризм. Бегство – это признание собственной слабости, как индивидуума, и как представителя нации. Кто такой беженец в той же Европе? Это человек, который пришел в дом, построенный не им и не для него. Для кого строили общество и инфраструктуру французы? Для себя, своих детей и внуков. Для кого строят общество немцы? Для потомков. Или есть такие, кто действительно считает, что все эти сильнейшие нации строили свои страны для кого-то?

Беженец приходит в тот же ЕС уже униженным, со сломленной судьбой. Приходит, чтобы просить, чтобы менять значительный кусок своей жизни на кусок хлеба. И вот что я подумал, а что будет дальше? Ушли вы со своей страны, убежали. И что дальше? Ни страны, в итоге, ни лучшей жизни полноценной.

Никто не изменит страну, кроме народа, который в ней проживает. Россия, кроме россиян, никому не нужна как Россия. Как кусок территории, Россия интересует Китай, но это будет всего лишь огород мирового масштаба, не более. Есть в мире страны, которые с удовольствием рассмотрят нашу страну в качестве склада нефти и газа, железной руды и другого дорогого сырья. Всё.

Не осознает алкоголик, что пить – не выход? Будет дальше пить и ругать Америку. Не осознает какой-то офисный сотрудник, что сидеть и тупить за 10 000 рублей в месяц – не выход? Будет дальше тупить и ругать Путина. Не осознает каждый, что за хорошую жизнь нужно повпахивать? Будет сидеть и ждать, что когда-то все изменится. А если не изменится, то будем бежать в Венгрию, бросать камни в полицию и удивляться, почему это беженцев туда не пускают?» – пишет он.

Комментаторы с радостью поделились своими рецептами счастливой жизни. Многие отметили, что «бежать из России можно только в саму Россию, в глубинку или в тайгу», а вот обольщаться заманчивыми перспективами не стоит: «если здесь не сгодился, то там и подавно».

Большинство же настроено патриотично: «Где родился, там и сгодился», считает market_makers, «Родину ничто и никто не заменит, где бы ни жил – на родину будет тянуть! Никогда, даже мысли не было, готовить себе запасной аэродром! Мне нравится наша страна, мне нравится всё, что с ней связано. От добра добра не ищут!» – согласен tani_y. «Я ни куда, никогда не побегу..» – уверена bbn154.

«Тут все-таки надо развести категории беженцев и просто экономических мигрантов. Беженец бежит, потому что на родине его могут с огромной вероятностью расшлепать, а воевать он не может или не хочет, и тогда ему попросту не до понятий патриотизма и любви к Родине, ноги бы унести. Но в России такого нет пока еще. В общем, у беженца выбор гораздо меньше, чем у экономического мигранта, который, если пораскинет мозгами, вполне может быть обеспеченным и дома. Хотя в России это сделать труднее, чем во многих других местах, но все же реально», – надеется blaster2009.

«Бежать хотели в 90-ые. Сейчас наоборот, возвращаются многие», – полагает 0chen_interesno.

Эксперт IN Ибрагим, напротив, уверен: кое для кого нынешние времена ассоциируются именно с лихими 90-ми, когда из страны выехали многие.

«По всем социологическим выкладкам, начиная с 19 века, любой кризис популяризирует три рода деятельности: проституцию, торговлю наркотиками и алкоголем, которые становятся самыми прибыльными отраслями народного хозяйства. Проституция становится своего рода «бракозамещением» – для тех, у кого нет денег содержать полноценную семью. Из-за большой конкуренции на этом рынке услуги обесцениваются. В Москве рост числа представительниц этой профессии налицо – достаточно прогуляться поздним вечером по основным городским улицам. Опять же, этому способствует и наплыв беженцев с Украины, которые тоже должны как-то вливаться в экономику, кто на что горазд. Кто-то вливается жестянщиком или сантехником, а те, у кого нет специальности – особенно девушки подросткового возраста – вливаются в другие, не менее, а то и более востребованные области.

Любопытно, что даже ассортимент некоторых телеканалов на фоне общего социально-экономического тренда пополнился целой волной сериалов о блуде, типа "Орлеана" или "Измен". Пропагандируется определенный образ жизни, по разные стороны телеэкрана идет поток чернухи в духе 90-х. Можно сказать, что, в определенном смысле слова, некоторые симптомы 90-х тоже проглядываются вполне отчетливо, со скидкой на современные реалии. И именно в 90-е произошел исход из России большого количества населения, включая интеллигенцию, не сумевшую найти себя в челночном бизнесе. Может, сейчас добрая традиция челноков вернется, рынки вновь откроются и люди с тюками пойдут обеспечивать импортозамещение – или, наоборот, что-то вывозить из России, включая самих себя. Главное, чтобы духовные скрепы остались на родине», – подытожил эксперт.

"На этом фоне неудивительно, что главным фактором невозврата в лихие года остается лично президент России, и в этом солидарна большая часть граждан, независимо от национальности и веры", – добавил собеседник агенства.

Автор: Вера Ильина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика