Леонид Сюкияйнен: Россия борется с реальной для себя угрозой - терроризмом

Леонид Сюкияйнен

Леонид Сюкияйнен

Теги:

0
06 Октября 2015г. (22 Зу-ль-хиджа)
Участие России в сирийском конфликте является профилактикой террористической угрозы у нас дома. Переводить ее в плоскость поддержки шиитов в их противостоянии с суннитами  представляется по меньшей мере нерациональным. Так полагает известный российский специалист по исламу Леонид Сюкияйнен. Своими мыслями по поводу ситуации в Сирии он поделился с ИА IslamNews. 

- Леонид Рудольфович, как вы оцениваете российскую войну с терроризмом в Сирии. Некоторые этот конфликт называют суннитско-шиитским противостоянием, в котором Россия выступает на стороне шиитов?

- Я не думаю, что Россия специально выбрала позицию шиитов, чтобы противопоставить себя суннитам. У Москвы совсем другие приоритеты, другие факторы влияют на ее позицию. Суннитско-шиитских характер отношений, конечно же, принимается во внимание, но тут больше всего работает политический фактор. Другое дело, что это может сказываться на том, что происходит сейчас в Сирии с российским участием, но я абсолютно убежден, что Россия не действует исходя из противопоставления одних другим. Этого нет.

- Нужно бить террористов на их территории, пока они не пришли к нам?

- Мы знаем обоснование этой позиции со слов российского президента, других лиц, которые представляют официальную позицию России. Она заключается в том, что мы боремся с терроризмом, который представляет для нас реальную угрозу, у нас были подобного рода прецеденты в прошлом. Поэтому это реальный аргумент, который, по всей видимости, лежал в основе принятия решения об участии в Сирии.

Мы понимаем, что опасность связана с перспективами политического урегулирования в Сирии, где очень мощны позиции террористических организаций, и они, а отнюдь не умеренная сирийская оппозиция, могут оказаться у реальной власти.

- Но существует еще сирийская оппозиция?

- Умеренная оппозиция, на мой взгляд, не является мощным соперником в военном отношении. Поэтому это тоже фактор, который принимает во внимание Россия. Политическое урегулирование в Сирии – насущная задача, но идти по этому пути можно тогда, когда будет дополнительная уверенность в том, что политический процесс не даст шанцев террористам и экстремистам.

- Способно ли российское участие в Сирии покончить с ИГИЛ?

- Многое зависит не только от позиции самой России, но и других игроков. Существуют другие силы, которые противостоят этой угрозе активно или, может быть, не очень – та же международная коалиция. Только совместными усилиями можно решить эту проблему.

- Можно одержать победу над ИГ, но не появятся ли другие радикальные структуры на фоне нежелания некоторых лидеров проводить свободные выборы.

- В военном отношении, действительно, можно задавить ИГИЛ, одержать победу над другими группировками. Но вы правы – необходимо решать те проблемы, которые являются причиной создания подобных структур, как политического, так и идеологического характера. Я далек от мысли, что ИГИЛ является порождением каких-то американских политтехнологов. Основная причина кроется внутри самой системы. Если все оставить, как есть, нет никакой уверенности в том, что с течением времени не появится что-то другое.

- Жесткая позиция Турции и арабских стран оказалась неожиданной для Москвы?

- Их позиция была предсказуема, так как эти страны сегодня резко выступают против режима Асада. Многие откровенно говорят, что при условии его нахождения у власти вообще ни о каком урегулировании не может идти речи. Есть такие страны, которые очень резко ставят этот вопрос. Это позиция, которая была известна, и чтобы не делала Россия, от этого негативного восприятия никуда не уйти, если только Россия не согласиться с тем, чтобы завтра Асад ушел. Однако у Москвы свое видение этого дела.

- И вы уже отмечали, что это негативное отношение не связано с темой суннитов и шиитов...

- Кому это в голову приходит? Это общая политическая оценка того, что происходит в Сирии, и как урегулировать этот конфликт. Очень многие в арабском мире говорят, что главная причина – Асад, а за ним стоит Россия. Если б не было России, Асад бы не удержался. Россия считает, что если Асад уйдет,  то к власти придут террористы. На сегодняшний день расклад сил именно таков. Ну уйдет Асад. Что будет дальше, кто придет в Дамаск? Умеренная оппозиция? Я думаю, нет. Уже на следующий день там будет ИГИЛ.

- Скорее придет тот, кого поддержат американцы…

- Значит, там будет война. Кроме того, те силы, которые придут к власти, будут вырезать алавитов и всех других, кто был связан с ненавистным режимом. Если Асад одержит военную победу – будет то же самое: он будет вырезать всех, кто стоял против него.

- И каков же выход?

- Только выкрутить руки и тем, и другим. Усадить всех за стол переговоров, а самому стоять за спиной и держать руки, чтобы они друг друга не перебили.

- Это близко к тому, что сейчас предлагает Россия?

- Да, примерно так. Потому что другого варианта быть не может.

Автор: Марат Расулов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика