Oтсюда ислам пришел в Россию

Художник В. Никонов. Джума-мечеть в Дербенте

Художник В. Никонов. Джума-мечеть в Дербенте

Теги:




7
13 Апреля 2011г. (09 Джумада аль-уля)

Дербентская джума-мечеть, построенная еще в 7 веке, считается самой древней на территории России, и одной из древнейших во всем мире. Бытует мнение, что распространение ислама в нашей стране берет свое начало именно отсюда. Сейчас это монументальное культовое сооружение продолжает поражать своим колоритом и торжественностью интерьера, притягивая все больше прихожан и туристов. К слову, в мечеть на молитву приходят и сунниты, и шииты.


Прихожане мечети

Мечеть расположена в центральной (старой) части Дербента – древнейшего города в Дагестане и самого южного в России. Тут когда-то в каждом квартале была мечеть, но самая важная, по мнению горожан, всегда была Джума-мечеть. Жители города очень гордятся, что их мечеть – самая первая в России и именно с ее стен и началось распространение ислама на Кавказе, да и во всей России.

Если быть точнее, проникновение ислама на территорию современной России началось с города Баб-аль-Абваб, рассказал местный историк Шабан Магарамов: «Это арабское название Дербента, что в переводе означает «Ворота ворот». За обладание Дербентом сражались лучшие полководцы давно исчезнувших государств. Через эти «ворота» примерно в 20-м году хиджры (642 г.) вошли в Дагестан посланцы мусульманского халифа, чтобы приобщить население к исламу».

Как рассказал историк IslamNews, к 733 году в Дербенте было построено 7 мечетей, и отдельно от них действовала Джума-мечеть, где горожане собирались для пятничного джума-намаза. «Дата ее постройки это примерно 733-734 г. Позже при мечети было построено и медресе в 1474-1475 гг. За все это время мечеть много раз перестраивалась и менялась в облике. Неоднократно она подвергалась частичному разрушению вследствие землетрясений. Полное формирование всего комплекса было завершено только в 1815 году. Тогда мечеть была самым крупным и красивым строением города», – рассказал Шабан Магарамов.

В советские времена в истории мечети произошли негативные события – в 1930 году она закрылась, а позже перешла в руки НКВДшников. Они из мечети сделали тюрьму: «Тогда по всей стране была развернута атеистическая кампания, и закрылись многие храмы – и христианские, и мусульманские. Но тюрьмой нашей мечети довелось пробыть не долго – ближе к концу Великой Отечественной войны ей вернули статус религиозного заведения.


Дербентская джума-мечеть

Архитектурный облик мечети это несколько величественных ансамблей, в которые входят само здание мечети, медресе и помещения для имамов. Эти постройки удачно сочетаются с архитектурой старой части Дербента, где недалеко расположена цитадель Нарын-кала, ханские бани, караван-сарай – средневековая гостиница для купцов, мавзолей персидской ханши Тути-Бике и т.д. К красивейшим постройкам города можно отнести древние армянскую и албанскую церкви.

Внутренняя планировка джума-мечети отличается от современных: нет женских балконов на втором этаже, женская половина находится сразу за мужской.

Удивительный цветовой колорит кирпичных сводов, белизна стен и колонн контрастируют с покрывающими пол яркими цветными коврами. Некоторые стены здания расписаны масляными красками. Это декоративный растительный орнамент и цитаты из Корана.

В тихом дворике мечети растут 800-летние платаны, под широкой кроной которых прихожане прячутся от изнурительной летней жары. На фасадной части мечети можно разглядеть шиитский символ «рука Фатимы» – пять пальцев символизируют пять членов семьи пророка Мухаммада и пять столпов ислама.

Дербентская джума-мечеть – одно из немногих мест в России, где в месяц мухаррам можно увидеть, как верующие наносят себе удары металлическими цепями. Это шиитский обряд в память о мученической смерти Хусейна, сына имама Али, особо почитаемого шиитами зятя Мухаммада.

"Рука Фатимы" – пять пальцев символизируют пять членов семьи пророка Мухаммада и пять столпов ислама.

Это говорит о том, что в мечеть приходят на молитву и шииты, и сунниты. Хотя отношения между ними довольно натянутые, и часто между ними происходят стычки – выяснения, «кто обладает большим правом на мечеть». Недовольство возникает и из-за различий в богослужении, но старейшины и местные имамы стараются удержать хрупкий мир между представителями двух течений ислама.

Несмотря на свой почтенный возраст, мечеть хорошо сохранилась. А для того, чтобы ее красотой могли наслаждаться и следующие поколения, она была внесена в реестр Культурного наследия ЮНЕСКО. Сейчас в комплексе вокруг нее уже не первый год ведутся восстановительные работы. Они коснутся не только самой мечети, а всего ансамбля прилегающих к ней зданий.


Дербент. Побережье Каспия

Один из многочисленных входов в цитадель Нарын-кала


Ханские бани Дербента

Автор: Амина Магомедова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Tab 11 Июля 2011г.
Ответить

В Дербенте и поныне есть мечеть Бабуль-Абваб. Именно с этого города пошло распространение ислама. Живущие тут народы приняли ислам много раньше народов остального северного кавказа и городов Дагестана. В южном Дагестане есть могилы десятков сахабов.

az-islamka 26 Апреля 2011г.
Ответить

cпс очень интересно АЛЛАХ РАЗЫ ОЛСУН

казах 14 Апреля 2011г.
Ответить

Нужно вернуть историю своих народов на место. Крестьяне хорошо ведут в этом направлении разъяснительную работу: http://krizis.co.ua/main_last_future.php Цель таких ссылок получить максимум пользы в понимании того что общество ищет выход из мрака к свету. Осталось донести нам и нашим потомкам мусульманам - до них то, что было спрятано от людей народом который считает себя "избранным", исправить ошибки нашего общества.

sergej 13 Апреля 2011г.
Ответить

ЗА статью спасибо.

musttafa 13 Апреля 2011г.
Ответить

В цитадель Нарын-Кала всего два входа и один вход на площадку перед цитаделью.

az-islamka 26 Апреля 2011г.
Ответить

cпс очень интересно АЛЛАХ РАЗЫ ОЛСУН

sergej 13 Апреля 2011г.
Ответить

ЗА статью спасибо.

Яндекс.Метрика