Янычары - гроза европейских полководцев

Янычары
Во времена расцвета Османской империи истинным кошмаром для европейских полководцев стала пехота османской армии – знаменитые янычары, самая совершенная и дисциплинированная военная машина, не знавшая поражений на полях битв вплоть до конца 17 века.

Точная дата основания янычарского войска не известна. Чаще всего ее связывают со временем правления султана Орхана I (правил 1324-1362), брат которого Алаэддин по его просьбе организовал войско для ведения боевых действий в Анатолии и за ее пределами.

Комплектовалось это войско из числа христианских подданных Османской империи. Существовал специальный закон о девширме (наборе), согласно которому в зависимости от потребности в комплектовании войска раз в три-пять лет производился набор мальчиков и юношей в количестве 1 человека с 40 дворов. Не брали единственного ребенка в семье, уже женатых, знавших турецкий язык, занимавшихся ремеслом, бывавших в Стамбуле, а также низкорослых и несоразмерно высоких.

Набранные таким образом дети и подростки принимали ислам, и после этого начиналась их подготовка к нелегкой службе. Этих учеников называли аджеми («необученными»). Юношей делили в соответствии с проявленными склонностями и продемонстрированными успехами. Самых умных и внешне привлекательных юношей отправляли во дворцовые школы при дворе султанов, первоначально в Бурсу и Эдирне, а затем, после завоевания Константинополя, в стамбульский район Галата.

В их программу обучения входили турецкий, арабский и персидский языки, изучение Корана, а также истории, географии, геометрии, астрономии, законодательства Османской империи и каллиграфии.
Кроме этого поощрялись их занятия различными боевыми искусствами, верховая езда и борьба. По окончании обучения они распределялись на ответственную работу в государственном аппарате и армии. Некоторые, проявившие особые успехи назначались персонально султаном на высокие посты.

Тех, кто не попал во дворцовые школы расселяли в семьях сипахи, служилых людей, которые в мирное время обрабатывали выделяемые специально им в пользование земельные наделы, а в военное время должны были нести службу в османской коннице. Здесь юноши учились турецкому языку и помогали по хозяйству.

Затем, по прошествии определенного времени их направляли в Стамбул, где вновь производили отбор и определяли для различной работы.

Аджеми обслуживали как янычарские казармы, так и дворец султана, в том числе, ухаживая за султанскими садами и заготавливая дрова. Работали они также на сооружении мечетей и других государственных стройках. Они делились на различные отряды (орта), у каждого из которых была своя казарма.

По мере надобности аджеми переводились в корпус янычар и зачислялись в различные янычарские отряды.
Жизнь янычар была строго регламентирована. Те из них, кто размещался в столице, несли службу, охраняя Государственный совет (диван-и-хумаюн). Кроме этого они несли караульную службу в Стамбуле и открывали и закрывали городские ворота. Другой их важной обязанностью было тушение пожаров.

Кроме этого янычар посылали служить в крепости в различные города Османской империи и на ее границах. Разные орта янычар сменяли друг друга в различных гарнизонах раз в три года.
Командовал янычарами ага янычар. Ему подчинялись командиры орта, которых вначале насчитывалось 10, а впоследствии их число увеличилось до 101. Кроме этого в корпусе были еще кул кетхудасы, который отвечал за текущее состояние дел в корпусе и мухзыры – офицеры для особых поручений.

В корпусе янычар также был свой имам и четыре муэдзина.

В каждой орта имелись свои младшие офицеры: одабаши отвечал за порядок и дисциплину в подразделении, вакильхарч – за снабжение его продуктами, байрактар носил знамя.

Типичная одежда янычара состояла из широких штанов (шальвар) и рубахи из хлопка или льна (долама). Сверху они надевали халат (капут) и опоясывались кушаком, на котором носили кинжал.
Отличительной чертой одежды янычар, указывавшей на принадлежность к корпусу, был головной убор. Это был род колпака (бёрк), который изготавливался из белого фетра, с висящим сзади куском материи, напоминающим по форме рукав султанского халата.

Легенда гласит, что суфийский шейх – Хаджи Бекташ благословил янычарский корпус при его формировании, возложив рукав своего широкого халата на голову одного из первых янычар. Впрочем, турецкие историки отрицают эту мистическую связь, так как Хаджи Бекташ жил в 13 веке, а янычары появились лишь во второй половине 14 века.

В янычарском корпусе было много знамен: знамя Имам-и-Азам (Абу Ханифы), означавшее, что здесь служат сунниты, штандарт янычарского аги, полковые знамена, флаг кетхуды и знамена многочисленных орта.
Янычары являлись участниками многочисленных войн, в ходе которых Османская империя многократно расширяла свои пределы.

Со временем янычар, как и весь османский государственный аппарат, поразила коррупция. Учитывая их многочисленные привилегии, в корпус стали стремиться за взятки любители легкой жизни, которые вовсе не желали погибать в далеких походах. Офицеры янычар стали заниматься откровенными приписками, получая на «мертвых душ» жалование и провиант, и присваивали его себе.

К тому же янычары, не желали признавать того факта, что европейское военное искусство к началу 18 века проделало долгий эволюционный путь и наконец-то выработало эффективную тактику, позволявшую противостоять массированным ударам турецкой пехоты и кавалерии. Янычары насмехались над европейскими солдатами, которые действовали единообразно как живые автоматы по команде и делали упор на огневую подготовку, добиваясь высокой плотности ружейного огня, в то время как янычары, прекрасные фехтовальщики, стремились к рукопашной схватке.

Они выступали против всяких попыток реформировать корпус в духе веяний нового времени и не желали обучаться военному искусству на европейский манер, устраивая из-за этого постоянные бунты, знаком к которым было переворачивание котлов для приготовления янычарами пищи на Мясной площади в Стамбуле. Это и стало причиной и поводом для упразднения янычарского корпуса в 1826 году.

Недовольные этим и пытавшиеся в очередной раз бунтовать янычары были просто расстреляны из пушек. Оставшихся в живых сослали на острова Лесбос и Хиос в Эгейском море.

Так бесславно закончилась почти пятисотлетняя история войска, некогда приводившего в дрожь европейских полководцев.

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика