Слив евростандарта (часть 2)

Средневековый европейский город порой буквально утопал в зловонных стоках

Средневековый европейский город порой буквально утопал в зловонных стоках

Теги:

0
06 Марта 2016г. (26 Джумада аль-уля)


Слова с приставкой евро вызывают трепет и благоговение у народных масс из «третьего мира». В нашу жизнь прочно вошли такие понятия, как «евроремонт», «евромотель», «евроокна», и даже ласкающий слух либерала «евромайдан». Азербайджанский политолог и публицист Теймур Атаев решил не выпадать из тренда и посвятил научно-популярный цикл евростандарту чистоты и гигиены.



Продолжение части 1

Зарисовки о гигиеническо-бытовых нюансах европейской жизни периода Средневековья, Возрождения и Просвещения

Банный лист и монастырские уставы

Как отмечается, знаменитые термы в Древнем Риме возникли по греческому образцу и к началу I в. н. э. стали одним из главных центров общественной жизни римской цивилизации. Термы играли более важную роль, чем простое место для купания. Сюда приходили не только смыть грязь – здесь отдыхали душой и телом, обсуждали деловые и гражданские вопросы. Для этого термы, кроме собственно самих бань, включали гимнасии (залы для занятий спортом), сцены для театральных постановок, библиотеки, специальные залы для общения и парковые зоны. Каждый посетитель получал полный комплекс услуг для эстетического наслаждения. Так вот, римляне находились в бане обнаженными. Лишь женщины прикрывали волосы и жемчужные украшения, так как они портились от горячего воздуха. Периодически издавались законы, запрещавшие совместное присутствие лиц разного пола в одной бане, однако соблюдались они далеко не всегда. В период упадка Римской империи термы стали местом оргий и всяческого дебоширства, а после падения пришли в упадок(13).

Тем самым, в средние века термы стали восприниматься источником разврата. Посему нет ничего удивительного в констатации христианским апологетом конца II в., основоположником Александрийской богословской школы Климентом Александрийским того факта, что хождение в баню для удовольствия – "не в порядке вещей, ибо удовольствия бесстыдные должны быть совершенно изгнаны из наших нравов". Однако, возможно "пользоваться банями" для омовения, согревания, поддержания здоровья. Но если женщинам целесообразно посещать бани ради "чистоты и здоровья", мужчинам – "лишь в интересах здоровья".  Правда, по его словам, "омывать должно прежде всего душу очищающими водами Логоса (разума), а тело – лишь по временам, из-за грязи, которая к нему пристает, подобно тому, как и отдыхом мы пользуемся лишь время от времени".

Описывая же поведение в бане, мыслитель отмечал, что замужние женщины перед своими мужьями одежды "снимают неохотно, лицемерно отговариваясь стыдливостью, а каждый какой угодно мужчина этих столь скромно дома себя ведущих жен может нагими видеть в бане". Здесь "без стыда раздеваются они перед зрителями, как перед торговцами живым товаром этот бывает раздеваем". Тем самым, "женщины вместе с одеждой освобождаются и от чувства стыда", желая "своими прекрасными формами рисоваться, но и сами того не желая, доказывают тем свою нравственную опущенность". Поэтому "общие для мужчин и женщин бани ведут только к распутству", ведь "зрение обнаженного тела собой порождает желание"(14).

В свою очередь, считающийся одним из великих учителей церкви Ефрем Сирин в IV в. писал, что пренебрегающий украшением тела, сменой одежды и обращающий внимание "только на необходимую потребность тела", приобретает себе "славу на небесах". Поэтому "не станем обольщаться растленными страстями" и благолепием одеяния, а взыщем то, "что смиренно и чуждо тщеславию". Обосновывался данный подход обращением на себя взоров "не светлою одеждою", а добрыми делами, позволяющими проявить "свет твой пред всеми, чтобы прославляем был Господь"(15).

Но это не означало "жить в грязи", так сказать. Да, с IV в. возникает монашество, пропагандирующее аскетизм (хотя ни одно из этих понятий не фигурирует в Библии), и, например, в Уставе Святого Бенедикта (VI в.) для монахов, живущих общиной под руководством аббата, среди 72 правил фигурировал пункт "избегать роскоши". "Для каждого монаха" считалось достаточным наличие капота с капюшоном и туники, с предусмотрением двух пар – в целях их попеременного "мытья". Эта констатация носила не спонтанный характер, ведь Устав бенедектинцев призывал "любить чистоту". Так, суббота являлась днем уборки кухни, а занимающийся готовкой монах должен был постирать полотенца, при помощи которых монахи в течение недели вытирали руки и ноги. Кроме того, на служащего на кухне падала задача мыть ноги всем монахам: "И тот, чье служение уже подходит к концу, и тот, кто еще только приступает к нему, должны мыть ноги каждому"(16/а,б,в).

В своих комментариях к этому Уставу редактор журнал монастыря Blue Cloud (штат Южная Дакота, США) Бенет Твидтен (Benet Tvedten), проживающий в этом же монастыре (вступил в Орден бенедиктинцев в 1958 г.), раскрывает, что лаваториум (умывальник) в средневековых монастырях находился рядом с трапезной: здесь монахи умывались перед едой(17).

Банный день

Возвращаясь к "банной" теме, отметим свидетельствование историческими источники, что баны были известны Средневековью. Согласно "Хронике", составленной в конце IX в. по указанию короля Астурии Альфонсо III Великого (или даже им лично), он "повелел выстроить королевский дворец, бани и хранилища для всех видов запасов"(18).

Французский историк XII в. Вильгельм Тирский приводит пункты из Хартии привилегий, излагающей условия договора, заключенного между венецианами и князьями королевства Иерусалимского: "Во всех городах, состоящих под властью" короля Иерусалима Балдуина IV Прокажённого, "венециане имеют церковь, целую улицу, площадь или баню и пекарню в вечное и наследственное владение". При их желании "устроить в Акконе "пекарню, мельницу, баню" и т. д., "да будет разрешено всем жителям города пользоваться тем свободно для печенья, молотья и мытья, как бы то было королевскою собственностью"(19).

Собрание законов (фуэро) испанского г. Куэнка –   "Валенсийский кодекс" (1189 г. – XIII в.) – определяло еженедельные дни посещения жителями бани (отдельно для мужчин, женщин и евреев). С подчеркиванием, что на мужчин, которые "в женские дни войдут в баню или в какое-либо" из ее зданий, а также на подглядывающих за купающимися дамами, будет наложен штраф. Весьма симптоматична констатация документом, что в случае оскорбления или взятия "силой" женщины, пришедшей в баню "в мужской день" (как и при нахождении ее там в ночное время), "никакого штрафа" на мужчину не возлагается. Но того, кто "возьмет силой женщину или обесчестит" в другие дни, "надлежит сбросить"(20).

"Присутствовали" бани и в других городах. Старейший правовой сборник Германии, составленный судьей (шёффеном) Эйке фон Репковом в 1221-1225 гг. "Саксонское зерцало", в частности, фиксировал: "Если кто-либо возьмет из общественной бани чужой меч, или платье, или умывальный таз, или ножницы, которые по общему мнению похожи на его вещи", полагая, "что это его, будет держать эти вещи неспрятанными и затем обещает принести присягу, то эту вещь можно задержать и требовать ее возвращения"(21).

Устав ордена августинианцев, возникшего в 1244 г. в Тоскане (Италия) констатировал: "В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех"(22).

К 1268 г. по распоряжению парижского прево Этьена Буало был составлен корпоративный кодекс – перечень-устав ста ремёсел и промыслов (Книга ремесел) Парижа, фиксировавший, что желающий стать "банщиком" в Париже, может "им быть свободно, лишь бы работал по обычаям и кутюмам цеха". Однако, не допускалось "устраивать из своих домов днем и ночью публичных домов". Правда, по словам немецко-французского историка и писателя XIX в. Г. Деппена (Georges Bernard Depping), осуществившего первое издание документа, статут банщиков составлен позже(23).

Один из древнейших шведских областных законов (запись обычного права области Вестергётланд) – "Закон вестьетов" (XIII в.) – запрещал убийство, в т. ч. "в бане"(24).

В 1283 г. король Германии и император Священной Римской империи Рудольф I, во время осаждения города Петерлинген в Бургундии (ныне г. Пайерн в Швейцарии), "построил вокруг крепости дома, бани и укрепления, чтобы голодом принудить город сдаться"(25).

Горячие источники и лечебные ванны

В то же время, водные процедуры, без сомнений, совершенно не массово, имели место и на иных "площадках", включая "элитный" фон. В написанной в середине VIII в. бенедиктинским монахом в монастыре святых Петра и Павла в Нортумбрии (современный Джарроу) Бедой Достопочтенным одной из первых историй Англии фиксируется наличие "в этой земле" соленых источников: среди них "есть и горячие, вода которых используется в горячих банях, где моются раздельно, сообразно полу и возрасту"(26).

Согласно Эйнхарду, биографу короля франков Карла Великого (VIII-IX вв.), правитель любил "купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье". Из любви к горячим ваннам "построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни". Сюда приглашал сыновей, знать, друзей, "а иногда телохранителей и всю свиту", так что в отдельные дни иногда "сто и более человек купались вместе"(27).

Как отмечается в этой связи, целебная сила ахенских вод известна с давних пор: еще римские легионеры лечили с помощью местных источников боевые раны и отдыхали тут от ратных подвигов. Потом термы, построенные римлянами, были разрушены. Однако в 798 г. императора Карла Великого настолько впечатлили чудодейственные свойства источников, что он распорядился построить здесь лечебницу-резиденцию в стиле барокко. К слову, в настоящее время на ее месте находится роскошный спа-комплекс, предлагающий разнообразные оздоровительные процедуры. На его территории расположены 38 термальных бассейнов с водой разного химического состава и температуры. Источники Ахена считаются одними из самых горячих в Западной Европе(28).

Вместе с тем, вода использовалась и в качестве источника для лечебных процедур, т. е. укрепления здоровья человека. Так, в конце XII в. немецкая монахиня, настоятельница бенедиктинского монастыря в долине Рейна, одна из четырёх женщин, удостоенных почётного звания Учитель Церкви, автор (в т. ч.) трудов по естествознанию и медицине Хильдегарда Бингенская в своем произведении "Книга простой медицины – Физика", посвященной целебной силе трав, называла воду "источником жизни", в т. ч. и в ракурсе "избавления от грязи". В частности, она описала процедуру лечения глаз посредством речной проточной воды; актуализировала полоскание рта (в качестве средства укрепления зубов); одним из путей избавления от длительных менструаций высветила обвязывание смоченной в воде льняной ткани вокруг бедер – для "охлаждения внутренних процессов, ибо таким образом "чрезмерное кровоизлияние приостановится" (правда этот аспект приведет к положительным результатам вкупе с параллельным использованием и др. методов)"(29).

В начале XIII в. придворный поэт императора Священной Римской империи, короля Сицилии Генриха VI и летописец Петр Эболи (Petrus de Ebulo) в поэме De balneis Puteolanis ("Ванны Поццуоли") описал лечебные свойства ванн в этом итальянском городке на подступах к Неаполю. Сопровождая описание иллюстрациями, он привел правила приема лечебных ванн(30).

Говоря иными словами, уже в тот период практиковалось лечение организма посредством минеральных вод.

К слову, и в сегодняшние дни, в самом сердце Поццуоли,

расположены термы Неттуно. Гидротермальный водоем Поццуоли насчитывает множество источников, воды которых достигают высокой температуры (52°C) и используются вместе с вулканическими породами, добываемыми в месте изверженя сернокислых паров(31).

А рядом – и иной фон, где без воды и чистоты было не обойтись. Так, в ведении основанного орденом Доминиканцев в XIII в. монастыря Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella) функционировала аптека. Начиная с этого столетия, травники-доминиканцы изготовляли настойки из целебных трав и бальзамы, которыми лечили пациентов больницы(32).

Безусловно, лечебные "ванные" процедуры не были неким ноу-хау. Как отмечается, влияние на развитие ботанических знаний в Европе оказали страны арабского мира, в которых было немало последователей Аристотеля и других древнегреческих философов(33).

Мусульманский след

Действительно, к тому времени ученые мира ислама уже внесли свой вклад в мировую медицину. Так, мусульманский учёный-энциклопедист, автор трудов в области астрономии, сельского хозяйства, ботаники, металлургии, географии, математики и истории Абу Ханифа ад-Динавари еще в IX в. описал более 637 лекарственных растений(34).

В том же столетии аравийский химик ал-Кинди (Алкиндус) написал «Книгу химии духов и дистилляции, содержащую свыше ста рецептов ароматных масел, бальзамов, ароматических вод и имитаций дорогостоящих лекарств. Труд описывает более 100 методов и рецептов для создания духов и оборудование для производства парфюмерии(35).

В период с 1012 по 1024 гг. выдающийся Авиценна (ибн Сина) также представил важнейшие наработки в этих областях. "Баня приобретает [различные] достоинства от находящейся в ней воды". Если вода содержит соду и серу, либо она морская, золистая или соленая ("по естеству или искусственно"), то при кипячении в ней ягод лавра и пр., "она растворяет и размягчает, устраняет рыхлость и ожирение", препятствуя "излиянию материи к язвам". "Медистые, железистые и соленые воды тоже помогают от болезней", вызванных холодом и влажностью; содействуют снятию болей в суставах, подагры, астмы и заболеваний почек. Не преминул Авиценна затронуть и тему мазей: "смазывание принадлежит к лечебным средствам", доходящих до источника болезни. Также он писал о лечении отдельных болезней "такими сушащими средствами, как роза, мирт, листья мастикового дерева и тамариска", описывая полезность ромашки, семян сельдерея, горького миндаля, шафрана, ладана и т. д.(36).

Как подчеркивается в этой связи, мусульмане, будучи "гораздо лучше, чем христиане" знакомы "с естественнонаучными знаниями и с античной философией Греции", унаследовали и досконально изучили труды греко-римского врача Галена. Параллельно приверженцы Ислама самостоятельно осуществляли успешные наблюдения и эксперименты, прежде всего, в сфере медицины, химии, астрономии и математики. По результатам крестовых походов XI-XIII вв. христиане "высоко оценили и позаимствовали" у «неверных» некоторые удовольствия и удобства повседневной жизни. В отличие от Европы того времени, где "не слишком заботились об уходе за телом", мусульмане придавали большое значение воде и ежедневным омовениям. Лишь от них "христиане узнали" благотворное воздействие бань"(37).

Советский историк-медиевист, крупнейший специалист по истории крестовых походов Михаил Заборов отмечает, что со времени крестовых походов европейцы стали носить – на восточный лад – бороду и тюрбан, устраивать горячие бани, сравнительно часто менять верхнее платье и белье (в раннее средневековье в Европе умывались только холодной водой, да и то лишь изредка, платье же носили до тех пор, пока оно не приходило в ветхость, т.е. занашивали его до дыр). По определению М. Заборова, "уроки мытья в бане в равной степени были получены Западной Европой и в арабской Испании"(38).

В числе новых приёмов гигиены, приобретенных европейцами по итогам Крестовых походов, также называется мытье рук перед едой(39).

Вода, "облико морале" и аскетизм

Как бы то ни было, в рассматриваемом контексте речь совершенно не о "вторичности" подхода средневековых европейцев (вослед мусульманам) к слежению за гигиеной собственного тела. Все – значительно прозаичнее: какого-либо официального запрета (светского ли, религиозного ли) на содержание тела или места проживания в чистоте – не было. Как отсутствовало и недопущение пользования водой в тех или иных пределах. В конце-концов, функционировали ведь и фонтаны, а в XII в. секретарь и доверенное лицо архиепископа Кентерберийского Фомы (Томаса) Бекета – Уильям Фиц-Стефен – свидетельствовал, что дома горожан в пригородах Лондона повсюду окружены большими и великолепными садами. В северной части располагались поля, пастбища и живописные луга с бегущими по ним речками; здесь же находились "замечательные источники с целебной, сладкой, прозрачной водой," струящиеся по светлым камням(40).

На миниатюрах запечатлены чаны, скрепленные железными обручами и выстланные внутри простыней, служащих как для мытья, так и для стирки. В тех же публичных банях, которые посещало "большинство смертных, живущих в городах", можно было сделать эпиляцию. Прислужница посредством пемзы очищала и смягчала кожу дам – в целях поддержания ее белизны, ибо последний фон, вкупе с белокурыми волосами, являлся составной частью канона женской красоты, воспеваемой поэтами(41).

В 1292 г. в Париже насчитывалось 27 бань, куда жители направлялись для отдыха. Другое дело, что наряду с купанием, желающие без проблем могли воспользоваться услугами проституток(42).

В рамках сюжетной линии одной из новелл итальянского писателя и поэта XIV в. Джованни Боккаччо "Декамерона", говорится, что в некоем доме Неаполя (Италия), "где находились бани", наличествовала "очень темная комната", предназначенная для тайных свиданий любовников(43).

Т. е. проблема "облико морале", не укладывающаяся в христианский взгляд на вещи, действительно существовала. С этой точки зрения бани, конечно-же, могли вызывать неприятие Церкви. И если даже их раздельное посещение по половому признаку не приводило к искомому религией результату в нравственном плане (вспомним вышеприведенные библейские постулаты на счет блуда и греховности оголенного тела), стоит ли удивляться  отрицательному восприятию христианством пользования банями?

По данной же причине сложно посчитать спонтанным и рост аскетических настроений, немалым количеством лиц, возможно, воспринимавшихся как бы "протестом" против аморальных проявлений разного рода. Например, сыгравший значительную роль в возникновении в XI в. Цистерианского ордена (первоначально его составили представители ответвившейся части бенедектинцев) святой Бернард Клервоский основной добродетелью человека называл смирение. Под воздействием его "горячих проповедей" после 1170 г. в среде патрициата Лиона (Франция) распространилось и укрепилось убеждение, что "попасть в Царство небесное можно только отказавшись от всех земных благ, став бедняком и

живя среди бедняков". Так возникает "в гуще народной центр новой, духовной, власти" – власти «добрых людей», решивших жить по примеру учеников Иисуса Христа (правда, это не мешало данным поборникам "жития в бедности" скупать земли по выгодным ценам и "с особенной жестокостью" взыскивать десятину)(44).

Также в XII – XIII вв. церковный обиход пополняется исповедью и покаянием; формируется понятие греха (7 смертных грехов) и возможности спасения посредством церкви и добродетелей – как воплощение идей Нагорной проповеди Иисуса Христа в противоположность грехам. Тем самым, постепенно одним из важнейших личностных образцов Средневековья становится аскет, а понятие "аскетизм" представляется характеристикой добродетельного человека(45).

Но, повторимся, этот ход событий совершенно не предусматривал массовый отказ от использования воды или содержания тела в чистоте. Здесь, скорее, можно говорить об отсутствии в Средневековье культуры и традиций гигиены, да и разработки ее элементарных норм.

Нечистоты в замках    

Хотя один из известных историков и знатоков периода Средних веков Эварт Окшотт санитарию и гигиену той эпохи считает не такой примитивной, "как мы склонны думать". Утверждает он об этом в свете уборных, предусмотренных "в толще стен" средневековых замков. Искусные, по его словам, туалеты были "более комфортны, чем нужники", до сих пор встречающиеся в сельских местностях; к тому же "их было легче содержать в чистоте". Эти отхожие места представляли собой маленькие комнатки, выступавшие за наружную стену. Деревянные стульчаки находились над отверстием, открывавшимся наружу, и все отходы, как в поездах, вываливались вниз(46).

Отверстия "в полу уборных располагались" на стороне пересечения башен "с контуром внешней стены"(47).

Так, в аспекте основанного шведами в XIII в. в Выборге замка (Выборгский) упоминаются купальня и уборная – в форме ниши почти на всю толщину стены с каменной скамьёй в углублении и стоком на замковый вал(48). Под нишей подразумевается эркер, т. е. выступающая за плоскость фасада часть помещения, позволяющая увеличить внутреннее пространство жилища. "Проход" же нечистот мог заканчиваться в бочке, подвале, но, чаще всего, в наружной выгребной яме.

Однако, на поверку все выглядело далеко не так радужно, что отчетливо проявляется в событии конца XII в., приводимым английским священником и писателем ХVII в. Натаниэлем Уонли. По его словам, во время пребывания в 1184 г. короля Германии, императора Священной Римской империии Фридриха I Барбароссы в обители Святого Петра в городе Эрфурт, в один из моментов он направился в уборную (вместе с некоторыми высокопоставленными особами). Внезапно "находившийся под ними пол начал проваливаться". Проворному императору удалось ухватиться за "железные решетки окна", что позволило ему не упасть вниз. Так он и провисел некоторое время, пока ему не помогли. Однако, для ряда находившихся вместе с ним ситуация завершилась иным результатом: "эти господа" вместе с провалившимся полом полетели на самое дно, утонув (в прямом смысле) в нечистотах(49).

Но здесь волей-неволей рождается вопрос: ежели отхожие места такого рода были предназначены для высокопоставленных особ, что в этом плане предусматривалось для обслуживающего персонала семьи владельца замка, численность которых было немалой? Они "опустошались" где попало? Ну, допустим, процесс протекал за пределами замка, а как тогда отправляли естественные потребности городские жители?

Продолжение следует



13.Термы Каракаллы

http://tisamsebegid.ru/rim/termy-karakally

14.Климент Александрийский. Педагог

http://predanie.ru/kliment-aleksandriyskiy/book/69135-kliment-aleksandriyskiy-tvoreniya/

15.Преподобный Ефрем Сирин. Об одежде монаха

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/817

16.St. Benedict Rule

а/http://www.umilta.net/rb1.html

б/http://www.umilta.net/rb2.html

в/http://www.umilta.net/rb3.html

17.Бенет Твидтен. Наша доля в Царстве Небесном. Комментарий бенедиктинского монаха к Уставу Св. Бенедикта

wccm.ru/files/br_benet_tvedten_osb_-_share_in_the_kingdom.doc

18.Альфонсо III. Хроника

http://www.vostlit.info/Texts/rus4/AlfonsoIII/frametext.htm

19.Вильгельм Гийом Тирский. История деяний в заморских землях

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Giiom_Tir/otryvok6.phtml?id=7403

20.Фуэро Куэнки. Валенсийский кодекс

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XII/1180-1200/Fuero_Cuenc_Sepulved/text1.htm

21.Эйке из Репкова. Саксонское зерцало

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/XIII/Sachsenspiegel/frametext3.htm

22.Устав ордена августинианцев

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/katholic/Article/ust_avgust.php

23.Регистры ремесел и торговли города Парижа

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/France/XIII/Registry/frametext3.htm

24.Закон вестьетов

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Skandinav/Sweden/Vestgetalag/frametext1.htm

25.Большие анналы Кольмара

http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Ann_Colmar/frametext2.htm

26.Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов

http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Beda/frametext1.htm

27.Эйнгард. Жизнь Карла Великого

http://www.bibliotekar.ru/Prometey-11/9.htm

28.Термальные источники «Карловы Термы»

http://redigo.ru/geo/Europe/Germany/poi/50852

29.Liber simplicis medicinae – Physica

http://www.hildegardiana.es/34physica/03p2c02.html

30.De Balneis Puteolanis

http://weblioteca.uv.es/cgi/view7.pl?sesion=2016020421020527772&source=uv_ms_0838&div=15

31.Термы Неттуно

http://www.aquathermae.net/%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%8B-%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%BE/

32.Парфюмерный дом Santa Maria Novella

http://www.imagine-parfum.ru/santamarianovella.php

33.История систематики растений: средневековье и эпоха Возрождения

http://medbiol.ru/medbiol/botanica/0013f2f1.htm

34.Лекарственные травы и растения – лечение и применение

http://www.nazdor.ru/topics/food/products/current/471655/

35.Ароматы веков

http://lambrenews.in.ua/aromaty-vekov/.html

36.Ибн Сина Абу Али. Канон врачебной науки

http://royallib.com/book/ibn_sina_abu_ali/kanon_vrachebnoy_nauki.html

37.Предистория крестовых походов

http://history-paradox.ru/krest_pohody.php

38.Михаил Заборов. Крестоносцы на Востоке

http://militera.lib.ru/h/zaborov/07.html

39.Жестокие последствия крестовых походов

http://www.nachideti.ru/history/69-posledstvija.html

40.Уильям Фиц-Стефен. Описание благороднейшего города Лондона

http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Fiz-Stefen/frametext.htm

41.Женевьева Брюнель-Лобришон, Клоди Дюамель-Амадо. Повседневная жизнь во времена трубадуров XII-XIII веков

http://www.e-reading.club/bookreader.php/1014573/Bryunel-Lobrishon_-_Povsednevnaya_zhizn_vo_vremena_trubadurov_XII-XIII_vekov.html

42.L’Hygiene au Moyen Age

http://www.bibliotheque.toulouse.fr/Hygiene-au-moyen-age.pdf

43.Джованни Боккаччо. Декамерон

http://lib.ru/INOOLD/BOKKACHO/dekameron.txt

44.Дюби Ж. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д’Арк. 987-1460

http://knigi.tor2.org/?b=17543

45.Культура западноевропейского средневековья

http://vk.com/doc35301973_132733250?hash=157821229a67f81794&dl=6b22d3818f5c2cfa34

46.Эварт Окшотт. Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения

http://www.razlib.ru/istorija/rycar_i_ego_zamok_srednevekovye_kreposti_i_osadnye_sooruzhenija/p3.php

47.А. Гамильтон Томпсон. Английский замок. Средневековая оборонительная архитектура

http://rutlib.com/book/4598/p/7

48.История Выборгского замка

http://www.piligrimstory.com/2012/03/blog-post.html

49.Nathaniel Wanley. The Wonders of the Little World; or a General History of Man

https://archive.org/stream/wondersoflittlew00wanluoft/wondersoflittlew00wanluoft_djvu.txt

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика