Слив евростандарта (часть 3)

Понятие гигиена считалось богопротивным в средневековой Европе

Понятие гигиена считалось богопротивным в средневековой Европе

Теги:

1
07 Марта 2016г. (27 Джумада аль-уля)


Слова с приставкой евро вызывают трепет и благоговение у народных масс из «третьего мира». В нашу жизнь прочно вошли такие понятия, как «евроремонт», «евромотель», «евроокна», и даже ласкающий слух либерала «евромайдан». Азербайджанский политолог и публицист Теймур Атаев решил не выпадать из тренда и посвятил научно-популярный цикл евростандарту чистоты и гигиены.

Зарисовки о гигиеническо-бытовых нюансах европейской жизни периода Средневековья, Возрождения и Просвещения



Продолжение части 2

"Посторонись!"

На основе документальных источников французский историк, блестящий специалист по средневековому Парижу Симона Ру раскрывает, что туалетные удобства зависили от "социального преуспеяния" жителей городов. Так, дома нотаблей, богатых буржуа или ближних слуг монархии воспроизводили собой в более скромном варианте просторные княжеские дворцы. Наряду с наличием большого количества комнат, тут выискивалось место для отдельной кухни, "плиточный" пол в которой имел небольшую  наклонность для стока жидких отходов в «слив» – желоб, выходящий во двор или на улицу. Здесь же наличествовало и отхожее место. Схожая обстановка также встречалась в местах жительства крупных торговцев и обеспеченных клерков. При этом отдельные комнаты дорогих домов могли "сдаваться внаем" (с наличием в них водостоков, труб "для слива грязной воды и уборной")(50).

Для других же слоев населения, находившихся на нижних ступенях социальной лестницы, в "туалетном направлении" предусматривалось использование выгребных ям(51), устраивавшихся между жилыми комнатами, иногда прямо под полом, причем даже в самых знатных дома(52). Сюжетная линия одной из новелл того же боккаччовского "Декамерона" приводит писателя к описанию устройства (именно так!) неапольского туалета того времени. Путь к нему проходил через дверцу в углу комнаты. За дверцей, "в узком проходе на двух перекладинах, шедших от одного дома к другому, прибито было, как то мы часто  видим  между двумя домами, несколько досок и на них устроено сиденье". Так вот, когда одна из этих досок "свалилась вместе" с героем новеллы, "естественная  потребность" которого требовала "освободить желудок от излишней

тяжести", вместе с нею "провалился и он", в связи с чем  "весь выпачкался в нечистотах, которыми полно было то место"(43).

Однако, нередко в домах отсутствовали и выгребные ямы, и мало-мальское подобие уборных. Поэтому грязную воду обычно выливали в желоб, выходивший на улицу(50). Но желоба присутствовали далеко не повсеместно, и если

проживавшие на первых этажах еще могли прорубить мелкое отверстие, через которое нечистоты кое-как просачивались в землю, что происходило с испражнениями жителей со вторых и последующих этажах?

Как отмечается на сайте французского Центра информации по воде (CIEAU), с учетом отсутствия "в большинстве домов туалетов", жители использовали горшки. Так вот, "наиболее применяемым методом" являлось их "опустошение из окон прямиком вниз" под клич: "Всё на улицу"(53).

Но более популярным оказалось выражение "Gardez l'eau", переводимое с французского как "Следите за водой!". Британские авторы пишут, что это французское словосочетание прижилось в Эдинбурге (Шотландия). Здесь постоянно в ходу был крик Gardy-loo (производное от gardez l'eau), вслед за которым из окон домов отходы сбрасывались на улицу(54). Так что под gardez l'eau подразумевался, скорее, клич "Осторожно, (или "посторонись"), вода". В преломление к средневекому Парижу это выражение в вышеотмеченном смысле используется и в статье авторитетнейшего журнала National Geographic о "подземном" Париже(55).

Ароматы средневековых городов

Наверное, в условиях отсутствия в городах канализации, вполне понятно, к какому аромату могло привести выбрасывание нечистот на улицу. Тем более вкупе с их  "стыковкой" с отходами ремесленников (в частности, кожевенников), мясников, торговцев рыбой, также избавлявшихся от мусора по направлению "куда глаза глядят"(53). Увеличение численности мясников в Париже, выбрасывавших на мостовую потроха забитых животных и помои, приводило к затруднению стока воды на улице, несмотря на сильный уклон с «холма святой Женевьевы»(50). Как следствие, содержимое сточных канав начинало прилюдно "плавать" по улицам(53), и  ужасный запах распространялся по всей улице(50).

Посему совершенно не удивительно приводимое в описании жизнедеятельности короля Франции Филиппа II Августа, подготовленном в начале XIII в. по заказу знаменитого парижского аббатства св. Дионисия (Сен-Дени) монахом Ригором. Как-то в 1184 г., будучи в Париже, этот правитель остановился во дворце на острове Сите. В один из дней имевший "обыкновение созерцать Сену для отдохновения души" Филипп Август, приблизившись к окнам, почувствовал "невыносимое зловоние". Оно было вызвано тем, что "четырехколесные повозки, проходящие через город и влекомые лошадьми" двигались, "переворачивая грязь". Будучи не "в состоянии выносить смрад", он, созвав бюргеров города, распорядился вымостить "улицы и переулки" по всему Парижу "твердыми и прочными камнями"(56). Указание, однако, было осуществлено частично, затронув исключительно центральные улицы(57).

Посередине их мостовых провели сточные канавы, ведущие к Сене, р. Бьевр или к канавам, проложенным вокруг укреплений(53).

В свою очередь, в 1189 г. первый мэр Лондона Henry Fitz-Ailwin de Londonestone издал закон, согласно которому выгребные ямы можно выкапывать не ближе 80 см от построенного на каменной основе соседнего здания, и  на расстоянии свыше метра (если оно возведено из других материалов). Глубина выгребной ямы зависела от количественного состава семьи(58). Эти углубления предписывалось очищать раз в три месяца. Но то ли их объем не соответствовал потребностям семьи, так сказать, то ли очищение осуществлялось с запаздыванием, то ли дождь часто лил, содержимое ямы растекалось, и одежда проходящих рядом людей пачкалась.  Можно представить, что происходило с ними в темное время суток, когда не было видно "ручья", вобравшего в себя калом, мочу и другие нечистоты(59).

В Швейцарии и Германии наличествовали переулки ( шириной от 30 см до 1 м), которые шли параллельно или перпендикулярно улицам, за домами, и были предназначены для приема всевозможных отходов(60).

В своем труде "Die deutschen Stadte und  Burger im Mittelalter" эту ситуацию интересно осветил немецкий исследователь Bernhard Heil. По его словам, в XI-XIII вв. многие города Германии, с их башнями, "величественными церквами и пышными королевскими или княжескими дворцами", представляли импозантный фон. Но любой путешественник, попадая вовнутрь "городской черты", сталкивался с иной картиной, в частности, с грязными улицами без мостовых и тротуаров, вне ночного освещения. В дождливое время эти улицы пересекались с полными водой рытвинами, так что двигаться по ним можно было только с большим трудом(52).

Усугублялось данное развитие событий и иными причинами. Например, при поднятии уровня воды в Сене, потоки нечистот, стекавших по вырытым канавам, заполняли улицы. Выбрасывание в эти же канавы бытового мусора приводило к скорому засорению стоков, в связи с чем Париж в буквальном смысле превратился в большую сточную яму и источник опасных инфекций, продолжая источать зловоние(61). Эту картину в аспекте Парижа в художественном стиле преломил выдающийся Виктор Гюго: "Сточные воды Парижа имели дерзость выступать из берегов, как будто этот непризнанный Нил вдруг приходил в ярость. Тогда  происходило нечто омерзительное – наводнение города  нечистотами. Время от времени желудок цивилизации начинал плохо переваривать, содержимое клоаки подступало

к горлу Парижа, город мучился отрыжкой своих отбросов"(62).

Схожая ситуация происходила и в Англии: вокруг (или, скорее, внутри) р. Флит, протекающей через Лондон к Темзе. Эта река считалась одним из главных источников питьевой воды и, кроме того, имела значение как транспортный коридор на пути в Северный Лондон. Но, по свидетельству британских источников, "наибольшую известность" Флит приобрела благодаря ее использованию в качестве канализации: река фактически превратилась в желоб для уборных, скотобоен, кожевенных заводов. Сбрасывавшиеся сюда различного рода отходы, включая человеческие экскременты, забили реку, приведя к возникновению неимоверной вони. Как следствие, в 1290 г. приор (настоятель) расположившегося недалеко от реки монастыря Уайтфрайарс подготовил на имя короля жалобу о проступающем из Флита на всю местность "гнилого запаха", который не под силу ликвидировать даже с помощью ладана. При этом констатировалось, что зловоние "вызвало гибель некоторых членов братства" (63/ а,б,в).

Канализация нам только снится?

Таким образом, люди вынуждены были передвигаться по щиколотку в вонючей жиже "неочищенных сточных вод" улиц. Проживавшие на уровне земли (фактически в кишевших крысами вонючих "подземных камерах") многоквартирных домов ощущали просачивание этих сточных вод, что было невыносимо(64). Поэтому отдельные жители искали пути избавления от постоянного запаха кала из отхожих мест. Так, наличиствует исторический документ за 1314 г., свидетельствующей о жалобе соседей на одну из жительниц многоквартирного дома в Лондоне. Она провела "деревянную трубу" от своего сиденья в нужнике к желобу, предназначенному для попадания в него дождевой воды и ее слива в канаву. Однако попадающие в желоб нечистоты застревали в желобе, вследствие чего жители дома ощущали зловоние. Суд постановил удалить трубу в течение 40 дней(65).

Именно из-за нежелания весь день ощущать запах в своих небольших комнатах, средневековые жители и предпочитали пользоваться горшком, сразу после "процедур" желая поскорее избавиться от его содержимого. Вот и не прекращался клич "Gardez l’eau", в если вдруг кто запамятовал предупредить или некто из проходящих под окнами плохо слышал, тут уже ничего не поделаешь.

А, спрашивается, могло ли быть по-другому, ежели в городах отсутствовали минимальные признаки канализации?

А ведь еще в VI в. византийский писатель Прокопий Кесарийский, секретарь одного из величайших полководцев Византийской империи Велизария, будучи в Риме (во время итальянской кампании), затрагивал и аспект "подземных каналов (клоак)", выносящих из города "всякие нечистоты", правда, с констатацией поступления отбросов в р. Тибр(66).

Однако, несмотря на то, что во времена Римской империи были построены первые очистные сооружения в Париже и проложены под землей канализационные трубы (до сих пор находятся в Латинском квартале под руинами римских бань: около 18 м из них сохранились до наших дней), с падением этого образования ушла в небытие и канализационная система(61).

Но потрясшая в середине XIV в. Европу эпидемия чумы поспособствовала активизации на континенте "чистоплотных" шагов. В 1348 г., на фоне гибели от чумы масс парижан, родился королевский указ, запрещавший подметать улицы после проливных дождей (для ограничения сброса отходов в Сену, являвшейся основным источником питьевой воды горожан)(67). Видный французский специалист по охране окружающей среды, дотошно исследовавшая историю борьбы с бытовыми отходами в Европе, Катрин де Сильги отмечает, что непосредственно эпидемия заразы привела к появлению ордонанса парижского прево, требовавшего от домовладельцев способствовать вывозу грязи и бытовых отходов в предусмотренные места. Но, хотя на нарушителей возлагался штраф, людей все равно сложно было отучить от сбрасывания отбросов в Сену, и вскоре до жителей был доведен запрет на загрязнение рек, включая выброс навоза, также под угрозой штрафа, вплоть до попадание в тюрьму. Но дело с мертвой точки не сдвигалось(68), и между 1361 и 1364 гг. французский король (с 1364 г.) Карл V, вследствие загрязненности парижского воздуха и никуда не улетучившихся неприятных запахов, перенес свою резиденцию из острова Сите в более экологически чистый квартал Сен-Антуан, где для него был построен новый жилой  комплекс(69). Во второй же половине XIV в., в годы занятия должности прево Парижа Гуго Обрио (Hugues Aubriot), впервые были выведены в реку каналы для дождевой воды. А между 1370 и 1374 гг. – заложен прообраз канализационной системы: посредством 300-метрового подземного арочного канала-коллектора (каменная кладка) под ул. Монмартр, вода стекала в ручей Менильмонтан, откуда прямиком попадала в Сену (70/ а,б,в,г). Тем самым, по словам Виктора Гюго, "ручей родниковой воды из Менильмонтана возвели в достоинство Главной клоаки Парижа"(62). Но эта "ветка" канализации не разрасталась длительный период.

По словам Вацлава Цилека, исследователя подземной Праги и, по его словам, исторического подземелья, в абсолютном большинстве случаев в Европе того времени речь могла идти лишь о сливе "длиной пару десятков метров", отводившим "нечистоты подальше от дома", причем в тех местах, где осуществлять это позволяло снижение рельефа местности. В основной массе же нечистоты продолжали "приниматься" протекавшими по улицам отдельными ручьями и каналами. Лишь к 1310 г. относится первое письменное упоминание о канализации в Праге, правда, касательно исключительно дома пробста (настоятель католической церкви или монастыря) на Нерудовой улице(71). Появление новшества именно на данном участке неудивительно, ибо в Средневековье через Nerudova ulice пролегал главный путь к Пражскому Граду – Королевская дорога(72). По всей видимости, потому и нужно было облагородить это место. В остальных случаях "большинство сливов заканчивалось на улице или в яме, откуда просачивалось в расположенные поблизости колодцы"(71), а из окон вновь выплескивалась "грязная вода"(73).

Автор и редактор сайта «Прага. Тени минувшего», составительница исторических карт столицы Чехии, знаток средневековой истории города Г. Пунтусова приводит легенду о происхождении названия дома «У Черного креста», что стоял на месте небольшой площади перед костелом св. Мартина, находящегося на сегодняшней границе Старой и Новой Праги. В 1386 г. в доме проживал бургомистр Иржик Швергамр. Знак местной власти – золотую печать – он хранил в футляре, подвешивая его на ремень. В один из дней, придя со службы домой, он, сняв ремень, положил его на стол. Перед сном его супруга решила искупать дочурку в лохани. Малышка расплакалась, и чтобы успокоить ее, мать дала в качестве игрушки золотую бургомистровскую печать, которую вытащила из футляра. Уложив дочку спать, женщина выплеснула воду из лохани в окно и лишь глубокой ночью вспомнила про печать, замерев от ужаса: выносить печать за пределы ратуши категорически запрещалось, а потеря грозила жесточайшим наказанием. Ночные поиски ни к чему не привели: знака городской власти не было ни под окном, ни в сточной канаве, ни на мостовой. Ранним утром случайный прохожий увидел на земле печать, поднял ее и отнес в ратушу. При появлении бургомистра на работе, к нему подошел первый советник, попросив предъявить печать. Футляр был пуст, не обнаружил он ее и дома. Понурив голову, бургомистр вышел на улицу, где его советники зачитали бедняге смертный приговор. Палач лишил виновного головы, скатившейся на тротуар перед домом. Вот в память об этом печальном событии сострадательные люди поставили на этом месте каменный черный крест, и к дому прикрепилось название «У креста»(74).

В целом, непрекращающаяся "вакханалия нечистоплотности", приводящая к нескончаемым эпидеям, будоражила умы немалого количества европейцев. Как следствие, в первой трети XV в. английский поэт Джон Лидгейт в стихотворной форме актуализировал необходимость изобретения некой системы для защиты жителей (в т. ч.) от "ужасного воздуха" и "мора"(75).

Произошло это на рубеже подступления эпохи Возрождения.



Продолжение следует

 

50.Симона Ру. Повседневная жизнь Парижа в Средние века

http://coollib.com/b/226247/read

51.Dry Land Disposal

http://nautarch.tamu.edu/portroyal/CHAMBER/Dry_land.htm

52.Цит. по: Юлиан Борхардт. Экономическая история Германии

http://admw.ru/books/YUlian-Borkhardt_Ekonomicheskaya-istoriya-Germanii/19

53.Les eaux usees a travers les ages

http://www.cieau.com/les-eaux-usees/les-eaux-usees-a-travers-les-ages

54.См. The Town Below the Ground: Edinburgh's Legendary Underground City by Jan-Andrew Henderson

http://www.odd-scotland.com/Who-Said-What-About-Edinburgh.html

55.Descent Into Paris. By Barbara Noe

http://ngm.nationalgeographic.com/print/2011/02/paris-underground/noe-text

56.Ригор. Деяния Филиппа-Августа, короля франков

http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Rigord/frametext2.htm

57.Париж времен Филиппа Августа

http://ww+w.philippe-auguste.com/ville/pavage.html

58.William Hodding Carter. Flushed: How the Plumber Saved Civilization

https://books.google.az/books?id=wOaqkxplV_AC&pg=PA91&lpg=PA91&dq=1189+england+cesspit&source=bl&ots=I6YFlTEw75&sig=WQBv82TDm1HoCrNfuvf5ODuZC-I&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjczLDq1NTKAhWnm3IKHX0WBGIQ6AEINDAD#v=onepage&q=soil&f=false

59.Dry Land Disposal

http://nautarch.tamu.edu/portroyal/CHAMBER/Dry_land.htm

60.Сергей Кульбака. История канализации. Часть II

http://www.s-b-s.su/uyutnyjj-dom/articles/repair/vse-o-remonte/kanalizaciya-2/

61.Парижский музей канализации

http://abc-is.ru/parizhskij-muzej-kanalizacii/

62.Виктор Гюго. Отверженные

http://www.lib.ru/INOOLD/GUGO/otwerzh3.txt_Piece100.02

а/The annals of Fleet Street, its traditions and associations by Chancellor, E. Beresford (Edwin Beresford)

https://archive.org/stream/annalsoffleetstr00chan/annalsoffleetstr00chan_djvu.txt

б/The History of the River Fleet

https://camden.gov.uk/theme/fc-sw2/ccm/cms-service/download/asset/?asset_id=3327412

в/M. Conner McCallum. Fleet river

http://medievallondon.ace.fordham.edu/exhibits/show/medieval-london-sites/fleetriver

64.См. The Town Below the Ground: Edinburgh's Legendary Underground City by Jan-Andrew Henderson

http://www.odd-scotland.com/Who-Said-What-About-Edinburgh.html

65.London Assize of Nuisance 1301-1431 A Calendar

http://www.british-history.ac.uk/london-record-soc/vol10/pp41-54

66.Прокопий Кесарийский. Война с готами

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop_4/text12.phtml?id=13013

67.Chronologie de Paris au Moyen Age

http://expose.over-blog.fr/article-16405210.html

68.Сильги Катрин. История мусора

http://royallib.com/book/silgi_katrin/istoriya_musora.html

69.Paris in the Middle Ages

https://en.wikipedia.org/wiki/Paris_in_the_Middle_Ages#CITEREFFierro1996

70.

а/Les egouts

http://keblo1515.free.fr/souterrinterdit/egouts.htm

б/Обрио, Гуго

http://www.ejwiki.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BE,_%D0%93%D1%83%D0%B3%D0%BE

в/Paris Sewers

http://itotd.com/articles/432/paris-sewers/

г/Parisian Sewerage from 1220-1789

http://www.simple-is-beautiful.org/fredek/parisproject/sewer1200_1789.html

71.Vaclav Cilek. Подземная Прага. Канализация – забытое чудо города

http://prahafx.ru/stavba/podzemi/kanalizace.htm

72.Улица Нерудова

http://tisamsebegid.ru/praha/ulica-nerudova

73.Яна Земанова. Прага вдоль и поперек

http://www.guide-jana-zemanova.com/ru/----1/

74.Галина Пунтусова. Легенды старой Праги. Утерянная печать

http://prahafx.ru/legend/pechat.htm

75.John Lydgate. Troy Book

https://archive.org/stream/lydgatestroybono9701lydguoft/lydgatestroybono9701lydguoft_djvu.txt

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Трансплантант реальности 08 Марта 2016г.
Ответить

Мда,если не адаптировать сегодня, форсированно,- многочисленных беженцев то,ситуация может стать такой как описано выше!Меня удивляет по этому поводу российская позиция,-полная отречённость..Милая Меркеле,-срочно дайте беженцам работу.,пусть зарабатывают на жизнь,иначе велика вероятность,что они будут пополнять ряды ИГ..Мда.

Яндекс.Метрика